Автор: Ануфриева Ирина Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Дергаевская СОШ №23 Населённый пункт: Московская область,Раменский район, д. Дергаево Наименование материала: Урок Тема: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу" Раздел: начальное образование
1.Учебные:
Познакомить с орфограммами правописания сочетаний ча-ща,чу-щу.
Учить детей видеть орфограммы в слове и выделять её.
Подбирать синонимы.
Учить составлять текст из разрозненных предложений.
2.Развивающие:
Развивать внимание
Активизировать внимание учащихся на выделении орфограмм в
словах, предложениях и тексте.
Развивать культуру речи учащихся на уроке.
3.Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к слову русской речи.
Воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать любовь к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент .
Поприветствовать гостей.
У . У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Кому знакомы эти строки? Кто мне назовет автора этого произведения?
Д. А. С. Пушкин.
У . Как называется это произведение?
Д . Поэма «Руслан и Людмила».
У. А кто сможет объяснить, что обозначает слово поэма?
Поэма – это произведение в стихах.
(на доске изображение дерева с котом)
У . Посмотрите, пожалуйста, на доску. Этот Ученый Кот сегодня у нас с вами в
гостях. Он пришел посмотреть, как вы работаете на уроке, что знаете, и
принес вам интересные задания. Эти задания располагаются на листочках
векового дуба. Посмотрите, листочки со словами которые принес кот,
облетели и перепутались. Давайте попробуем разбить их на две группы.
(чугун, чудак, щупальца, щуриться)
У. По какому признаку вы разбили эти слова? А ещё?
Д. С сочетаниями чу и щу. Имена существительные и глагол.
(записать на доске)
У. С какой буквы начинается первая группа? Вторая группа?
Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы?
Д . Согласные, шипящие, глухие, мягкие.
. Минутка чистописания.
У. А сейчас давайте запишем эти буквы в тетрадь, чередуя их..
У. ( Тихо звучит музыка.)
У . Кто помнит, с какими еще орфограммами связаны эти буквы?
Д. Ча, ща,
3. Постановка темы урока .
У. Кто догадался, над какой темой мы будем работать на уроке?
Д. Сочетания ча, ща, чу, щу.
У. Что нужно запомнить в этих сочетаниях?
Д . Нужно запомнить , что в сочетаниях ча, ща пишется буква а, а в чу, щу – у.
У. Давайте откроем страницу 41 учебника и познакомимся с правилом.
Правило читает учитель.
Звуки ч и щ всегда мягкие, но в сочетаниях -ча, -ща пишется буква а: пища.
В сочетаниях -чу,- щу пишется буква у: чудо.
Правило ещё раз читает один из учеников .
У. Кто сможет повторить правило?
3. Работа над темой.
А теперь мы можем выполнить задания, которые подготовил для нас Учёный
Кот. Эти задания находятся на листочках могучего дуба. Но чтобы сорвать
верхний листочек с первым заданием , нам надо построить лесенку, по
которой мы сможем до него добраться. Лесенка наша не простая, а
состоящая из слов, но как вы думаете, что мы должны вставить в эти слова.
Д. Сочетания ча-ща, чу-щу.
час
щука
чайка
чудеса- выделить
площадь
(недостающие орфограммы вписывают дети у доски, а остальные
записывают в тетради)
У .Подчеркните ,пожалуйста орфограммы. Молодцы. И вот к нам в руки
попадает листок с первым заданием.
(Составить предложение со словом чудеса)
(Предложение записывается одним учащимся у доски, а остальными в
тетради)
У. Давайте выделим грамматическую основу этого предложения.
Спросить, что в себя включает грамматическая основа предложения.
Что такое подлежащие и сказуемое?
Оценить работу ученика (спросить детей)
Но чудеса могут происходить не только в сказках, но и в природе. Скажите, в
какое время года у животных и птиц появляются детеныши?
Д . Весной.
У . А кто знает, у каких животных детеныши появляются еще и осенью?
Д. У зайцев.
У . Запишите слово заяц в тетрадь. Поставьте в этом слове ударение. При
написании какой буквы мы можем ошибиться? Это словарное слово.
