Автор: Шурыгина Наталья Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184 "Петушок" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: конспект интегрированной НОД Тема: "Семья ключ к счастью" Раздел: высшее образование
в старшей группе
Составила : воспитатель МБДОУ
детского сада № 184 « Петушок»
Шурыгина Наталья Павловна
Цель: Формировать убеждение ценности семьи и родственных отношений.
Задачи:
1.
Закреплять представления о родственных связях;
2.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3.
Формировать элементарные представления о том, что такое род и
родословие;
4.
Развивать интерес к традициям и обычаям семьи;
5.
Формировать компоненты речи
6.
Совершенствовать умения составлять небольшой рассказ на
заданную тему
Образовательные : закреплять представления о родственны связях;
формировать элементарные представления о том, что такое род;
активизировать словарный запас детей прилагательными,
характеризующими семью и обозначающими качества личности человека.
Развивающие : развивать у детей умение правильно отвечать на
поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и
монологической речи; развивать интерес к традициям и обычаям семьи.
Формировать навыки составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья».
Воспитательные : воспитывать интерес детей к самостоятельному
словесному творчеству, поощрять их желание составлять рассказы о
семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство
гордости за свою семью.
Программное содержание :
1.
Организационный момент. Ребус.
2.
Основная часть. ОДД по развитию речи, стихи, физкультминутка,
словесные игры. Просмотр презентации: «Моя родословная»,
экскурсия «Увлечение моей мамы»
3.
Итог занятия. Рефлексия.
Предварительная работа:
1.
Детские рассказы о семье и ее значение в жизни человека.
2.
Индивидуальная работа с детьми: стихи о семье.
3.
Занятие по изобразительной деятельности – родословное древо.
4.
Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью
побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
5.
Индивидуальные беседы на тему «Семья», учить отвечать на вопросы:
Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя
бабушка и дедушка? Как их зовут? Есть ли у тебя брать и сестра?
Назови всех, с кем ты живешь?
Словарная работа: родственники, род, семья, генеалогическое дерево.
Интеграция образовательной области : «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно –
эстетическое», «Физкультурное».
Оборудование и материал : Цветок ромашка – символ семьи, картинка –
схема с изображением генеалогического дерева, выставка поделок из
ткани, микрофон для интервью, магнитная доска, магниты.
Мультимедийные и технические средства, устройства :
Магнифон,USB – флешка, магнитная доска
Методы и приемы : Беседа, вопрос, активное слушанье, демонстрация
презентаций, анализ, физкультминутка, игры
Ход непосредственной образовательной деятельности .
Ребята! Посмотрите, сколько сегодня много собралось гостей. Предлагаю
поздороваться с гостями.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Нам здороваться не лень!
А теперь все улыбнулись и посмотрели на меня.
Ребята, знаете ли вы, что такое ребус? (ответы детей)
Правильно, ребус – это зашифрованное слово. Посмотрите, пожалуйста,
какое слово зашифровано в этом ребусе. Лиза, как ты думаешь? ( ответ)
Правильно, семья! Сегодня мы с вами поговорим о самом главном и
дорогом, что есть у человека – о его семье. Как вы понимаете, что же такое
семья? (ответы детей)
Давайте встанем в круг. Кому я дам сердечко, тот и отвечает. ( Проводится
игра-рассуждение о семье) .
Воспитатель: Итак , ребята ,я поняла ,что семья – это дом, где живут
близкие люди: мама, папа, братик, сестренка, бабушка и дедушка (показать на
картинке модель полной семьи ) , которые любят, помогают и уважают друг
друга. Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого
сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть (дети называют слова-
признаки, а воспитатель на магнитной доске при каждом слове достает
лепесток ромашки и составляет цветок) .
Раздается стук в дверь. Входит ребенок.
Воспитатель: Ребята, к вам пришел корреспондент. Поздоровайтесь с ним. .
Это - Аня, которая давно интересуется вопросами семьи, поэтому сегодня
она пришла к нам. . Она будет брать у вас интервью о вашей семье. Ответы
должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на
диктофон.
Корреспондент Аня задает детям вопросы:
1.Как показывают родственников, живущих вместе (Правильно, это семья)
2.Назови всех членов своей семьи ( ответы детей).
3.Назовите самых старших членов своей семьи ( ответы детей).
4.Назови самых младших членов своей семьи ( ответы детей).
5.Кем ты приходишься своим бабушке и дедушке? ( ответы детей).
6.Кем ты приходишься своим маме и папе? ( ответы детей).
7.Как зовут твою маму? ( ответы детей).
8.Как зовут твоего папу? ( ответы детей).
9.Что ценит в тебе твоя мама? ( ответы детей).
10.Чем бы ты хотел быть похожим на своего папу? ( ответы детей).
Воспитатель: Спасибо тебе, корреспондент, за интересные вопросы.
Ребята, а сейчас подумайте и ответьте, кого называют родственниками?
Дети, я думаю, что каждому человеку интересно больше узнать о своих
родственниках.
Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история.
