Автор: Сапрыкина Елена Райнгольтовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район Наименование материала: методическая разработка урока по ФГОС Тема: "Правописание парных согласных в корне слова" Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».
Цель: закрепить способы проверки парных согласных путём изменения формы
слова и путём подбора однокоренных слов.
Планируемые результаты.
Предметные.
1.
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
2.
Научатся сопоставлять произношение и написание слов.
3.
Подбирать примеры слов с парными согласными .
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и
общения и следовать им.
Регулятивные: у меть определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие
в соответствии с поставленной задачей;
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности
учебной
деятельности.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Ход урока .
1.
Орг.момент
2.
Чистописание. (работа в парах)
На карточках написаны строки:
Еще в полях белеет сне___,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …
- Прочитайте вместе стихотворение. Определите сами, какую букву мы будем
писать на минутке чистописания. Посоветуйтесь, совпадает ваше мнение с
мнением соседа по парте.
-Какую букву будем писать? Почему «Г»? (потому что проверочное слово снега)
-Почему ты подбирал проверочное слово? Что это за звуки «г» , «к»? (парные
по звонкости-глухости)
-Давайте запишем дату.
- Посмотрите, как пишется буква «г»(на эл.доске анимация). Напишите одну
строку. Поменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую букву
карандашом.
3.
Словарная работа.
На доске картинки словарных слов: заяц, лисица, медведь, воробей,
сорока, ворона.
- Назовите изображенные предметы. Что объединяет эти слова?
(Это
словарные слова).
-На какие группы мы можем разделить наших гостей? (птицы и животные)
-Давайте запишем эти слова. У доски пойдут работать…, Первый ученик
записывает слова-названия птиц, а второй слова-названия животных.
-Проверьте себя.(на доске появляются слова). Самопроверка.
-Посмотрите правильно ли записали слова ребята у доски.
-Ребята, какие изменения произошли с нашими гостями с приходом весны?
4.
Орфографическая минутка. (на эл. доске слова)
- Составьте предложение из этих слов. Запишите в тетрадь. Выделите главные
члены предложения. Определите части речи.
Предложение: На л_сной п_лянке появилась первая тра_ка.
-Какие буквы вставили в словах «лесной» и «полянка»?
-Какую букву вставили в слове «травка»? Почему?
5. Самоопределение темы урока.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте определить тему урока.
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Сформулируйте тему …
(Слайд2 ) Правописание парных согласных в корне слова
(Слайд 3) – Обратите внимание на эти слова (сне(г,к), ука(з,с)ка, око(ш,ж)ко),
какая проблема возникает при их написании?
(На конце в парных согласных допустимы ошибки)
– Чтобы решить проблему, поставьте перед собой цели, продолжив фразы:
(Слайд 4) – Я узнаю …
– Я научусь …
– Да, мы
узнаем правила проверки парных согласных,
научимся правильно
подбирать проверочные слова и писать слова с парными согласными. (Слайд 5)
6.Работа по теме урока. (Слайд 6)
- Ребята, прочитайте пословицу, почему так говорят? (Весна да осень - на
дню погод восемь.) Посмотрите и у нас появились тучки. Тучки эти со
словами, в словах пропущены буквы, на месте парных согласных звуков.
Давайте определим, какую букву вставить. (Фронтальный опрос).
- Как подбирали проверочные слова? (чтобы после парного согласного стоял
гласный)
Звук согласный проверяй.
Рядом гласный подставляй.
7.Физкультминутка.
8. Работа в группах.
Распределяю на 4 группы и определяю капитанов.( Можно предложить
самоопределиться.)
Ученики рассказывают правила работы в группе, получают задание. На
работу даю 5-7 мин.
1 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать много
предметов. Вставьте пропущенную букву. Укажите над словами число. Является
ли это слово проверочным? Удалось вам проверить парный согласный
?
Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую
за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:
2 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать
предметы с уменьшительно-ласкательным значением. Вставьте пропущенную
букву. Является ли это слово проверочным? Являются эти слова
однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить парный согласный
?
Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую
за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:
3 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать действие
предметов. Вставьте пропущенную букву. Является ли это слово проверочным?
Являются эти слова однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить
парный согласный
?
Подчеркните букву на месте проверяемого парного
согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите
предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:
4 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать признак
предметов. Вставьте пропущенную букву. Является ли это слово проверочным?
Являются эти слова однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить
парный согласный
?
Подчеркните букву на месте проверяемого парного
согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите
предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:
Когда ребята выступают и делают выводы, в ходе работы на доске должна получится таблица:
Способы проверки
Изменение
числа
Подбор однокоренного слова
Существительно
е
Глагол
Прилагательное
Работа группы
Работа группы
Работа группы
Работа группы
-Посмотрите, сколько способов проверки парных согласных мы знаем. Кто
готов попробовать сформулировать общее правило?
Пользуясь таблицей проверьте слова: «дождь» и «поход». (Слайд 7)
9 . Работа по учебнику.
Применим наши выводы. Откройте страницу 86 упр.58. (Ученик читает
задание.) Если время позволяет выполняют полностью, если нет, то по
вариантам. С комментированием у доски 2 ученика. Тем, кто быстро справился
выдаю карточки для индивидуальной работы.
10.Самостоятельная работа. (Слайд 8)
-Выполните самостоятельно.
В коро..ке лежат скре..ки.
Дети снимают ша..ки и шу..ки.
10.Игра «Маленький-большой» (устно)
Березка-(береза), ягодка-(ягода), травка-(трава), шляпа-(шляпка), козлятки-
(козлята), головка-(голова).
А теперь наоборот: коляска-(колясочка), пробка-(пробочка), конфетка-
(конфеточка), ветка-(веточка), кошка-(кошечка), лягушка-(лягушечка), утка-
(уточка), сказка-(сказочка).
11.Игра « Заставь действовать» (устно)
-
Перед вами слова, ваша задача записать только буквы, которые нужно
вставить.
Сне(г,к), ястре(п, б), гара(ш,ж), вхо(д,т), ска(з,с)ка, рука(в,ф).
-Проверьте себя.(на доске появляется правильный ответ:
г, б, ж, д, з, в.
)
Оцените себя. Поставьте !, + или -.
Используя листочки, которые вы получили в начале урока, покажите мне, как
вы оценили свою работу.
13.Подведение итогов урока. (Слайд 9)
-Дополните предложения:
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
-Как узнать, какую букву нужно написать на месте парного согласного в корне
слова?
14.Домашнее задание. Стр. 87, упр. 60.