Автор: Шалагина Елена Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Пикалёво им.А.П. Румянцева Населённый пункт: г. Пикалёво, Бокситогорский район, Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка по русскому языку 2 класс Тема: "Двойная роль букв е,ё,ю,я" Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс
(система Л.В. Занкова)
Учитель : Шалагина Елена Леонидовна (МБОУ «СОШ №4» г. Пикалёво им. А.П.
Румянцева)
Тема урока : Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Тип урока : комбинированный с мультимедийной поддержкой.
Цель: совершенствовать знания о йотированных буквах, обозначающие 2 звука
Планируемые результаты :
1.
Предметные – устанавливать соотношение звукового и буквенного
состава в словах с йотированными гласными.
2.
Личностные – сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в
оценке работ, ответов одноклассников.
3.
Познавательные – активное использование речевых средств для
решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать
словарь при общении; использование знако – символических средств.
4.
Коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению;
допускать существование различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
5.
Регулятивные – давать адекватную самооценку; проговаривать вслух
последовательность производимых действий; целеполагание как
постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение
того, что еще неизвестно.
Оборудование:
Учительский ноутбук
Нетбуки для каждого ученика
Проектор мультимедиа
Экран
Презентация
Учебник
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний (работа в группах)
3. Сообщение темы урока
4. Физминутка
5. Основная часть
6. Физминутка
7. Закрепление (УМК «Кирилл и Мефодий»)
8. Рефлексия. Итог.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок. Сегодня, как и всегда,
потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания,
полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь,
узнаете позже.
Итак, 1 задание. Вспомните своё имя, выделите 1 звук и
первым присядет за парту тот, чьё имя начинается с гласного
звука, затем у кого с согласного мягкого, потом у кого с
согласного твердого.
Молодцы! Никто не остался без места.
Открыли тетради, записываем дату, классная работа.
2.
Групповая работа.
На доске: л о ф р г и м ы а з е о з
- Назвать буквы.
- Какое задание можно придумать?
- Составьте слово
- Что такое фразеологизмы?
- Сейчас каждой группе будет дано задание. На карточках
записаны фразеологизмы, объясните их значение.
1 группа
Пропускать мимо ушей
Навострить уши
Прожужжать уши
2 группа
Лететь стрелой
Ушки на макушке
Льёт как из ведра
3 группа
Сложа руки
Кот наплакал
Повесить нос
4 группа
Бить баклуши
С глазу на глаз
Как снег на голову
Ребята стоят около своих мест.
Дети садятся за парты.
Дети записывают дату, классная
работа.
-Разделить на группы; составить
слоги; составить слова.
-Фразеологизмы.
-Устойчивые сочетания слов.
Дети делятся на группы.
-Не обращать внимания на то, что
говорят.
-С вниманием и интересом слушать.
-Надоесть разговорами об одном и
том же.
-Бежать очень быстро.
-Готов к неожиданному, внимателен.
-Сильный дождь, ливень.
-Ничего не делая, бездельничая.
-Мало.
-Огорчиться, загрустить.
-Бездельничать.
-Наедине, беседовать без
свидетелей, без посторонних.
-Неожиданно, внезапно.
5 группа
И след простыл
Зарубить на носу
Голова идёт кругом
Проверка (по 1 представителю от группы)
Итог.
3.
Сообщение темы.
Прочитайте выражение на доске. Что это?
На доске: Проглотить язык
- Когда так говорят? Что это означает? (перестать говорить)
- Назовите мягкие согласные. Докажите.
- Выполните транскрипцию слова «язык».
- Что заметили?
- Почему?
- Какие ещё буквы обозначают 2 звука?
- О чём будем говорить на уроке? (Буквы е, ё, ю, я) – 1 слайд
- Для чего нужны буквы е, ё, ю, я?
- Как по–другому называют эти буквы? Почему?
- Какие звуки обозначают я (2 слайд), ё (3 слайд), ю (4 слайд),
е (5 слайд)?
-Удрал, сбежал, скрылся.
-Запомнить навсегда.
-Много дел, забот.
Каждый представитель группы дает
объяснение фразеологизмам.
Остальные слушают и исправляют,
если с чем– то не согласны.
- Фразеологизм
-Так говорят, когда человек молчит.
Означает – перестать говорить.
[т’], так как после стоит и. [т’], так
как после стоит ь.
На доске: [й’азык]
- Звуков больше, чем букв, так как
«я» стоит в начале слова и
обозначает 2 звука.
- Буквы е,ё,ю,я.
- О буквах е,ё, ю,я.
- Они показатели мягкости
согласных.
- Хитрые буквы, могут обозначать 2
звука.
«Я» обозначает 2 звука [й’а]; «ё» -
[й’о]; «ю» - [й’у]; «е» - [й’э].
Физкультминутка
4 . Основная часть.
Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы
путешествовать, нужен транспорт.
Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме
нашего урока транспорт (6 слайд).
Катер, яхта, поезд (исключите из списка)(7 слайд)
В бортовых журналах (тетрадях) запишите слово «яхта» и
выполните транскрипцию.
Чтобы путешествие проходило весело, давайте выполним
задание.
На доске:
Мяч
няня
солянка
Мял
баян
обезьяна
Яма
поля
поляна
Найти лишнее слово и доказать (8, 9, 10 слайды)
Дети выполняют упражнения для
снятия утомления с мышц
туловища; для мобилизации
внимания; для глаз.
- Поезд – это наземный транспорт.
- Катер – «е» обозначает 1 звук.
- Яхта – «я» в начале слова и
обозначает 2 звука.
Дети в тетрадях выполняют
транскрипцию слова «яхта».
Проверка на экране. [й’ахта ]
- В 1 столбике лишнее слово «мял» -
это глагол, остальные
существительные.
- А я не согласен, думаю лишнее
«яма», так как «я» стоит в начале
Вывод: когда «хитрые» буквы обозначают два звука? (11
слайд). (Когда стоят в начале слова; когда стоят после
гласного; когда стоят после ь и ъ знаков)
Работа с учебником.
Мы причалили к острову Звуков, и здесь новое задание:
откройте учебник
Страница 68, упражнение 124
слова и обозначает 2 звука [й’а].
(ответ другого ученика) (Появляется
слайд с изображением ямы)
- Во 2 столбике лишнее слово
«поля», так как имя. Дети не
согласны, так как имена пишутся с
большой буквы. Лишнее слово
«баян», так как «я» стоит после
гласного и обозначает 2 звука.
(Появляется слайд с изображением
баяна).
- В 3 столбике лишнее слово
«обезьяна», так как это
существительное одушевленное, а
еще в нем «я» стоит после «ь» и
обозначает 2 звука.
- Когда стоят в начале слова.
(слайд)
- Когда стоят после гласного.
(слайд)
- Когда стоят после ь и ъ знаков.
(слайд)
Дети открывают учебник. Читают
задание про себя. Читает ученик
вслух.
1 вариант - выписать слова, где «Я» обозначает мягкость
согласного.
2 вариант - слова, где «Я» обозначают два звука.
Самостоятельное выполнение.
Взаимопроверка.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Представьте, что
вы учителя и надо проверить тетради. Взяли карандаши и
исправляем ошибки, если их услышали. К доске со своими
тетрадями Женя и Олег.
Проверка (двое у доски)
Если все выполнено без ошибок нарисуйте смайлик с
улыбкой.
Если допущены 1-2 ошибки - смайлик обычный.
Если больше 2 ошибок смайлик грустный. На полях нарисуйте
смайлики.
- БЕЗ - без ошибок
- 1-2 ошибки
- больше 2 ошибок
- Вернули тетради обратно. Поднимите руку, у кого смайлик
улыбается. У кого грустит? Кто допустил 1-2 ошибки?
- Молодцы. Хорошо справились с работой. А теперь отдохнем.
Встали все.
Физкультминутка
Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают
согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы
е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.
Яблоко, Настя, ёжик, море, Юля, книга, ель, ягода, реки, пена,
юла, люди, рябина, клён.
5.Закрепление
На острове мы повстречали летучую мышь. Вот какое
задание она нам предложила:
УМК «Кирилл и Мефодий» Кл. 1, урок 4, задание 6
6. Итог. Рефлексия .
Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не
заканчивается, и на следующем уроке мы его продолжим.
Давайте подведём итоги.
- О чём говорили на уроке?
- Поставьте «+», если согласны с утверждением:
1. Знаю правило.
Ученики самостоятельно
выполняют задание.
Дети в парах обмениваются
тетрадями. Двое у доски читают по
своим тетрадям.
1 вариант – коляска, утята, солянка,
мякоть, поляна, цыплята, гулял,
рядом, мяч, рябина.
2 вариант – якорь, язык, январь,
ягоды, яблоко, яма, Яков, ясень, як.
Дети проверяют, исправляют
ошибки, если есть; рисуют
смайлики.
Дети поднимают руки, по которым
видно, как ребята справились с
заданием.
Упражнения на внимание,
упражнения для снятия утомления.
На экране появляется задание от
летучей мыши. Дети по цепочке
объясняют, сколько звуков
обозначают буквы е, ё, ю, я и
почему. В слове «якорь» «я»
обозначает 2 звука, так как стоит в
начале слова и т.д.
- Мы говорили о двойной роли букв
е,ё,ю.я.
2.Смогу увидеть слова с 2 звуками.
- Поднимите руку, у кого получилось 2 «+».
- А кто, на ваш взгляд, из класса сегодня работал лучше всех?
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали!
Урок окончен.
Дети поднимают руки, учитель
пересчитывает и делает вывод.
Ответы детей.