Автор: Ерик Алла Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СШ №4 с углубленным изучением математики города Старая Русса Новгородской области" Населённый пункт: город Старая Русса Новгородской области Наименование материала: конспект урока Тема: Урок ОПК в 4 классе "Пасха" Раздел: начальное образование
Технологическая карта
Ф.И.О.
Ерик Алла Александровна
Должность
Учитель начальных классов
Модуль
Основы православной культуры
УМК
А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»
Тип урока
Урок введения в новые знания.
Технология
построения
урока
Системно - деятельностный подход.
Тема урока
Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии
«Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в
процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью,
участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной
ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся:
помочь осознать смысл обычаев и традиций,
связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о
праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в
современных условиях в творчестве детей.
Основные
термины,
понятия
Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и
Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран,
инструментарий
мультимедийный проектор, презентация
Планируемые
результаты
урока
Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания
последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность
учебной деятельности.
Предметные
умения:
Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как
день недели и день возобновления жизни.
Метапредмет
ные умения
Познавательные
УУД
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные
УУД
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к
ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные
УУД
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно
выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативн
ые УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы:
Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Формируемые УУД (с
указанием конкретных
действий)
1. Орг.
момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Каков порядок на столе,
Таков порядок в голове.
А мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Приветствие
учителя .
Доклад
дежурных о
готовности
класса к
уроку.
Личностные:
проявлять
положительное
отношение к школе и
учебной деятельности.
2.Актуа
лизация
знаний.
Отрывок из стихотворения
К. Роше
:
Слайд 2.
Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!
Учебные вопросы:
1. Какова главная мысль стихотворения?
2. Иисус Христос – кто он?
3.Каков Его поступок для человечества?
Дети
отвечают на
вопросы
учителя
Ответы:
1.Христос
воскрес.
2. Сын
Божий.
3. Был
распят не
Метапредметные:
внимательно слушать
собеседника, понимать
его высказывания;
выражать свои мысли, в
соответствии возрасту,
полнотой и точностью;
оценивать правильность
выполнения задания,
высказывания.
Предметные: умеют
объяснить смысл
понятий «Иисус
Христос».
кресте,
принял
смерть за
грехи
человеческие
.
3.Форму
лирова-
ние
темы и
планиро
вание
деятель
ности
Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они
позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3
- Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха»)
- Верно – тема нашего урока: « Пасха»
Слайд 4
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Что вы знаете об этом празднике?
- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?
- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?
- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день
недели, что такое пасха и как её празднуют.
Учащиеся
высказывают
свои
предположен
ия по сути
вопросов,
поставленны
х учителем,
формулирую
т тему урока.
Метапредметные:
Внимательно слушать
собеседника, понимать
его высказывания.
Регулятивные:
Прогнозирование
предстоящей работы.
Учиться выдвигать
версию ответа;
Уметь выслушивать и
анализировать ответы
одноклассников.
4.
Открыт
ие
новых
знаний.
- Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет
отмечаться этот праздник? (1 мая) Верно!
В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот
праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не
просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из
торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Внимательно
слушают.
Удерживать учебную
задачу в процессе
работы.
Участие в коллективном
обсуждении учебной
проблемы
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением
Христовым. В этот день весь православный мир отмечает
Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус
был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес
из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола,
колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное,
праздничное настроение.
( Прослушивание колокольного звона) Слайд 5.
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал
Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный
администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова
принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после
распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.
Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы
смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6
человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации
работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти
на все остальные вопросы ответы в текстах.
( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся
работают с текстами и формулируют ответы на вопросы.)
Слайд 6
Работа в
группах.
Выступления
.
Заполнение
таблицы.
Отличать правильно
выполненное задание от
неправильно
выполненного;
Извлекать информацию
из текстов.
5.
Физкул
ьт
-минутк
а
Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника
всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить
семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и
битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами
поиграем.
Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!)
Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и
найдите свой сюрприз. ( У детей, под крышкой стола или
сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки
или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)
Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!)
Коллективно
е
выполнение
Эмоциональный настрой
6.Перви
чное
закрепл
ение с
прогова
ривание
м во
внешне
й речи.
Работа с учебником.
2.Работа по вопросам: слайд 7
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как
Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения
людей).
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
(Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).
4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более
голодным людям и принятии в свои дома беженцев)
5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл?
(Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью
смерть, и
прежде умершим даровал жизнь).
Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая
часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.
1.
может…
Звонить в колокола.
Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.
Чтение и
обсуждение
отрывков о
ходе
праздника на
стр.28-31
Ребята
заполняют
правую
колонку,
посовещавш
ись с
соседом по
парте.
Познавательные:
выявлять сущность,
особенности объектов;-
умение обобщать
знания;
Предметные:
актуализировать
имеющиеся знания по
теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные :
- слушать и понимать
речь других.
