Ф.И.О. Никонова Вера Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): УМК Гармония
Тема урока: Значение, употребление и написание приставок . «Словесный конструктор»
Тип урока:
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Место урока в системе уроков Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
«Словесный конструктор». (второй урок в тете «Знакомься: другие части слов»)
Цель:
Упорядочить знания о составе слова. Наблюдать за строением слов,
помочь ученикам осознать
и систематизировать определенный круг приставок, которыми они активно пользуются в своей
речевой практике, выявить их значение и запомнить написание, потренировать в осознанном и
правильном употреблении.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Образовательные:
формировать умение конструировать слова из заданных частей слова
,
формировать умение соотносить произношение и написание приставок
Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение видеть в слове
приставку и ее выделять ; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставки
Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову,
воспитывать любовь к родному языку
УУД:
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
- Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов
сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих
достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к
учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать
учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в
материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих
действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить
коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем)
их причины и способы преодоления
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать
им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной
деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее
точные языковые средства.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Осознавать
необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать
информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную (обозначение
приставки, уметь называть). Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ,
синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям работать с
моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные результаты в области ИКТ:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
Предметные: выделять части слова (приставку), развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному
плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки,
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок, высказывать свое предположение.
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно
договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Конструировать слова из заданных частей слова, видеть и уметь выделять приставку,
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в
зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями. Применять изученные
правила: правописание приставок со словами, единое орфографическое написание приставок.
Писать слова с непроверяемыми орфограммами, сравнивать с предъявленными моделями.
Основные понятия:
Межпредметные связи:
Ресурсы:
основные
дополнительные
- М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс
- тетрадь
- карточки со словами и приставками.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Самоопределение
Встаньте, улыбнитесь друг другу.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок
Слушаем, запоминаем, руку тихо поднимаем
Записываем число, в классе.
Встают, улыбаются,
проговаривают слова
- Создавать устные
высказывания,
выбирать наиболее
точные языковые
средства
Положительное
отношение к учению,
элементы уважения к
себе как обучающейся
личности
Проверка д/з
Упр. 514
- С помощью каких частей слова вы
образовали слова?
- Прочитайте слова образованные с помощью
суффикса, (приставок)
- Для чего служат приставки и суффиксы?
Суффикса и приставок
Зазеленеет, прогулку, поход;
Маленькие, школьники,
прогулку,
Словарная работа
Раздаю карточки со словарными словами,
слова прочитать для вариантов
Вставляют пропущенные
буквы, взаимообмен и
проверка карточек, свою
работу оценивают линеечкой,
рядом выставляется оценка
проверяющего, по линеечке.
Писать слова с
непроверяемыми
орфограммами,
проводить
взаимопроверку,
оценивать работу
Оценивать свои
достижения
Актуализация знаний
- Над какой темой работали на прошлом
уроке?
Расскажите друг другу из каких частей
состоят слова, а я буду ходить и слушать, по
Отвечают на вопрос.
Работают в парах, устно .
Друг другу рассказывают
Представление о
богатых возможностях
русского языка,
появление элементов
хлопку начинаем и по хлопку меняемся
ролями слушателя и рассказчика.
правило, из каких частей
состоят слова.
сознательного
отношения к своей
речи, контроля за ней.
Удовлетворение от
осознания своих
достижений, от
преодоления
возникавших учебных
затруднений
высказывают своё
мнение,
аргументируют его
Введение в тему и
постановка цели урока
На доске слово конструктор
Я показываю конструктор.
-Что это? Кто играл? В чём принцип
конструктора?
-Как думаете, какое отношение может иметь
конструктор уроку? Мы играть в него будем
на уроке? (…)
-Я предлагаю поиграть вам сегодня в
словесный конструктор.( Вывешиваю
карточку с названием словесный)
-Чтобы точно определить тему и цели урока,
я предлагаю вам выполнить следующее
задание:
Из учебника с.107 Упр.515 картинки на
доске, приставки тоже записаны на листочках
и на доске, ниже даны приставки (с
устно
Отвечают на вопросы
(соединение, присоединение
деталей и получение чего-то
нового)
Отвечают, предполагают,
высказывают мнение.
Открывают учебник, находят
упражнение.
Осознавать и
принимать учебную
задачу. Планировать
свои действия,
выполнять учебные
действия в
материализованной,
умственной форме,
использовать речь для
регуляции своих
действий.
Контролировать
процесс и результаты
деятельности (своей и
чужой), вносить
коррективы. Оценивать
свои достижения,
осознавать трудности,
искать (совместно с
учителем) их причины
и способы преодоления
выделенными буквами-орфограммами).
-Словами с корнем -хож- ответьте на вопрос:
Что ты делаешь?
По звуковому сигналу – стоп!
Представитель от группы выходит к доске и
подставляет нужные приставки, доказывая
выбор именно этой приставки (подхожу –
приближение и т.д.)
-Есть ли другие варианты?
-Итак, как вы поняли, в какой словесный
конструктор я предлагаю вам сегодня
поиграть?
-Чему будем учиться сегодня? Какие цели
поставите?
-С целями определились. Какой план работы
вы предложите по изучению темы? ...
Оцените свою работу на данном этапе,
Повторяем правило работы в
( группы по 4 человека). Дети
работают в парах.
Учащиеся выходят и дают
другие варианты, объясняя
своё решение.
Представитель от каждой
пары выходят и подставляют
приставки (перехожу, подхожу,
обхожу, вхожу, выхожу, отхожу
или ухожу)
Собирать слова
Подставлять приставки-
т.е.употребление, получать
новые слова – т.е.значение,
как писать приставки, – т.е.
запоминать написание)
(узнать, какие есть
посовещайтесь в группах и поставьте себе
оценки
приставки, как их писать,
тренироваться, выполнять
задания, наблюдать, как
изменяется значение слова,
к каждому ли слову можно
подставить приставку )
Проект выхода
Сказка о приставках
Сказка о приставках.
Живут на свете удивительные морфемы.
Имя у них тоже удивительное и загадочное –
приставки.
Однажды на совете морфем к приставкам
обратились с такой просьбой:
-Уважаемые приставки, мы много слышали о
ваших способностях. Не могли бы вы
рассказать нам о них?
-С огромным удовольствием, - хором
ответили приставки и показали зрителям
следующее:
(выставляю карточки со словами)
-Итак, слушайте. Возьмём, к примеру, слово
ИГРАТЬ. Ведь это совсем не то, что
ВЫ ИГРАТЬ, и уж конечно, не то, что
ПРО ИГРАТЬ!
А НА ПИСАТЬ самой – это вам не С ПИСАТЬ
у кого-нибудь и не ПЕРЕ ПИСАТЬ из книжки,
не ЗА ПИСАТЬ и не ВЫ ПИСАТЬ!
И всё это благодаря нам, приставкам!
-О каких же своих способностях рассказали
приставки?
- Какие приставки в каких словах
прозвучали? Назовите эти приставки
устно
Слушают сказку
Отвечают на вопрос
( образование новых слов,
приставки придают слову
новое значение)
Отвечают на вопрос (вы, про,
на, с, пере, за, вы)
Осознавать и
принимать учебную
задачу. Планировать
свои действия,
выполнять учебные
действия в
материализованной,
умственной форме,
использовать речь для
регуляции своих
действий.
Контролировать
процесс и результаты
деятельности (своей и
чужой), вносить
коррективы. Оценивать
свои достижения,
осознавать трудности,
искать (совместно с
учителем) их причины
и способы преодоления
Карточки со словами на доске
Наблюдение 1.
Наблюдение 1.
Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова,
которые получатся путём подстановки
приставок, понаблюдайте, как приставки
меняют значение слов
Понаблюдайте за звучанием приставок!
Одинаково ли их звучание и написание?
-За какими буквами в приставках вы
наблюдали? (за теми, которые выделены
синим цветом)
-Что заметили?
Дети отвечают по алгоритму:
-называют слово
-в приставке есть орфограмма б/уд гласного,
т.к. …
-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к.
здесь парный согл. перед парн.согл.
В другой семье слов нет орфограммы
парн.согл., т.к. идёт сонорный
-Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите
приставки и орфограммы в них.
-Какая часть слова делает все слова
похожими? (корень) Покажите корни.
-Какая часть придаёт слову своё, новое
значение? (приставка)
-В каком слове не будет парной согласной
орфограммы в приставке, почему?
-А в каком будет? Почему?
Работают в парах, устно
Повторяем правило работы в
парах: выслушивать друг
друга , не перебивать, дать
высказаться, выбрать того, кто
будет отвечать
Повторить правило работы по
плану, алгоритму:
1 назвать слово
2 в приставке есть
орфограмма (назвать
орфограмму: гласная или
согласная)
Записывают 5 слов из любой
семьи, выделяют корень и
выделяют приставку
Называют безударную
гласную корня и подбирают
проверочное слово, устно
Планировать свои
действия, выполнять
учебные действия в
материализованной,
умственной форме,
использовать речь для
регуляции своих
действий.
