"РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Автор: Подшивалова Татьяна Юрьевна Должность: педагог Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 9" Населённый пункт: г. Краснокаменск, Забайкальский край Наименование материала: Проект Тема: "РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ" Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9»
ПРОЕКТ
«РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА
УРОКАХ ХИМИИ»
Автор: Подшивалова Татьяна Юрьевна
Учитель химии и биологии
Краснокаменск
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы «Формирования регулятивных универсальных
действий при обучении учащихся предметам естественно-научного цикла»
обусловлена новыми образовательными целями. С 2015-2016 учебного года
намечен переход на стандарты второго поколения, принципиальной
характеристикой которых является развитие личности, деятельностно-
компетентностный подход в организации образовательного процесса.
Учитывая быстрые изменения, происходящие в мире, невозможно заранее
выявить и спрогнозировать те качества, и личностные и профессиональные,
которые могут быть востребованы через несколько лет. Поэтому сегодня
главная задача школьного образования – формирование УУД, позволяющих
школьнику овладеть компетенциями, новыми знаниями, новыми видами
деятельности.
УУД означает, способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В составе основных видов универсальных
учебных действий выделяют 4 блока:
1)
личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4)
коммуникативный.
Поэтому, при обучении предметам естественно-научного цикла основное
внимание следует сосредоточить на формировании регулятивных
универсальных учебных действий, которые обеспечивают организацию
учащимися своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
- планирование – определение и составление плана последовательных
действий.
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.
- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным
эталоном.
- коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона.
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
- волевая саморегуляция- способность к мобилизации сил и энергии,
способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного
конфликта.
Цель проекта:
формирование регулятивных универсальных учебных
действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной
деятельности. А следовательно способствующей развитию личности и
достижению нового качества образования.
Задачи:
1. Изучить методологические основы формирования РУУД.
2. Создать условия, обеспечивающие возможность учащихся
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
планировать деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.
3. Обобщить опыт работы по формированию РУУД.
Важнейшими условиями, обеспечивающими формирование РУУД, считаю:
необходимость выделения цели формирования РУУД, чёткого выделения
их функций в образовательном процессе, их содержании и требуемых
свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями
учащихся;
определение ориентировочной основы РУУД, обеспечивающей его
успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его
выполнении;
формирование РУУД с учётом функции предмета и его предметного
содержания;
организация поэтапной отработки РУУД, обеспечивающей переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной
форме выполнения действия;
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или
сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на
саморегуляции.
Разработать систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит
формирование РУУД.
Осуществлять выбор методов и форм обучения с учетом цели
формирования конкретного вида универсальных учебных действий
Мероприятия и ответственные
Этапы и сроки
Задачи
Мероприятия
Ответственные
I этап
Сентябрь-февраль
2015-2016
гг.
Теоретический
Изучить
методологические
основы
формирования
РУУД
1.
Изучение
научно-
методической
литературы.
2.
Изучение
нормативно –
правовой базы.
3.
Изучение работ
В. Давыдова, П
Гальпери.
Подшивалова Т.Ю.
II этап
Март-декабрь 2016
г
Творческий
Создать условия,
обеспечивающие
возможность
учащихся
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения, ставить
учебные цели,
классифицировать
1.
Изучение и
внедрение
современных
Психолого-
педагогических
технологий,
форм и методов
работы.
2.
Изучить и
внедрить новые
Подшивалова Т.Ю.
.
деятельность,
контролировать и
оценивать процесс
и результаты
деятельности.
формы
оценивания и
коррекции
результатов.
3.
Разработать
критерии и
способы оценки
сформированно
сти.
4.
Разработка
уроков.
III этап январь-май
2017 г.
Обобщающий
Обобщить опыт
работы по
формированию
РУУД.
1.
Анализ и
обработка
результатов и
достижений
учащихся.
2.
Оформление
результатов в
виде отчетов,
электронных
презентаций,
методических
рекомендаций.
3.
Проведение
мастер-класса,
открытых
уроков.
4.
Обобщение
опыта через
участие в пед.
советах.
5.
Создание
мониторинга
учебных
достижений
учащихся по
формированию
РУУД.
6.
Определение
дальнейших
перспектив
работы.
Подшивалова Т.Ю.
Ресурс:
- методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Продукт:
Пакет информационно-методических материалов по формированию
РУУД.
В результате внедрения проекта
Ученик сможет:
1.
Развить способности личности к регуляции поведения и деятельности
саморегуляции.
2.
Освоить на достаточном уровне такие компоненты самоорганизации
как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль,
оценка учебной деятельности.
3.
уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Учитель сможет:
1.
Совершенствовать педагогическое мастерство и в результате выйти на
новый уровень профессиональной компетентности.
2.
Определить область своей успешности и наметить точки
профессионального роста.
3.
Получить дополнительные возможности в личностной и
профессиональной самореализации.
РИСКИ:
- неготовность учителя к формированию УУД в старшей школе.
Компенсаторные действия:
- самообразование педагога.
- КПК.
- 2 года: сентябрь 2015 – май 2017 гг.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2015 – май 2017 гг.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В.,
Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная
парадигма проектирования стандартов школьного образования //
Вопросы психологии. – 2007.№ 4.
2.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,
Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные
учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова - М.
- 2008.
3.
Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной
деятельности.//Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №
4. С. 16 -24.
4.
Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
5.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4.
6.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
7.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. – М. – 1980.