Автор: Клюкина Наталья Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 54" Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Правила подготовки и ведения интервью" Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока
«Правила подготовки и ведения интервью»
для учащихся 6-х классов
общеобразовательных школ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №54»
Учитель: Клюкина Наталья Александровна,
первая квалификационная категория
Предмет: риторика
г. Новоуральск, 2015
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Основные
этапы и время
организации
учебной
деятельности
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивирование
к учебной
деятельности
(1 минуты)
- Добрый день, ребята! Прошу
вас садиться.
Актуализация
(6 минут)
- Готовясь к нашему занятию, я
нашла интересный видеосюжет,
предлагаю вам его посмотреть.
(Видео 3 минуты)
- Что вы увидели на экране?
- О чем сегодня мы будем
говорить на нашем занятии?
- А вы можете дать определение
этому слову?
- Наше определение слова
«интервью» давайте сверим с
определением, которое даётся в
словаре.
(учащимся предлагаются
Толковый словарь и Словарь
иностранных слов)
- А однокоренные слова у этого
слова есть?
( Как называют чел-ка,
который ведёт интервью? –
интервьюер
А есть ещё слово
интервьюировать, значит
получать интервью (сведения,
информацию) от кого-либо.)
Информация для оформления
доски
Интервью - это
предназначенный для печати,
радио, телевидения речевой
жанр, в основе его лежит беседа
журналиста с каким-либо
лицом.
Интервьюер - человек (обычно
журналист), ведущий интервью,
интервьюирующий кого-либо.
-Эпизод интервью Юлии Малышевой с
Димой Биланом.
- Сегодня на занятии говорить об
интервью.
Учащиеся дают своё определение слову
интервью
Интервьюировать - получать
интервью (сведения,
информацию) от кого-либо.
- Ребята, а как вы думаете,
почему меня заинтересовал этот
видеосюжет?
- Я предлагаю вам определить,
на какой ступеньке знания на
Лестнице успеха по данной теме
вы находитесь.
- А вы можете сейчас провести
интервью?
- Прошу Алексея Олькова взять
интервью у директора школы.
Алеша, вот тебя ручка, блокнот
– иди!
( если уйдет, то спрашиваю:
«Будет ли успешным
интервью?» )
- Мы занимаемся виртуальным музеем
«Школа и время». И нам необходимо
обсудить данную тему для того, чтобы
взять интервью у директора школы (или
директоров нашей школы)
Учащиеся оценивают свои знания на
Ступеньке успеха
- Да
Постановка
учебной задачи
(3 минуты)
- Ребята, почему и Алексея не
получилось взять интервью?
- Определите проблему, с
которой будем работать на
уроке.
- Сформулируйте тему нашего
занятия?
- Мы не знаем, как это сделать
- Как правильно подготовить и провести
интервью?
- Правила подготовки и ведения интервью
Действие
целеполагание
(2 минуты)
- Поставьте цель урока
- Составить правила подготовки и ведения
интервью и опробовать их на практике
Планирование
и организация
деятельности
по «открытию
нового знания»
(15 минут)
- Ну, давайте попробуем
воплотить в жизнь цель,
которую мы поставили.
Объявляю мозговой штурм.
Работаем в группах. Карточки с
заданием у вас на столах. На
работу 4 минуты
1 группа
Задание . Основные этапы
подготовки к интервью.
2 группа
Задание. Качества
интервьюера.
3 группа
Задание. Структура интервью.
Защита мини-проектов групповой
- Ребята, время истекло, я
прошу группы подготовиться к
защите вашей работы
- Молодцы, ребята! Мы многое
с вами выяснили по нашей теме.
- Ну а сейчас, нас ждет ещё одна
интересная работа. Перед вами
карточка со 2-м заданием. На
работу 4 минуты
1 группа
Задание . Объясните значение
изречения.
Талантом собеседника
отличается не тот, кто охотно
говорит сам, а тот, с кем охотно
говорят другие; если после
беседы с вами человек доволен
собой и своим остроумием,
значит он вполне доволен и
вами. Жан де Лабрюйер
2 группа
Задание . Объясните значение
изречения.