Написание, которого надо запомнить. А как мы назовем детенышей зайцев?
Д . Зайчата.
У. Давайте поставим запятую после слова заяц и запишем это слово.
Подчеркните орфограмму, которая встретилась в этом слове.
Включить экран.
А сейчас мы послушаем сообщение, которое нам заранее подготовил Мизин
Андрей.
В наших лесах обитают два вида зайцев, это беляк и русак. Беляк
одевается на зиму в белоснежную шубу, а русак одет в маскировочный
халат. Зимой не трудно разобраться, где беляк и где русак, летом оба
зайца рыже-бурой окраски.
Главное достоинство у зайцев - мощные лапы, они хорошо бегают и
делают обманные движения, которые распутать
очень тяжело лисице и волку.
У беляка и русака вкусы немного различаются.
Летними ночами беляки с особым удовольствием
хрустят одуванчиком, тысячелистником или
клевером. Осенью меню грубеет- зайцы грызут кору
с
деревьев. Русак иное дело, сельские угодья так и манят его,
он уплетает картошку и огурцы, дыню и горох, но превыше
всего ставит злаковые культуры.
Детеныши у зайцев рождаются 2-3 раза в
год, весной, летом и осенью. Осенью,
когда начинают падать листья с
деревьев, у зайчихи рождаются зайчата.
Осенних зайчат называют
листопадничками.
Слайды зайцев.
(Вспомните названия детенышей животных в написании которых есть
изучаемые нами орфограммы.
Ответы детей с записью на доске и в тетради. Подчеркнуть орфограммы.
У. А теперь мы с вами немного отдохнем.
4. Физкультминутка для глаз. «Зайчата».
Выключить экран.
У. Пока мы с вами отдыхали, с нашего дуба упал листок со следующим
заданием.
У. Смотрим на задание на следующем листочке.
К данным словам подбери слова, близкие по значению. В них есть сочетания
чу, ча, ща.
А как называются слова близкие по значению?
Д . Синонимы.
Волшебник-. …………………………. карточка№1
Изумительный- ……………………….
Храбрец- ……………………………..
Жалеть- ………………………………
Слова для справок: щадить, чародей, чудесный, смельчак.
Работа в парах. Взаимопроверка.
4. Физкультминутка для мышц.
5. Продолжение работы над темой.
У. А теперь нам с вами нужно выполнить очень важное и ответственное
задание. Наш урок скоро подойдет к концу, и мы должны поблагодарить
нашего гостя Учёного Кота за интересные задания, которые он нам принес. И
помочь ему вернуться в свою сказку. Для этого нам нужно выполнить
следующее задание.
Вам нужно расположить предложения так, чтобы получился связный текст,
вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы.
Ученый кот пробрался в чащу леса. Он любовался лесными чудесами.
Вдруг на небе появилась туча. Пора возвращаться домой.
У. Давайте посмотрим, какой текст у нас получился. (Читает текст один из
учеников.)
У. Поднимите руку те, кто выполнил правильно.
Кто ошибся?
Какие слова встретились с изучаемыми орфограммами?
Какие буквы вставили в словах лесными и домой ? Почему?
Вы успешно справились со всеми заданиями.
Посмотрите, какая у нас получилась дубовая роща. А кто из вас знает о
полезных свойствах дуба?
Д. Дуб - это вековое дерево.
Свежие листья прикладывают к ранам, их нужно растолочь. Отваром коры
поласкают горло, дёсна, делают примочки от ожогов, при кишечных
расстройствах. Применяют в косметологии. Сок из весенних листьев – при
заболеваниях почек.
С давних пор дуб считают священным деревом. На Украине дубу - 800 лет. В
Литве – 2000 лет.
6.Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д. Ча, ща, чу, щу.
У. Что нового для себя вы открыли?
Д. Узнали новое слово – чародей.
Узнали, что у зайцев детеныши могут рождаться и осенью и поэтому их
называют листопадничками.
Узнали название поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Узнали, что такое поэма.
У. А сейчас положите перед собой свои листы самооценки и оцените свою
работу на уроке.
7.Откройте дневники и запишите дом.задание.
Выполнить упражнение № на стр.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо.