Автор: Игрунов Александр Геннадьевич Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Школа № 21" Населённый пункт: Ростов-на-Дону Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Лекции по теории потребления в старшей школе" Раздел: полное образование
Мотивы использования дохода населением
Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление –
индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение
материальных и духовных потребностей людей.
Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него
приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы
– важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения
людей, их потребительские ожидания.
Взаимосвязь сбережения с потреблением
С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения – это временно отложенное
потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой.
Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а
сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения
бизнеса.
Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими
особенностями людей.
Размеры как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и
лимитируются им.
Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято
называть функциями потребления и сбережения.
Постулаты теории потребительского
поведения
Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям
возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений — бюджетное
сдерживание. Денежные доходы всех потребителей ограничены в большей или меньшей
степени. Раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он сможет
ограниченное количество благ. Следующим ограничением являются цены благ. Все
представленные на рынке блага имеют заданную цену, определяемую величиной издержек
производства этих благ. Издержки производства возникают потому, что производство благ
требует затрат редких дорогостоящих ресурсов.
Механизм потребительского поведения и теория потребительского поведения опирается на
ряд положений (постулатов):
1. Множественность. Потребности человека, человеческого общества велики и
разнообразны, и они влекут за собой разнообразие благ, способствующих удовлетворению
этих потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных
благ. Теория потребительского выбора предполагает, что потребителю есть из чего
выбирать, т. е. в каждый конкретный момент времени имеется несколько возможных
вариантов
удовлетворения данной потребности.
2. Суверенитет. Каждый потребитель принимает индивидуальное решение о покупке того
или иного блага и не может оказать решающего воздействия на их производителей.
Однако рыночный механизм суммирует эти индивидуальные решения множества
потребителей и доводит это совокупное решение до производителя. Если выбор
потребителей сделан в пользу определенного блага и потребители приобрели его, уплатив
определенную цену, то производитель данного блага получает прибыль и право на
дальнейшее развитие производства. Суверенитет потребителя предполагает его
способность воздействовать на производителя. Иными словами, суверенитет потребителя
— власть потребителя над рынком, его способность определять, какие блага и в каком
количестве должны быть произведены.
3. Рациональность. Еще одним важным фактором, определяющим выбор потребителя,
является его система предпочтений. Одни и те же блага будут приносить разную
полезность разным людям. Каждый потребитель тяготеет к определенному набору
жизненных благ. Не существует какой-то объективной шкалы, позволяющей определить
полезность того или иного блага, но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу
предпочтений. Поведение человека рационально, если он знает, какой набор благ ему
необходим, может сравнить различные наборы благ и выбрать самый предпочтительный
для себя.
Закон спроса и теория потребительского
поведения
Напомним, закон спроса гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение
цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И напротив, при прочих равных
условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Одно из объяснений
закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки
цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки.
Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность
приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно
объяснить, используя эффекты дохода и замещения или концепцию полезности.
Эффект дохода и эффект замещения
Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах.
Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых
совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при
неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены
данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к
другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению
реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог
приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные
средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены
некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем
спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены,
а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно
меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются
реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект
замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения
цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к
тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с
похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами,
потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос
на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями.
Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и
они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению
спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса
потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.
Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо
человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.
Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода
покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на
общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы,
пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате
снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его
дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как
снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель,
располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном
соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект
замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на
него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно
(сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой
кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется
в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту
его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос
на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение
дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации
(падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода
приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют
однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения
объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их
повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их
разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в
определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром
низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом.
Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток
является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то
кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель
замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком,
увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены
кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его
реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем
спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на
приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного
напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на
кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены
кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту
спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект
дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени
воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует
сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же
форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же
эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей
категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не
выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами
Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего
подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в
том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта
замещения.
Концепция полезности
Напомним, что потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо
необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и
общества в целом. Потребность характеризуется как состояние неудовлетворенности,
которое можно преодолеть путем использования определенных благ (товаров и услуг).
Приобретая такие товары и услуги, потребитель может добиться удовлетворения данной
потребности, получить пользу или полезность от их использования.
Полезность — удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от
потребления и использования благ. Полезность — абстрактная категория, используемая в
экономической науке для определения удовольствия, которое получают люди от
потребления благ. Полезность того или иного блага — главный фактор потребительского
выбора. Полезность — понятие сугубо индивидуальное, субъективное. Каждый человек
понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны для одного
человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны
близорукому человеку, но бесполезны тому, у кого стопроцентное зрение.
Функция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем
полезности, достигаемой при этом потребителем. Математически функция полезности
выглядит следующим образом:
где f — символ функции; U — уровень полезности; Q
X
, Q
Y
— количество товаров Х и Y,
потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое
количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая
человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и
совокупную полезность блага.
Предельная полезность — дополнительная полезность, получаемая потребителем от
потребления дополнительной единицы блага. Каждая последующая единица блага,
использованная потребителем, вносит свой вклад в удовлетворение данной потребности.
Поскольку по мере потребления дополнительных единиц блага потребность покупателя
будет постепенно удовлетворяться, предельная полезность каждой последующей единицы
блага будет убывать. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере
потребления дополнительных единиц блага предельная полезность каждой последующей
единицы будет меньше, чем предыдущей (рисунок а). Закон убывающей предельной
полезности еще называют первым законом Госсена . Общая полезность —
удовлетворение, получаемое потребителем от потребления данного количества благ за
определенный промежуток времени.