В мире нет дороже
сокровища, чем душа человека
3 группа
Задание . Объясните значение
работы
1 группа
Задание . Основные этапы подготовки к
интервью.
1. Определить тему и цель интервью
2. Выбрать кандидата для интервью
3. продумать вопросы интервью
4. Собрать информацию об
интервьюируемом
5. Определить время и место интервью
6. Пригласить на интервью.
2 группа
Задание. Качества интервьюера.
Интервьюер
1.
Общительный
2.
Откровенный
3.
Деликатный
4.
Скромный
3 группа
Задание. Структура интервью.
1. Вступление: представление
собеседника.
2. Основная часть: беседа.
3. Заключение: планы на будущее,
пожелания, благодарность.
изречения.
Чтение делает человека
знающим, беседа - находчивым,
а привычка записывать -
точным. Фрэнсис Бэкон
- Время истекло. Приступаем к
защите групповой работы.
Каждая группа свой ответ
закрепляет на доске.
1. Интервьюер ведет беседу,
но главный человек –
интервьюируемый.
2.Вопросы, которые задаются
во время интервью, не
должны обижать
собеседника.
3. Перед интервью нужно
узнать информацию о
собеседнике.
4. Интервью должно быть
двусторонним.
5. Ответы интервьюируемого
необходимо записать.
- Ребята посмотрите, что у нас в
итоге получилось?
- Какие синонимы можно
подобрать к слову «правила»
- А есть еще слово «кодекс»
- Ребята, подберите заглавие
проделанной работе.
Защита групповой работы
1 группа
Перед нами стояла задача объяснить
значение изречения: «Талантом
собеседника отличается не тот, кто
охотно говорит сам, а тот, с кем охотно
говорят другие». Мы поняли это так, что в
беседе или в интервью главный человек
это собеседник, т.е. тот, у кого берем
интервью, но беседу выстраивает
интервьюер
2 группа
Перед нами стояла задача объяснить
значение изречения: « В мире нет дороже
сокровища, чем душа человека ». Мы
поняли это так, вопросы, которые
задаются во время интервью, не должны
обижать собеседника.
3 группа
Перед нами стояла задача объяснить
значение изречения: «Чтение делает
человека знающим, беседа - находчивым, а
привычка записывать - точным». Мы
поняли это так, перед интервью надо как
можно больше узнать о человека, с
которым будем беседовать, если о нем
есть статьи в газетах или журналах их
надо прочитать, к интервью надо
подготовиться, продумать вопросы, тогда
во время интервью вы будете находчивым
и сумеете повернуть разговор в ту
сторону, в которую необходимо, и,
конечно, все, что скажет
интервьюируемый необходимо записать,
тогда при оформлении интервью вы
будете точным.
- Получились правила того, как надо себя
вести во время интервью.
- Законы.
- Кодекс интервью, Законы интервью,
Правила интервью .
Первичное
- Проверим на практике,
закрепление
(10 минут)
жизнеспособны ли наши
выводы и законы по подготовке
и ведению интервью.
- Редакционное задание: взять
интервью у гостя нашей школы.
- Распределим обязанности.
1 группа – организаторы
встречи.
2 группа – задача: продумать
тему интервью, подготовить
вопросы, провести интервью
3 группа – отдел аналитиков
(разработать критерии и
оценить работу 1 и 2 группы)
Рефлексивно
оценочные
действия
- Ребята, для чего мы
занимались изучением данной
темы?
- Определите, на какой
ступеньке знания на Лестнице
успеха вы
находитесь теперь.
Учащиеся определяют свою
ступеньку.
Савкина София
комментирует свой выбор
Мы занимаемся виртуальным музеем
«Школа и время». И нам необходимо
знать данную тему для того, чтобы
правильно подготовиться и провести
интервью с директором школы (или
директорами нашей школы)
Домашнее
задание
Составить вопросы для
интервью с директором школы
по теме «Школа и время»