Контролировать
процесс и результаты
деятельности (своей и
чужой), вносить
коррективы. Оценивать
свои достижения,
осознавать трудности,
искать (совместно с
учителем) их причины
и способы преодоления
-А безударные гласные будут? Да.
-Какая корневая орфограмма есть в каждой
семье слов? Покажите её
.
Физминутка
- Я буду называть приставки, а вы подумайте,
какие действия можно совершить: по-
(потянуться, подышать, помахать,
покрутиться)
при- ( присесть)
на- (наклониться
)
Выполняют действия
Наблюдение 2.
Наблюдение 2.
с.109 Работа с предложением
Мы ...ключим свет.
-А теперь выберите приставки, которые
можно употребить с корнем -ключ-
Но сначала обратим внимание на памятку на
стр 109, хором читаем памятку
(Раздаю конверты с приставками)
Прочитайте друг другу предложения, которые
у вас получатся, и опять наблюдайте за
звучанием приставок!
- На что обращаем внимание при чтении
предложений?
(ударение)
Проверяем
-Все ли приставки подошли? Почему?
-Что заметили?
-Есть ли орфограммы безударных гласных?
(да) Докажите.
А парных согласных? (да) Почему?
Работа в парах, устно
Подставляют приставки к
слову.
ударение
берут приставку и поочереди
подставляют к слову, выбегая
к доске ( карточка с
предложением на доске)
Планировать свои
действия, выполнять
учебные действия в
материализованной,
умственной форме,
использовать речь для
регуляции своих
действий.
Контролировать
процесс и результаты
деятельности (своей и
чужой), вносить
коррективы. Оценивать
свои достижения,
осознавать трудности,
искать (совместно с
учителем) их причины
и способы преодоления
(т.к.парный согл. перед парн. согл.)
-Сделайте вывод о написании приставок.
Можно ли писать их так, как слышишь?
Вывод: как бы приставки ни звучали, они
пишутся одинаково.
Чтение правила на стр 110
Читают правило
Самостоятельная
работа с проверкой по
образцу
Игра «Ромашка»
Пользуясь с.107 и с.108 учебника, образуйте
как можно больше новых слов, подставляя
приставки. (приставки на доске или можно
пользоваться книгой стр. 107- 108)
В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ.
На лепестках дети записывают приставки
(про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до,
при)
-Кто добавил новые приставки? Какие?
Молодцы!
Работа в парах.
Самостоятельно записывают
слова, после проговаривания
Фронтальная проверка,
выходят и к слову говорить
подставляют приставки
Раздаю лепестки, чистые
листы, на них записывают
приставки, выходят и
прикрепляют на магниты
(При проверке ставят + - )
Осознавать учебную
задачу, ее принимать и
выполнять.
Представление о
богатых возможностях
русского языка,
появление элементов
сознательного
отношения к своей
речи, контроля за ней.
Умение оценивать себя и
товарища. Вносить
коррективы. Умение
самостоятельно работать
и работать в парах.
Умение слушать своих
товарищей.
Перенос знаний на
более сложное задание.
Самостоятельная
работа
- Применив знания, полученные на уроке,
замените одним словом с приставкой:
Например: начал говорить – заговорил
закончил движение – пришёл,
приехал
Запись слов в тетрадь.
Пропустить урок (прогулять)
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и
иголки (при ши ть)
Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
Сменить место жительство (переехать)
Проглотить таблетку с водой (запить)
Перестал цвести (отцвёл)
Закончил читать (проч и тал)
Выделите приставки
Кому удалось записать все слова?
Проверка по доске. Слова записаны на доске .
открываю. Учащиеся выходят к доске,
выделяют в словах корень и приставку,
вставляют буквы в приставки.
-Давайте вместе откроем
секрет:
в течение
Записывают в тетрадь,
выделяя приставку
(При проверке ставят + - )
Представление о
богатых возможностях
русского языка,
появление элементов
сознательного
отношения к своей
речи, контроля за ней.
урока вы работали со многими словами. К
какой группе они относятся? Что называют?
(действия)
Вывод
: в русском языке с помощью
приставок чаще всего образуются слова,
называющие действия.
Если время остаётся – составление
справочника приставок.
Подведение итогов
урока.
Взаимооценка,
самооценка.
-Вернёмся к целям нашего урока.
Узнал новое:
О значении приставок…
О написании приставок …
Об употреблении приставок…
Было особенно интересно …
Было сложно …
Хочу сказать спасибо …
Особенно хочу отметить …
Подводят итоги, оценивают себя
и своих товарищей.
Оценивают себя по лесенке
успеха ( на листочках)
Умение оценивать себя и
своих товарищей.