Автор: Чернобурова Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1106 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Профессия учителя - стрессогенная профессия". Раздел: полное образование
Чернобурова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 107
Профессия учителя относится к эмоционально напряженным, а
следовательно, стрессогенным.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в
негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности,
снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной
деятельностью. Почему это происходит?
Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа
«человек-человек». Это публичная профессия, сродни актерской. И поэтому
требует высоких эмоциональных затрат. Работая над этой статьей, я
познакомилась со статистическими данными, которые говорят о возрастании
заболеваний нервной системы среди педагогов. Для проработавших в школе
15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», а у
трети учителей (это более 30%) показатель степени социальной адаптации
равен или ниже, чем у больных неврозами.
Почему я делаю акцент именно на нарушениях в нервной системе
педагогов?
Во-первых, от психического здоровья педагога зависит успешность
учебно-воспитательного процесса, психическое здоровье учащихся.
Во-вторых, психическое здоровье учителя – это его психологическая
готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной
ситуации (конфликт).
В-третьих, это способность ценить, правильно понимать, искренне
принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои
собственные.
Учительская профессия эмоционально затратная. Теоретики
разрабатывают и поучают действующих учителей, как правильно
расслабляться после трудового дня, как дышать, чтобы сохранить голос, как
образом проводить пятнадцатиминутные «перемены» между уроками, о
необходимости регулярно обращаться к психологу. Читая все эти поучения,
невольно примеряешь их на себя. И понимаешь, что все советы от
«кабинетных ученых» настолько далеки от действительности. В теории
существуют тренинги, лекции, беседы, спортивно-оздоровительные
мероприятия для восстановления профессионального здоровья учителей. А
на практике учитель остается один на один со своими проблемами, с
усталостью, с нервным напряжением. И результат – раздражение, плохое
качество труда, нежелание прогрессировать.
Может, пора самим позаботиться о себе, предпринимая какие-то
активные действия? Пока мы сами не подумаем о себе, не поднимем себя на
высоту, пока не заставим правительство понять, что от здоровья учителя
зависит здоровье подрастающего поколения, здоровье нашей России, так и
будем ужасаться статистическим данным, жалеть себя.
Сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения,
самопринятия, низкая самооценка учителей, - это показатель того, что одна из
самых крупных профессиональных популяций охвачена моральной апатией,
дипрессией. Утрачено самое важное – понимание себя как личности в
обществе. И как следствие – невротические и психологические расстройства
Необходима теория профессионального здоровья учителей, которая
действительно будет работать, а не существовать на бумаге. В нее
обязательно должна включить в себя два подхода в определении здоровья и
его нормы – это медицинский подход и психологический. Психическое
здоровье (а я на этом настаиваю) не есть отсутствие конфликтов, проблем,
оно, скорее, означает зрелость, сохранность и активность механизмов
личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое
функционирование.