"Организация работы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Автор: Газизова Светлана Камилевна Должность: методист Учебное заведение: ГБОУ ЦО №650 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Организация работы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС" Раздел: среднее образование
«Организация работы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Методист ГБОУ ЦО №650
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Газизова Светлана Камилевна
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего
образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную
деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-
урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Внеурочная деятельность – это
организованные и целенаправленные занятия с
обучающимися, проводимые образовательным учреждением для расширения и углубления
знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей обучающихся, а также как
организация их разумного отдыха.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые
на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на
реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения
Составная часть учебно-воспитательного процесса центра, одна из форм организации
свободного времени обучающихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной)
работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного
образования детей.
Один из принципов организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с
технологиями учебной деятельности;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить следующие важные
задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в центре;
оптимизировать учебную нагрузку;
способствовать развитию творческих способностей, обучающихся;
предоставить возможность их реализации в различных видах деятельности.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования;
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель;
инновационно- образовательная модель;
интегрированная модель
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все
педагогические работники образовательного учреждения:
учителя, педагог-организатор,
педагоги дополнительного образования.
Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность в нашем образовательном
учреждении осуществляется через посещение детьми кружков на добровольной основе.
Уровни результатов внеурочной деятельности:
•
1 уровень - обучающийся знает и понимает общественную жизнь
•
2 уровень - обучающийся ценит общественную жизнь
•
3 уровень - обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни
Принципы реализации модели:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию.
Результаты реализации модели внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности
— непосредственное духовно-
нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в
том или
ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на
ступени начального и основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для
разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических
процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как
неотъемлемый компонент образовательного процесса и образовательного учреждения,
позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить
специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу
образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле
концепции непрерывного образования.