Урок литературы в 7 классе по теме: Л.Андреев "Кусака"
Автор: Кузнецова Ираида Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9 Населённый пункт: станица Староминская, Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: Урок литературы в 7 классе по теме: Л.Андреев "Кусака" Раздел: среднее образование
»
Цели и задачи:
продолжить
работу
над
развитием
у
учащихся
умений
и
навыков
выразительного
чтения
,
учить
читать
выборочно
,
находить
отрывки
,
соответствующие
рисункам
;
воспитывать
чуткое
,
доброе
отношение
к
живым
душам
.
Оборудование:
портрет
писателя
,
рисунки
учащихся
,
фотовыставка
«
Мои
четвероногие
друзья
»,
аудиозаписи
:
чтение
учителя
,
музыка
«
Одинокий
пастух
»
Ход
урока
:
Эпиграф
В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо
всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое стра-
дает одними и теми же страданиями и в великом
безличии и равенстве сливается воедино перед гроз-
ными силами жизни.
Л. Андреев
I.
Орг
.
момент
II .
Проверка
дом
.
задания
-
беседа
по
фотовыставке
:
Мы посмотрели с вами фотовыставку ваших четвероногих друзей. Хочется сказать
спасибо всем вам , ребята. Вы доставили огромную радость этими снимками. Я также
знаю, что есть у нас ребята, которые принесли аудиозаписи с лаем своих любимых
собачек. Давайте послушаем. (прослушивание записи).
- В каком настроении находятся собачки?
(
в
радостном
)
- О чём это говорит?
(
им
хорошо
живётся
с
хозяевами
)
Ещё раз хочу сказать спасибо вам, ребята, за выставку. Я знаю, что некоторые из вас
посвятили своим любимым животным стихотворения. Вот некоторые из них
(зачитываются 2-3 ).
- Мне очень отрадно, что у этих четвероногих такие добрые и любящие хозяева, которые
смогли разделить свою любовь, ласку и доброту не только со своими близкими, но и с
животными. Ведь они тоже, как и люди, живые точки в развитии природы, и им тоже
нужно то, что и человеку. Я очень рада, что хозяевами этих милых кошек и собачек
являетесь вы, мои ученики и ваши родители.
III.
Основная
часть
:
Работа
над
темой
урока
:
а) Сообщение темы и цели урока
- К великому сожалению, ребята, не всегда у этих маленьких живых душ есть
тепло, понимание, ласка. Я вновь хочу вернуть ваше внимание к рассказу Леонида
Андреева «Кусака».
б). Беседа по содержанию:
- Задумывались ли вы, ребята, какую тему затрагивает писатель?
(
доброго
отношения
)
- А почему он обратился именно к этой теме?
(
видел
вокруг
себя
много
бедных
,
слабых
,
обездоленных
,
и
он
выступает
в
их
защиту
)
- В чём заключается необычность названия рассказа?
(
в
том
,
что
он
называется
«
Кусака
»)
- А почему «Кусака»? (
при первой встрече с дачниками она злобно схватила Лелю за
подол платья)
- Какова же история Кусаки? (
пересказ начала рассказа)
-Что же произошло потом?
(
ей
встретился
пьяный
прохожий
,
который
хотел
приласкать
её
и
в
последний
момент
,
когда
собака
ему
поверила
,
он
вдруг
пнул
её
ногою
).
- Находите ли вы объяснение поступку пьяного человека?
- Почему он так поступил?
Слово учителя:
- Вы правы , ребята. Нельзя сказать, что этот пьяный человек плохой. Я
считаю, что прежде нужно заглянуть в душу человека и попробовать найти то, что его
тревожит, что беспокоит, почему такая горечь и злоба на душе? Ведь на земле, ребята,
плохих людей нет. В каждом человеке есть хорошее , и есть недостатки. Учитесь, ребята,
увидеть в человеке хорошее и не бойтесь ему об этом говорить. Пусть он знает, что кому-
то нужен что в чьём-то сердце есть место и для него. И тогда, поверьте, мир вокруг нас
станет добрее. Мир человека всегда в чём-то находит отражение.
в). Работа с рисунками. Выборочное чтение по главам.
- Вот и наши ребята попытались отразить в своих рисунках те эпизоды,
которые взволновали их. Посмотрите на рисунок , найдите в тексте отрывок,
соответствующий показанному рисунку, и зачитайте выразительно .
(
зачитываются 2-3 эпизода)
- А что объединяет эти рисунки? (
чувство
сострадания
,
горечи
,
обиды
).
(
включается аудиозапись чтения отрывка учителем от слов: «…-Кусачка, подойди ко мне….»
до слов: «…- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку…» ).
- И что же ? Что же дальше было, ребята? Найдите эти строки.
(
ученики читают концовку: «…когда прибежали дети…» и до конца 2 части)
- Так что же нужно для счастья живой души?
(
доброта
,
ласка
,
внимание
,
понимание
).
- Да, ребята, именно этих качеств не хватает порой живой душе. И неважно,
человеческая это душа или душа животного, прежде всего надо помнить, что она живая.
(
чтение учителем наизусть начала 3-й части)
«Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У неё было имя, на которое она
стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла
Им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»
- Что же изменилось в жизни собаки?
(
она
,
в
знак
благодарности
и
любви
,
пыталась
научиться
играть
,
кувыркаться
,
ласкаться
.
У
неё
даже
шерсть
стала
красивой
…
и
т
.
д
)
- Одним словом, была по-своему счастлива.
- А сейчас давайте вспомним содержание 4-й части.
– Какое чувство возникает у вас при чтении этой главы?
(
чувство
обиды
,
досады
)
- Отчего у вас это чувство?
(
от
переживаний
за
дальнейшую
судьбу
Кусаки
,
за
её
одиночество
,
которое
её
вновь
настигает
).
(чтение по ролям начала 4 главы)
- Итак, люди уехали. Вновь одиночество.
(
чтение
учителем
начала
5
главы
до
слов
:…
Но
в
комнате
было
пусто
,
и
никто
не
ответил
Кусаке
.)
- Какое настроение вас, читателей, охватывает при чтении этого отрывка?
(
грустное
,
на
душе
горько
и
больно
)
.
- -А как собака выражает это чувство? Что она делала? (
она
выла
)
-Да, она выла. Но лучше писателя Л.Андреева нам не передать состояние собаки. Давайте
зачитаем этот отрывок.
(ученик читает: «Собака выла ровно… » на фоне музыки «Одинокий пастух)
- Но не только писателя Андреева волновала тема обездоленных, брошенных. У поэта Э.
Асадова есть «Стихи о рыжей дворняге», где он заставляет людей оглядеться вокруг,
увидеть чужую боль, одиночество и помочь тем, кто в этом нуждается.
(
чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения
Э. Асадова «О рыжей дворняге»).
IV
.
Итог
урока
:
- Так что же нужно, ребята, для счастья любой живой души?
(
доброта
,
ласка
,
тепло
,
внимание
)
- Я вновь хочу вернуться к писателю Л. Андрееву, человеку большой души, который
написал о маленькой собачке. И неслучайны слова К. И. Чуковского об этом писателе
(
чтение
эпиграфа
на
доске
).
- Я хочу, чтобы тепло своих ещё маленьких душ вы могли дарить всем живым душам,
потому что только доброта, ласка, взаимопонимание могут оживить души. Пусть эти слова
станут вашей путеводной звездой.