Свою связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок
называется генеалогическим деревом. (Показ генеалогического дерева
воспитателем).
Ближе к корням дерева я расположила фотографии своих бабушек и дедушек.
Саша, как ты думаешь, почему у меня две бабушки и два дедушки?
Саша: Потому что, одни бабушка с дедушкой – родители моего папы, а
другие родители мамы. От моих родителей пошла следующая веточка – это я.
Это дерево обозначает мой род.
Сегодня Лера и Маргарита познакомят нас с происхождением своей семьи.
(Рассказ детей с использованием генеалогического дерева).
Вот и раскрылся на нашем цветке первый лепесток – «Родство».
Воспитатель : Есть такая пословица «В здоровом теле – здоровый дух». Если
человек здоров – он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится,
поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье
своих родных.
А сейчас , ребятки, становитесь на зарядку.
Бабушка и дедушка,
мама, папа, брат и я
наша дружная семья.
Осенью, весною,
Летом и зимою.,
Мы во двор выходим
Дружной всей семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа быстро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Дети, оказывается, счастливая семья – это здоровая семья.
Креплю я лепесток «Здоровье».
Воспитатель : Семья – это не просто родственники, это люди, которые любят
друг друга, говорят друг другу ласковые слова.
Мне очень хочется знать : как ваши близки родные : мамы и папы вас
дома называют ласково. (Ответы детей)
Воспитатель: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Давайте подберем как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе,
дедушке, бабушке.
Проводится словарная игра по типу аукциона.
Мама (какая ? ) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,
требовательная.
Папа (какой ? ) - строгий, умный, сильный, смелый, трудолюбивый.
Бабушка (какая ?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая,
доброжелательная.
Сестра (какая?) - веселая, задорная, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат (какой?) - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,
подвижный.
Воспитатель: Молодцы! По вашим ответам я вижу ,что вы крепко любите
своих родных. Вот и расцвел на нашем цветке лепесток – «Любовь».
Воспитатель: Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг
другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные
помощники живут в наших семьях.
Проводится дидактическая игра «Корзина добрых дел».
Воспитатель: Я даю вам корзину куда вы можете сложить добрые дела,
которые вы делаете для своих родных. (Ответы детей).
Ответы детей: Мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать.
Воспитатель: Молодцы ,ребята. Ваши мамы папы, бабушки и дедушки
устают и вы должны им помогать. Вот мы и выяснили, что в счастливой
семье все заботятся друг о друге, помогают во всем. (Прикрепляется
лепесток: «Забота».)
Воспитатель: . Ребята, кажется, я знаю, что еще необходимо для того, что
семья была счастлива. Это вместе отдыхать, интересно и увлекательно
проводить свое свободное время. Кто может рассказать об увлечении
родителей ? Кто из них интересно проводит время? Сейчас Катя
расскажет об увлечение своей мамы.
Рассказ Кати , у которой мама занимается картины из бисера.
Катя рассказывает и показывает картины и фигуры деревьев и
животных из бисера.
Воспитатель: Спасибо тебе, Катя, за интересный рассказ. Вот и пятый
лепесток раскрылся на нашем цветке : «Увлечение».
А все дети любят играть . И я предлагаю показать как вы увлекательно
проводите время. Проводится игра « Я пойду сейчас направо, а потом
пойду налево»
Воспитатель : Расцвёл наш красивый цветок «Семейного о счастья» .
Ребята, берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет
много родственников. Все они любят, заботятся, помогают друг другу, умеют
интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. Сейчас
наши дети прочитают замечательное стихотворение. ( читают стихи о
семье)
Включается музыка (русская народная мелодия «В горнице»).
Выходит сударыня в русском сарафане.
Сударыня : Я не привыкла напрасно хвалиться, но все называют меня
мастерицей. За то, что сама я куклу свою вяжу, вышиваю, и шью, и крою. Я
пришла к вам не с пустыми руками. А принесла с собой волшебный
сундучок. В этом сундучке живут необычные куклы. (Показ кукол ). Куклы
эти не простые – это обереги. Оберег – это предмет, который защищает от
беды его владельца, его дом, семью, приносит любовь и счастье. Первую
куклу для ребенка ласково называли нянюшка. (Показ куклы). Нянюшку
нельзя делать с помощью ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка была без
разрезов и проколов, цельной и счастливой. Такую куколку клали возле
подушки, чтобы во сне она могла поучить малыша уму разуму, пошептать на
ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку
Пеленашку. Ребята , вам надо плотно скрутить ткань белого цвета в валик
(скатку). Посередине завязываем нитку на 3 узла. Такую же нитку мы
завязываем на валике чуть выше первого узла. Это будет голова. Повязываем
платочек, запелёнываем плотно в пелёнку и завязываем ленточкой. Кукла
готова. (Изготовление кукол под музыку). Кукла готова, я вас поздравляю.
Пусть эта куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет защитой
вашего дома. Я прощаюсь с вами, но уверена, теперь вы будете беречь
и заботиться о всех своих родных, ведь у каждого из нас семья - самое
ценное.