"Организация проектно-исследовательской работы учащихся"
Автор: Ховалыг Анай Бартыштаановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Шеминская СОШ Населённый пункт: село Шеми Наименование материала: Описание педагогического опыта Тема: "Организация проектно-исследовательской работы учащихся" Раздел: полное образование
Актуальность. Эффективность обучения учебным предметам во многом достигается развитием исследовательских
навыков и умений. Отрабатывать их целесообразно на краеведческом материале, чтобы обратить ум и сердце ученика к
национальному достоянию своего народа и способствовать патриотическому воспитанию. Важность данной проблемы отражена
в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и
региональных культурных традиций. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает
их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки», -
писал Д.С.Лихачев.
Необходимость постоянно проводить исследовательскую деятельность с использованием краеведческого материала
подтверждается также анализом результатов ЕГЭ. Затруднения в аргументации своей точки зрения, затруднения в
представлении читательского опыта по патриотическим, социальным, нравственным вопросам в задании с развернутым ответом
испытывали все группы учеников
Объектом данной работы является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Цель исследования:
рассмотреть теоретические аспекты и опыт работы по организации проектно-исследовательской
деятельности учащихся через литературное краеведение.
Для решения этой цели ставятся следующие задачи:
1.
Изучение необходимого материала в области формирования у школьников исследовательских навыков;
2.
Рассмотрение различных методов и приемов обучения проектно-исследовательской деятельности;
3.
Обобщение опыта по организации проектно-исследовательской работы школьников в форме литературного краеведения;
4.
Анализ результативности участия в конкурсах, конференциях
5.
Сформирование соответствующих выводов и заключения по исследованию и экспериментальное подтверждение гипотезы
исследования.
Методами анализа
являются сбор и обработка материала, экспериментальный метод, теоретический анализ
литературы, обобщение опыта работы по организации проектно-исследовательской деятельности
Новизна. Современное общество стремительно меняется. Главным результатом и одновременно условием его развития
становится не материальный продукт, а информация. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то
делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Умение успешно адаптироваться к постоянно
меняющемуся миру является основой социальной успешности
Одним из ответов на вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты
образования определяются от «конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в
меняющемся мире.
Теоретическая значимость. Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие,
сущность проектно-исследовательской работы, понятие метода, различных приемов в обучении исследовательской
деятельности учащихся, также роль национальной культуры в школьном образовании по формированию исследовательской
культуры школьников.
Практическая значимость
: формы и приемы организации проектно-исследовательской работы через литературное
краеведение, представленные в данной работе могут использоваться в работе учителя
Основная часть: На современном этапе возрос интерес к таким деятельностным методам обучения, как проектная и
исследовательская работа школьников. Их принято относить к инновационным педагогическим технологиям.
Исследовательская и проектная работа помогают расширить кругозор учащихся, формировать основы читательской культуры.
Изучение местных материалов помогает усилить межпредметные связи с другими дисциплинами, разнообразит учебную и
внеучебную работу, прививает интерес и любовь к малой родине.
Нужно разграничивать понятия: «проект» и «исследовательская работа».
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Метод проектов
предполагает деятельностный подход в обучении, который в отечественной практике опирается на работы Л.С.Выготского,
П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
Компетентность – это, прежде всего, способность к практическому действию на основе интеллектуальных способностей.
Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно
не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
результатом. Научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания. Учебное исследование
имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления,
формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако исследование
– это лишь этап проектной работы.
. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и
произведенных на его основании новых выводов. При проведении проектно-исследовательских работ учащимися
используются следующие методы:
1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы (предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при
этом анализируются все подходы).
2. Наблюдения — это непосредственное и целенаправленное восприятие изучаемого процесса в естественных условиях..
3. Беседа вопросно-ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью;
4. Анкетирование и интервью.
5. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности (позволяет собрать конкретный и обширный материал
для обобщения (изучение документов, рукописей, рисунков и других работ и т.п.).
6. Э ксперимент . Констатирующий эксперимент дает возможность изуч
ить существующие
явления; при уточняющем
эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации
и осмысления фактов выявляется новое
Сегодня юный исследователь должен обладать определенными компетентностями:
1.Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать
материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия.
2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять
понятия и явления, делать собственные выводы. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего
исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть
использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем,
что.
Основными направлениями в системе своей работы считаю:
-формирование у всех учащихся ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
-помощь в самореализации тем учащимся, которые имеют интерес и способности к гуманитарным дисциплинам, в том числе
филологическим. Приобщение таких учащихся к исследовательской и проектной работе способствует созданию условий для
личностного и профессионального самоопределения.
- Расширение представлений учащихся о региональной литературе, в т.ч. активное использование краеведческого материала
как более доступного при поиске источников для самостоятельных исследований.
В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-
исследования на следующие темы: «История моего имени», «Молодость моей бабушки (дедушки)», « Мои родители»,
«Мои родственники», « Роль моего рода в развитии села( республики)», « Знаменитые земляки», «Чудеса моего села» и др.
В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды :
1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного
своеобразия. Например: «Идейное родство и художественные особенности малых форм поэзии» - автор – Кужугет Чойганмаа
со сравнительным анализом «ожук даштары» и восточной поэзии заняла 3 место в НПК «Шаг в будущее»
2. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний,
осваивать разные методо логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например
: « Сравнения в заповедях
буддизма»- Донгак Чечена НПК «Шаг в будущее», «Певец родных мест» - жизни и творчестве самобытного поэта и
композитора. Проект ученика 11 класса Ховалыга Багыра заняла 1 место в республикнском конкурсе проектов «Сто имён
Тувы»
3. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей Например, «Писатели-натуралисты нашего кожууна»-Куулар
Энерел 1 место в кожуунной научно-практической конференции по произведениям писателей-натуралистов; «Писатели нашего
кожууна о природе» - Куулар Энерел 1 место в кожуунном конкурсе «Зелёная планета»
4 Работы о знаменитых земляках, внёсших значительный вклад в развитии села, республики: «Легендарный герой Сат
Бурзекей», «Моя школа названа в честь Хеймер-оола Ондара», « «Когда-то папа был солдатом..», «Расскажу о дедушке»
5.Работы о достопримечательностях родных мест, об их истории: «Семь чудес села Шеми», «Субурган-источник
благополучия и счастья», «История русского языка в Туве», «Священные животные в буддизме»
5. Работы о своей школе, о себе: «Наша школьная газете», «Моя домашняя библиотека», «Мой любимый литературный
герой», «Моя любимая книга», « Мой любимый писатель»
Проекты учащихся
Наименование
работы
Кто
участвовал
Учебный
год
результат
Уровень
1
«Наша школьная
газета»
Группа
учащихся
2013-214
3 место
муниципальный
2
«Семь чудес села
Шеми»
Монгуш
Долума
2012-2013
3 место
муниципальный
3
«Субурган –
источник
благополучия и
счастья»
Монгуш Ай-
Херээна
2013-2014
3 место
муниципальный
4
«Моя домашняя
библиотека»
Ондар Диана
2014-2015
2 место
муниципальный
5
«Священные
животные в
буддизме»
Монгуш
Чимит
2014-2015
3 место
муниципальный
6
«Певец родных мест»
Ховалыг
Багыр
2014-2015
1 место
Региональный
конкурс «Сто
имён Тувы»
Исследовательские работы учащихся
Наименование работы
ФИО
учащегося
Учебный
год
Результат
участия
уровень
1
«Идейное родство и
худ.особенности
малых форм поэзии»
Кужугет
Чойганмаа
2006-2007
3
Муниципальный
этап НПК
учащихся «Шаг
в будущее»
2
«Использование
деталей в
произведениях
русской литературы
Майны
Чайзат
2011-2012
1
Школьный
3
«Развитие русского
языка в Туве»
Кара-Сал
Олча
2013-2014
1
Школьный
4
«Легендарный герой-
Сат Бурзекей»
Монгуш
Долума
2011-2012
3
муниципальный
5
«Писатели-
натуралисты нашего
кожууна»
Куулар
Энерел
2013-2014
1
Муниципальная
читательская
конференция по
произведениям
писателей-
натуралистов
6
«Моя школа названа в
честь Хеймер-ооло
Ондара»
Монгуш
Долума
2012-2013
3
Муниципальный
конкурс «Моя
малая родина»
7
«Писатели нашего
кожууна о природе»
Куулар
Энерел
2013-2014
1
муниципальный
конкурс «Зелёная
планета»
8
«Когда-то папа был
солдатом..»
Монгуш
Ай-Херээна
2013-2014
3
Региональный
конкурс
сочинений
9
«Расскажу о дедушке»
Монгуш
Долума
2014-2015
1
Региональный
конкурс «Отец-
отчество-
Отечество»
Несмотря на свою трудоемкость для учителя, проектный и исследовательский методы работы с учащимися
эффективны, т.к. дают возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, учат адекватному оцениванию
своих возможностей и служат мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и
углублению знаний.
Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности учащихся подразумевает создание новой модели
школы, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования. Проведение
школьниками исследований определяет для учителя большой фронт инновационной деятельности. Исследовательская
деятельность в данном случае выступает, как механизм формирования мотивационной сферы учащегося, коррекции его
самооценки, как элемент профориентационной работы.