Общая полезность обычно увеличивается по мере потребления все большего количества
благ, но, как правило, со все меньшей скоростью. Если дальнейшее потребление блага
приносит вред (предельная полезность отрицательна), го общая полезность снижается
(рисунок б).
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности
и рассчитывается следующим образом:
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной
полезности к изменению количества потребленного блага:
где TU
1
и TU
2
— первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q
1
и Q
2
—
первоначальное и новое количество блага.
Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса и
объясняет, почему кривая спроса является
нисходящей. Чем большим запасом блага обладает потребитель, тем меньшую ценность
для него имеет каждая следующая дополнительная его единица. Если каждая
последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью,
то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии
падения их цены.
В теории полезности существуют два направления: кардиналистское и ординалистское.
Исторически и методологически кардиналистская теория потребительского поведения
предшествовала ординалистской.
Кардиналистская теория
потребительского поведения
Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении
поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности
блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину
полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности
дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для
определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали,
что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).
Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность
любой дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину
общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории по-
требительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку
отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу.
Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной
полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия
потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ог-
раниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше
средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Как уже
отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для
каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный
потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую
полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока
предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная
полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то
потребитель предпочтет приобрести именно его. В свое время это правило поведения
потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона
Госсена . Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить
максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен
потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных
полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия
выражается равенством МU
1
= MU
2
= ... = MU
n
.
В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь
понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так
распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы
максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности
денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны.
Правило максимизации полезности , исходя из всего сказанного, заключается в том, что
денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя
денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы
одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:
где P — цена блага.
Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока
предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной
предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого
блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета,
приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.
Если равенство не выполняется, то произойдет некоторое перераспределение
потребительских расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем
предельной полезности в расчете на денежные единицы, что приведет к увеличению
совокупной полезности для потребителя. Действительно, если цена на второе благо
понизилась, то равновесие нарушается:
MU
1
/
P
1
<
MU
2
/
P
2
т. е. последняя денежная единица, затраченная на второе благо, стала
приносить большую полезность, чем последняя денежная единица, затраченная на первое
благо. Для восстановления равновесия, исходя из закона убывающей предельной
полезности, существуют два пути. В первом случае необходимо увеличить предельную
полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно
дорогого товара. Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго
блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая таким
образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь
достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать
получаемую полезность.
Ординалистская теория потребительского
поведения
Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что
потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага
полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их
предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений,
характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная
экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.
1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда
предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку
потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество
благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего
предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум,
сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.
2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь
от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое
отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает,
что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из
сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель
может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага
равноценны.
3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен
последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек
предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X
благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем
благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит
больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна
полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть
разницы между потреблением X и Z.
Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых
наборах число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей
процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.
Рассмотрим графическую интерпретацию ординалистской теории потребительского
поведения, которая опирается на построение кривых безразличия, характеризующих
систему предпочтений потребителя.
Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения
количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать.
Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия —
набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой
полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.
Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая
безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем
удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие
возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной
полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность
кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного
потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются
картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше
от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных
благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих
наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на
этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию
товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает
потребление блага Y на
Δ
Y и наращивает потребление товара X на
Δ
Х, но общий уровень
удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рисунок
ниже).
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна
эффективная замена одного блага другим.
Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены).
Количество блага Х
1
представляет минимально необходимое количество потребления
блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни
предлагалось взамен. Аналогично Y
1
— минимально необходимое количество
потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой
одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для
потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого
потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага.
Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:
где MRS — предельная норма замещения; Q
x
— количество товара X; Q
Y
— количество
товара Y.
Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост
потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого.
Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия —
получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его
потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого
блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на
той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X
должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким
образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как
отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y
существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации
потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить
потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных,
имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что
при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление
другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат
является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой
безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения
одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения.
Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с
которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери
полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой
замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может
характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности.
Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности,
не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую
безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень
полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную
информацию о системе предпочтений потребителя.
Бюджетная линия и ее свойства
В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя,
бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов.
Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны
потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается
уравнением
где Р
х
и Р
Y
— цена товара Х и Y; Q
x
и Q
Y
— количества товаров X и Y; М — располагаемый
доход потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает
дохода потребителя.
Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю область
выбора. На рисунке это заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и
осями координат. Линия бюджетного ограничения в самом простом случае описывается
уравнением
Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X
1
=
M
/
P
x
и Y
1
=
M
/
P
y
показывающих
максимально возможные количества благ X и Y, которые может приобрести потребитель
на данный доход при данных ценах.
Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:
1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся
на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага
возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая
обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон (см. рис).
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут
быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение
денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному
перемещению бюджетной линии вправо (рисунок а). Уменьшение денежного дохода
потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной
линии влево (рисунок б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона
бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями
координат.
3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с
противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой
отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по
вертикали, т. е. крутизна наклона равна (-
P
x
/
P
y
)
Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар
Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен
воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки
единицы товара Y.
4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.
Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и
изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение
цены товара X и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано
на рисунке. Изменение цены товара Y и воздействие этого изменения на положение
бюджетной линии показано на рисунке. Изменение цен обоих продуктов эквивалентно
изменению реального дохода потребителя и перемешает бюджетную линию вправо или
влево.