"Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира".
Автор: Гринькова Ольга Валентиновна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9 Населённый пункт: город Усть - Илимск Наименование материала: статья Тема: "Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира". Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
«Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии,
через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью
формирования у учащихся целостной картины мира».
Автор: Гринькова О.В., учитель биологии
Иркутская область, город Усть - Илимск
Что мы понимаем под термином «межпредметные связи»? Это педагогическая
категория для обозначения интегративных отношений между объектами, явлениями и
процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах
и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную,
развивающую и воспитывающую функции в единстве.
К выбору темы самообразования пришла после того как про
анализировала
образовательные стандарты и учебные программы по дисциплинам естественнонаучного
цикла, который показал, что в образовательном процессе точки соприкосновения между
биологией и географией лежат в области межпредметных связей.
Таким образом, темой
моего самообразования стала «Реализация межпредметной интеграции на примере
биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с
целью формирования у учащихся целостной картины мира». Работали в тесном контакте с
учителем географии, а в некоторых случаях приглашали к сотрудничеству учителя химии.
Предположили, что установление межпредметных связей в школьном курсе будет
способствовать более полному усвоению знаний, формированию научных понятий,
законов, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и
обществе.
Требования стандартов второго поколения – формирование метапредметных
универсальных учебных действий и конечно, интегративный подход способствует
восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых
проблем.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения,
более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.
Проблемным вопросом для нас стало, в какой форме планировать данную работу?
Проводить интегрированные уроки не всегда представляется возможным при плотном
расписании нашей школы. Поэтому проанализировав тематическое планирование по
биологии и географии, пришли к решению: использовать урочную и внеурочную
деятельность.
Выяснили, что различают несколько видов межпредметных связей в содержании
обучения биологии и географии: фактические, понятийные, теоретические.
Фактические – это установление сходства фактов, изучаемых в курсах биологии и
географии, их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных
явлениях, процессах, объектах природы.
Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных
понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов. При этом они
углубляются, конкретизируются, приобретают общенаучный характер.
Теоретические межпредметные связи – это развитие общенаучных основных положений,
теорий, законов.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей. Первый,
начальный, подготовительный, – приуроченный к началу изучения учебной темы на
широкой межпредметной основе, и второй – представляющий непосредственное
раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Межпредметные связи могут быть классифицированы:
- по времени (сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные,
повторяющиеся, т.е. концентрические);
- по своему характеру (логические, гносеологические и др).
Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных
предметов по определенной теме. Интегрированные уроки осуществлялись по разной
методике:
- «эстафета», в которой учитель биологии передаёт право вести урок учителю географии и
наоборот, а выступления учеников дополняют друг друга;
- изложение учителем новой темы, учащиеся, увлечённые разными научными
направлениями, дополняют его информацию.
Так, при изучении в биологии 5,6 классов таких тем как «Природные зоны России,
«Жизнь в разных средах обитания» были спланированы и проведены мини – проекты :
«Тундра – мир лишайников и оленей», «Ангара – природный дом для ?». Изучение
экологических групп млекопитающих совпало с изучением Австралии. Обобщающий урок
по географии по теме «Австралия» интегрирован с биологией, так как животный и
растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, а причины уникальности
лежат в плоскости тематики географии.
Изучение темы «Эволюция и расы человека» в 8 классе, учащиеся подготовили
сообщения об особенностях условий географических мест появления групп и рас
человека. Так мы с детьми находили причинно – следственные связи в эволюции человека.
В биологии 9, 10, 11 классов интеграция уроков проходила в темах «Влияние
человека на природу», «Глобальные экологические проблемы», « Ресурсы Земли». Кроме
заданий анализа и оценки деятельности человека на основе материала по развитию
местной промышленности и автотранспорта, также проходило изучение растительного и
животного мира России, края (Байкал – жемчужина Сибири»). Использование
дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и
растительном мире, способствовали оформлению информационных стендов для учащихся
школы.
Изучая в 10 классе «Земельные ресурсы, проблемы использования» была
организована экскурсия в местный агропромышленный комплекс «Ангара».
Был проведен урок в начальной школе, где применили интегрированный подход на
уроке – мастерской «Аквариум – маленькая экосистема» (Окружающий мир») 4 класс. В
разработке урока – мастерской принимали участие учитель биологии, географии и
начальных классов. Кроме того мы привлекли учащихся 7, 8 классов в качестве
консультантов. Урок - мастерская получился увлекательный, познавательный как для
учащихся 4 класса, так и для учащихся 7,8 классов. Но пришло понимание того, что в
рамках урока такая интеграция эпизодическая, что не даёт нам понимания
образовательного эффекта. Поэтому такой вид интеграции - межпредметный и
разновозрастной эффективен для внеклассных мероприятий.
Таким образом, реализация межпредметных связей в практике обучения
предполагает сотрудничество учителя биологии с учителем географии; анализ и
планирование учебного плана работы, совместного планирования уроков, посещения
открытых уроков и мероприятий внеурочной деятельности ( «Дни Байкала, Осенние
ярмарки, « Всероссийские уроки воды», «Образовательные модули» например –
«Исследовательская экспедиция» для учащихся 5 классов, туристические слёты,
дистанционные конкурсы, викторины и др)
Литература:
1.
Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». // Современные
педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей
участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть 3, Ярославль
2005г
2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании Народное
образование. – 2001г. - № 1.
3. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4,
1999г.