Регулятивные
:
Понимать
информацию
,
представленную
в
виде
таблицы
.
7.Самос
тоятель
ная
работа
Слайд 10 - 13 . Тест « Найди верный вариант»
1.
С каким событием связан праздник Пасхи?
Мария Магдалина подарила императору Тиверию
красное яйцо
Христос воскрес из мертвых
С весенним праздником мая.
2.
Почему Христа называют Спасителем?
Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за
порогом смерти людей ожидает любовь Христа
Он спас израильтян от власти римлян
Он спас людей от глобальных катастроф
3.
Что значат слова молитвы, которая поется на пасху:
«Смертию смерть поправ»
Умерев как человек, Христос принес Свою
любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
Теперь все примирились со смертью как с
неизбежностью
Люди поняли, что о смерти не нужно думать
4.
Какой день недели называют малой Пасхой?
Субботу
Понедельник
Воскресенье
Слайд 14
Проверьте и оцените вашу работу.
Ребята
самостоятель
но находят
правильный
вариант
ответа
Группировать предметы
по существенным
признакам.
Оценивать
правильность
выполнения задания,
Внимательно слушать
собеседника и понимать
его высказывание
Умение выделять
существенную
информацию из
различных источников.
формирование умения
работать в
индивидуально, группе;
определять правила
работы в группах
ориентироваться на
развороте учебника
8. Итог
урока
- О чём узнали на уроке?
- На какие вопросы вы получили ответы?
- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?
- Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?
Отвечают на
вопросы
учителя.
Личностные:
- проявлять мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные
- уметь аргументировать
свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять
учебную задачу;
- осуществлять контроль
деятельности партнера и
оценивать результат.
Предметные:
актуализировать
имеющиеся знания по
теме.
9.Рефле
ксия
учебной
деятель
ности .
Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и
удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой
вариант ответа: Слайд 15.
1
На уроке я
работал
активно / пассивно
2
Своей работой
на уроке я
доволен / не доволен
3
Урок для меня
показался
коротким / длинным
Оценивают
своё участие
в уроке.
Оценивать достигнутые
результаты общей и
собственной
деятельности;
Проконтролировать
усваиваемое содержание
учебного материала;
Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию
4
За урок я
не устал / устал
5
Мое
настроение
стало лучше / стало хуже
6
Материал
урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
10.
Домашн
ее
задание
Слайд 16 .
1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного
праздника Пасха в семье.
2.Творческое задание.
На выбор:
1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную
открытку.
2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».
3. Пасхальные игры и развлечения.
4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.
17 слайд.
Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня!
Записывают
домашнее
задание в
рабочую
тетрадь, в
дневнике
отмечаем,
что задание в
тетради.
Список использованной литературы:
Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.
Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.
Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: paskha, свободный.
Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа:
paskhaday, свободный.
belonika.womanhome/culinary/article/45975/ -кулич
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник
для общеобразоват. учреждений/А.В.Кураев.-М.: Просвещение
. pravoslavie .
svetoch-opk
paskha.ga
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
1 группа.
Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Праздник Пасхи является переходящим . Каждый год Пасха приходится на
разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку
берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на
ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за
этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика
такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После
весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в
полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит
живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
1.-Что значит «переходящий» праздник?
2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?
2 группа.
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли
высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа
приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут,
что Он воскрес.
Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе
Владыку жизни. По прошествии субботы , ночью на третий день после
Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.
Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария
Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло
– миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они
увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел
сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он
Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они
со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам.
Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами:
«Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в
Воскресение Христово.
1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?
2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?
3.-Кому первому явился Иисус Христос?
3 группа
По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней
службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой
Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование
Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В
Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл
в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес.
Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.
В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес .И вновь в
полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа
Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители
унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым
образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал
на земле и являлся разным людям.
После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе
Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что
в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики
Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.
Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко
гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма
крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма,
останавливается перед закрытыми дверями ,как бы при входе в пещеру
Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные
Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане,
входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину
Воскресе!».
1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?
2.-Что символизирует крестный ход?
4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о
Воскресении?
5.-Что отвечает народ?
4 группа
Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи
называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются
праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в
православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата,
ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды
между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.
Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон:
не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог
подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.
Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую
неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с
крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении
Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом»
на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему
только с благословения священника.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это
называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни
пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная
пословица.
Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём
доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет
на душе.
1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?
2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как
называется это приветствие?
3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?
5 группа
Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной
пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые
серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти
два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц,
молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше
времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На
стол подаются крашеные варёные яйца, кулич ( сладкий хлеб, похожий на
кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.
Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и
неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом
воскресного праздника .Христиане расписывают яйца, красят их в разные
цвета , а затем дарят родным и близким.
1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.
2.В чём заключается пост?
3.Назовите блюда пасхального стола.