Методическая разработка "Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и развития школьников в поликультурной среде"
Автор: Хамтаева Светлана Георгиевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Загустайская СОШ Населённый пункт: Тохой Наименование материала: статья Тема: Методическая разработка "Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и развития школьников в поликультурной среде" Раздел: среднее образование
«Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и
развития школьников в поликультурной среде»
Современное образование в России предполагает качественное изменение
всей системы обучения подрастающего поколения. Не только получение
определенной суммы знании в предметных областях, но и формирование
свободно мыслящего, творчески развивающегося гражданина, способного к
самостоятельному выбору в непростых жизненных ситуациях, умеющего
самому выстраивать образовательный маршрут и применять полученные
навыки в жизни. Поэтому ФГОС устанавливает требования к результатам
освоения обучающимися образовательной программы основного общего
образования: личностные, предметные, метапредметные. Каждый из
перечисленных результатов не существует автономно. Мы решаем эти задачи
в комплексе в урочной и внеурочной деятельности. При этом существенно
меняются типы взаимодействия учителя и ученика. Учителю необходимо
организовать и создать такие условия для ребенка, которые бы инициировали
детское действие, способствующее его разностороннему развитию. И такой
методикой для меня стала интеграция двух направлении —
исследовательская и творческая. Каждая из них развивает личностные
качества школьника
Методическая разработка «Творческая лаборатория как эффективная форма
воспитания и развития школьников в поликультурной среде» составлена на
основе Закона «Об образовании Российской Федерации
» », Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего и среднего
общего образования и на программе развития нашей школы, которая
нацелена на развитие личности учащегося, формирование у него ключевых
компетенций, способных помочь реализоваться в общественной жизни.
Цель опыта: формирование всесторонне и гармонически развитой личности,
способной к творческому саморазвитию;
расширение возможностей
самореализации; воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и
продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом
поликультурном мире;
Она позволяет решать следующие задачи:
повышение общей языковой культуры, углубление и расширение
знаний, получаемых на уроках
развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения,
самореализации, творческого воображения, навыков коллективной
творческой деятельности
ответственного отношения к результатам своей работы и работы
коллектива
выявление одарённых детей
Вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной
деятельности по русскому языку и литературе
Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской
образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода
на
ФГОС нового поколения. Она ориентирована на достижение целей самими
учащимися, и поэтому уникальна, формирует невероятно большое
количество умений и навыков, и поэтому эффективна, даёт столь
необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому необходима.
А согласно ФГОС одним из видов деятельности ученика является
самостоятельный поиск решения поставленной цели. Формулу «русский язык
+ литература + ИКТ + внеурочная деятельность = творчество» воплощаю на
своих уроках и во внеурочное время.
Инновационный характер педагогического опыта вижу в том, что он:
а) ориентирован на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения обучающимися образовательной программы,
сформулированных во ФГОС, а именно:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
формирование коммуникативной компетенции в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, общественно полезной и
творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия
родного края, народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Участники:
Методическая разработка предлагается для учащихся 5-11 классов
общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного
процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители,
педагоги, школьный и сельский библиотекари, работники Дома культуры.
Этапы реализации:
В основу МР положена исследовательская и творческая деятельность
обучающихся.
Она рассчитана на пять лет (возраст детей 11 – 16 лет).
План работы творческой лаборатории «Стремление к прекрасному!»
составляется каждый сентябрь на текущий год.
Работа в творческой лаборатории проходит по следующим
направлениям:
учебно-исследовательская деятельность;
творческая деятельность: литературно-музыкальные композиции,
конкурсы художественного слова, литературные вечера и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность
Особое место в моей работе занимает исследовательская деятельность. Она
является приоритетным направлением в современном образовании, т.к.
именно исследовательская деятельность обучающихся позволит реализовать
новые ФГОС, в ходе которой учащиеся получат опыт самостоятельного
социального взаимодействия. Внедрение исследовательской деятельности в
учебно-воспитательный процесс способствует повышению мотивации к
изучению предмета, развитию познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитию критического и творческого
мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ежегодно привлекаю учащихся к научно-практической работе по предмету.
Многие ребята работают творчески, очень серьезно, лучшие работы мы
представляем на ежегодных школьных, районных и республиканских научно-
практических конференциях (НПК). В своей работе мои ученики используют
краеведческий материал:
В 2012 году
под моим руководством была написана и представлена на
Всероссийском конкурсе НПК «Первые шаги в науке» в секции
«Лингвистика», «Лексика говора семейских Селенгинского района села
Ягодное»» (публикация работы в сборнике тезисов докладов Всероссийской
детской конференции), Кудряшова Кристина, 8 класс – Диплом лауреата
II
степени;
В 2013 году – на Всероссийском конкурсе достижений талантливой
молодежи «Национальное достояние России» в секции «Культурология»,
«Народные песни семейского ансамбля «Рябинушка», Метешов Анатолий, 10
класс – победитель заочного тура;
- на районной научно-практической конференции в секции
«Литературоведение» по теме: «Колористика в поэзии Высоцкого», Метешов
Анатолий, 10 класс – победитель заочного тура;
- на районном конкурсе журналистских работ «Современный взгляд на
исторические процессы в стране и в мире, мое место в нем». Сочинение
«Мой удивительный земляк» - Метешов Анатолий, 10 класс – II место;
(приложение)
Все работы сопровождались компьютерными презентациями, созданными
самими детьми под руководством учителя. Авторитетные комиссии (с
привлечением специалистов-предметников, методистов) отмечают высокий
уровень творческих работ учащихся: актуальность избранных тем,
обоснованность, научность, исследовательский характер работ, их
практическую направленность, самостоятельность, использование
компьютерных технологий, а также умение представить работу, вести
дискуссию.
Творческая деятельность:
литературные вечера, литературно-
музыкальные композиции, конкурсы художественного слова проходят
систематически в течение всего учебного года и предваряют проведение
крупных общешкольных мероприятий:
конкурс художественного слова:
«Чудесный клад Бурятии»
«Живая классика»
литературно-музыкальные композиции
«Берегите наш Байкал!»
«Бурятия, любимая моя!»
«Поэзия огненных лет»
литературно-музыкальный салон:
«Осенний бал» (в стиле 19 века)
«Минувшее притягивает нас» (вечер в лицах, посвященный памяти
декабристов)
«Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…» и т.д.
Проведение мероприятий требует от меня кропотливой работы, поэтому
внеурочную деятельность осуществляю в тесном взаимодействии
с учреждениями дополнительного образования:
Загустайский сельский Дом культуры.
Мы активно сотрудничаем с сельским Домом культуры. На базе СДК уже
стали традиционными проводимые мероприятия для жителей села.
Школьная и сельская библиотеки.
Большую помощь мне оказывают в этом направлении библиотекари. Ярким
примером такого сотворчества являются балы, литературные гостиные,
виртуальные путешествия и выставки. Такие мероприятия способствуют
выявлению и развитию творческих способностей учащихся, укреплению
основ дружбы, взаимопонимания и единения, являются символом
содружества учащихся и учителей, прививают чувство красоты и грации,
воспитывают уважение к традициям, повышается читательская активность.
Наши результаты
В 2012г:
Районный конкурс художественного слова «Живая классика»,
Буянтуева Лена - I место
Районный конкурс художественного слова «Живая классика»,
Дансорунова Вика - II место
Межрайонный конкурс юных авторов «Минии тоонто» в
Санагинской школе Закаменского района, Кожина Лера – I место
(публикация работы в сборнике «Минии тоонто»)
Межрайонный конкурс юных авторов «Минии тоонто» в
Санагинской школе Закаменского района, Цоктоев Алдар -
II место
(публикация работы в сборнике «Минии тоонто»)
В 2013г:
Районный конкурс художественного слова «Живая классика»,
Кожина Лера - III место
Районный конкурс художественного слова «Живая классика»,
Низовцева Марина – грамота
Литературная гостиная «Как пламень жертвенный, чиста моя
любовь…», ответственный за подготовку и проведение
мероприятия среди старшеклассников.
В 2014г:
Районный конкурс художественного слова «Тоеон хадая
суурхуулхан», Мангиров Ваня - II место
Районный конкурс художественного слова «Чудесный клад
Бурятии», Кожина Лера - II место
Районный конкурс художественного слова «Чудесный клад
Бурятии», Мангиров Ваня - III место
Литературный салон «И смеху отдал всего себя»
Литературно-музыкальная композиция «Войны священные
страницы навеки в памяти людской»», посвященная 70-ой
годовщине Великой Победы, ответственные за подготовку и
проведение праздника со школьным библиотекарем
В 2016г:
Районный конкурс «Живая классика», Сутурина Катя - II место
Районный конкурс «Живая классика», Мангиров Ваня -III место
Конкурс «Живая классика», Мелехин Егор – лауреат
Конкурс художественного слова «Поэзия огненных лет»,
посвященный 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной
войне, ответственный за подготовку и проведение
общешкольного праздника
Участие в этих мероприятиях позволяют школьникам избавиться от
скованности, замкнутости, проявить индивидуальные способности и умения.
Главной задачей в моей работе с детьми – провести праздник ярко, красиво,
интересно, чтобы каждый участник мог проявить свои способности и
приобщиться к коллективному творчеству, чтобы совместное действие
зародило в его душе добрые чувства.
Такая работа очень действенна, когда она проходит в системе. Поэтому
необходимо создавать именно целостную систему приобщения учащихся
всех возрастных групп к участию в проводимых мероприятиях. И
обязательным условием успешной работы учителя является тесное
взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с
учителями-предметниками, родителями.
В последнее время эти традиционные формы работы со школьниками
продолжают оставаться популярными и сейчас.
Проводимые мероприятия требуют значительной предварительной,
индивидуальной подготовки. Основные этапы подготовки и проведения
мероприятий являются:
Организационный этап- создание сценария, формирование участников,
встречи с участниками, подготовка информации о мероприятии
подготовительный этап- подготовка презентации, распределение ролей,
индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита
заключительный этап - обсуждение мероприятия со школьниками и
преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов
Результативность педагогического опыта подтверждается:
интеграцией урочной и внеурочной деятельности на основе
деятельностных способов изучения и освоения отечественного и
мирового культурного наследия с целью формирования
метапредметных компетенций, самореализации и социализации
учащихся.
максимальным разнообразием форм внеурочной деятельности.
вовлечением обучающихся в социально значимую деятельность и
высокой общественной оценкой этой деятельности.
Обобщая сказанное, можно отметить, что моя методическая система как
учителя, являющаяся показателем творческого роста и профессиональной
компетентности, позволяет выявить и описать сущностные характеристики
изучаемого предмета, тем самым обеспечивая эффективное решение задач
современной образовательной практики.
Опыт работы был представлен на
Республиканской выставке-ярмарке
педагогических инновации, методических идей, в секции «Инновационный
педагогический опыт» с докладом-презентацией на тему: «Воспитание и
развитие школьников в поликультурной среде. Творческая лаборатория
«Стремление к прекрасному!» - сертификат участника, 2010г