Родительское собрание "Нарушение самооценки у детей младшего школьного возраста"
Автор: Климшина Татьяна Вячеславовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "СОШ №37 ОАО "Российские железные дороги" Населённый пункт: поселок Мга Кировского района Ленинградской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Родительское собрание "Нарушение самооценки у детей младшего школьного возраста" Раздел: начальное образование
младшего школьного возраста»
Разработала педагог-психолог частного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №37 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» Т.В.Климшина.
Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию сценарий собрания для
родителей младших школьников.
Цель: помочь родителям в формировании адекватной самооценки у
детей.
Задачи:
1.
Ознакомить родителей с особенностями самооценки.
2.
Ознакомить родителей с социальными портретами оценок.
3.
Дать рекомендации по формированию адекватной самооценки.
Участники : родители
Продолжительность: 1 час.
Актуальность.
Зачастую взрослые уверены в том, что в воспитательных целях зримо
проявлять любовь нужно только тогда, когда ребенок это заслужит, когда он
«хороший», « хорошо себя ведет». Но для нормального развития у ребенка
всегда должна быть уверенность в том, что он нужен и любим, защищен
любовью мамы и папы, что, даже ругая его за плохой поступок, родители все
равно его любят. Мы же наказываем детей отторжением. И часто говорим об
этом с гордостью, ведь мы не бьем детей, мы люди цивилизованные. Но как
же одинок маленький человек в сознании собственной ненужности самым
дорогим людям! И как важно вовремя поощрить своего ребенка, не скупясь
на похвалу.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о детской
самооценке.
Существует такое психологическое явление как «феномен вторых
классов» - во втором классе у детей резко снижается самооценка. Причина –
повышение критичности школьников к себе (не без помощи родителей).
Возрастает уровень тревожности, появляются новые страхи, что, безусловно,
негативно влияет на процесс обучения детей. Учащиеся не любят выходить к
доске, высказывать свое мнение, многие панически боятся допустить ошибку.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека
к себе и своим качествам, его самооценку.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении
собственной ценности.
Отрицательная самооценка – выражает неприятие себя,
самоотрицание.
Неадекватно завышенная самооценка. Дети не склонны
анализировать результаты своих действий и поступков. Не осознают своих
неудач, склонны к демонстративности и доминированию. Стремятся к
лидерству. К похвале относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее
отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду. Причины –
некритичное отношение к детям со стороны взрослых, бедность
индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками. Либо же –
завышенные требования со стороны взрослых, когда ребенок получает только
отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет
защитную функцию.
Адекватная самооценка – уверены в себе, активны. Склонны
анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины
ошибок.
Заниженная самооценка – нерешительны, малообщительны,
молчаливы. Очень чувствительны, заранее отказываются от решения задач,
которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого
справляются с ними. Причины – завышенные требования родителей,
использующих только отрицательные оценки.
Нужно помнить, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают
окружающие, прежде всего родители. Одинаково вредны и отсутствие
критики (вседозволенность), и чрезмерная строгость.
Результаты диагностики самооценки по методике «Лесенка». Как
видите, в классе есть дети, у которых самооценка занижена.
Что же в таком случае можно посоветовать родителям?
В первую очередь, детям необходимо доброжелательное отношение со
стороны родителей. Поощряйте своих детей; проигрывайте и разъясняйте
новые, пугающие ситуации; позволяйте ребенку делать ошибки. Учите тому,
что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно
выбранные средства. Помогите детям найти и оценить в себе все то, что есть
в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения. Не
предъявляйте детям неадекватных требований, относитесь к страхам и
тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно
преодолеть страх; исключите все пугающие моменты.
Отдельно хочется обсудить ситуацию с оценками. Нужно помнить, что
необходимо ориентировать своих детей не на оценку, а на результат.
Социальные портреты отметок:
- «торжествующая пятерка»;
- «обнадеживающая четверка»;
- «равнодушная тройка»;
- «угнетающая двойка»;
- «уничтожающая единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если
эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют
формирование адекватной положительной самооценки школьника,
способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию
интереса к учению.
Помните, что успешность ребенка в учении определяется множеством
факторов. Один из них – вера родителей в возможности своего ребенка, их
способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и
правильных представлений о себе у детей .
1.
Оптимизация родительско-детских отношений (атмосфера любви,
уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям,
заинтересованность в его делах и занятиях, уверенность в достижениях).
2.
Оптимизация отношений ребенка со сверстниками (в этом ему
тоже надо помочь родителям).
3.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка (чем
больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше
у него возможностей для проверки своих способностей).
4.
Развитие способности анализировать свои переживания и
результаты своих действий и поступков. (Всегда положительно оценивая
личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его
действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок,
способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка
уверенность, что он справиться с трудностями, добьется хороших успехов, у
него все получится.)
Что же можно сделать для повышения самооценки ребенка?
1.
Хвалить ребенка
2.
Не пугать ребенка заранее, что у него что-то не получится:
именно так задаются программы неуспеха.
3.
Сначала авансировать поощрение, после достижения успехов
поощрять только за реальный успех.
4.
Не сравнивать с другими детьми, только с самим собой («Когда
ты был маленький…»).
5.
Предоставить право на ошибку, предоставить возможность ее
исправить, высоко оценивать самостоятельность в поиске и исправлении
собственных ошибок
6.
Никогда не порицать дважды за один и тот же проступок.
(Вообще снизить количество замечаний.)
7.
Накапливать визуальные подтверждения успехов – фотографии,
сувениры т.д.
8.
Снижать тревожность всеми возможными способами.
9.
Не позволять никому насмехаться над своим ребенком.
Воспитывайте чувство собственного достоинства у своего ребенка.
Задача родителей – найти сильные стороны личности ребенка и помочь ему
самому их обнаружить. Нужно научить детей пользоваться достоинствами, не
зацикливаясь на недостатках. Нельзя воспитывать детей пассивными и
зависимыми от нас. Пусть они выражают несогласие с нами и вообще свое
мнение.
Учите детей любить и принимать себя как данность,