Напоминание

"Здоровый образ жизни-важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов колледжа"


Автор: Федяева Юлия Владимировна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровый образ жизни-важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов колледжа"
Раздел: полное образование





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский топливно-энергетический колледж
Здоровый образ жизни –

важнейшая составляющая

духовно-нравственного

воспитания студентов колледжа
Преподаватель физической культуры ГАПОУ УТЭК Федяева Юлия Владимировна
В здоровом теле – здоровый дух… Начни все с себя. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития подрастающего организма. общество нуждается в здоровых, выносливых, способных принести пользу обществу граждан. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач в нашем государстве. Строительство новых зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры обучающихся, проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привело к значительному улучшению состояния здоровья обучающихся, их физического развития. Опыт работы в учебном заведении показывает ежегодное повышение мотивации обучающихся к физической подготовке. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека. В поведении это проявление в большой жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущение своей физической и психо- эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психологического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. Но, несмотря на строительство новых спортивных сооружений, организация оздоровительных лагерей, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости обучающихся удовлетворять нас не могут. Результаты обследований и анализ заболевших обучающихся позволяют определить наиболее распространенные болезни: ОРВИ, хронические заболевания ЖКТ, инфекционные заболевания, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех обучающихся в лыжные прогулки, занятия бегом, обучение «скандинавской ходьбе»), закаливание, рациональное общественное питание. Физическую культуру в Уфимском топливно-энергетическом колледже преподаю 10 лет. Одной из возможностей сохранения здоровья обучающегося является приобщение его к систематическим занятиям физической культурой. Последние исследования показали, что лишь 10% населения нашей страны систематически занимаются физической культурой. Поэтому я считаю, что формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры является актуальной проблемой в процессе профессиональной деятельности.
Формирование потребности в здоровом образе жизни я осуществляю в своей работе через уроки физической культуры и внеклассную работу, и через спортивные соревнования, где студенты могут увидеть свои спортивные результаты. Занятия строятся с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей обучающихся.
Методы организации урока:
1.Фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми обучающимися (игры, упражнения на осанку, построения, перестроения). 2. Поточный - обучающиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (специальные беговые упражнения, бег). 3. Посменный – обучающиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье). 4. Индивидуальный – используются в зачетных уроках. 5. Групповой - каждая группа обучающихся по заданию преподавателя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений. Методы организации урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента обучающихся и их подготовленности. Также, особое внимание уделяю проведению теоретических уроков. Уроки проходят в форме просмотра презентаций, бесед. Моя задача, как преподавателя физкультуры, привлечь обучающихся заниматься физическими упражнениями и спортом не только на уроках, но и самостоятельно. Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому студенту, Чтобы у обучающихся проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать и мотивировать. Ежегодно, в сентябре проводится День здоровья , осенний кросс для всех групп колледжа; а также принимаем активное участие в республиканских соревнованиях по всем видам спорта (это легкая атлетика, кросс нации, гиревой спорт, плавание, лыжные гонки, Лыжня России, футбол, настольный теннис, волейбол, баскетбол, шахматы) в течение всего учебного года. Наши студенты занимают призовые места в таких видах, как волейбол, баскетбол, футбол. Также, на уроках применяю упражнения на шведской стенке, скамейках, использую скакалки, обручи, резиновые мячи и др., провожу уроки с музыкальным сопровождением, включаю силовую подготовку в тренажерном зале для юношей всех курсов, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения, что позволяет увеличить плотность уроков и сделать их более интересными. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, технику выполнения двигательного действия, прилежание, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних
студентов надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – заинтересовать и мотивировать. Формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
В связи с этим я планирую решить следующие задачи:
1. Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду общеобразовательных дисциплин. 2. Заботиться о вовлечении обучающихся в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе педагогический коллектив для проведения упражнений гимнастики и физкультминуток. 3. Привлекать преподавателей колледжа к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на обучающихся, на формирование здорового образа жизни. 4. Разнообразить формы проведения внутри колледжа соревнований и физкультурных праздников. 5. Строить уроки физической культуры на основе принципов педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности материал программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому студенту. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность. Крепкое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека. Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека. Однако следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. По экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Иными словами, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни. Именно поэтому для того чтобы поддерживать высокий уровень здоровья необходимо не только иметь общее представление о здоровье и болезнях, но и
умело использовать совокупность факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладевать оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, иными словами сформировать установку на здоровый образ жизни. Активная пропаганда здорового образа жизни среди подростков должна дать положительные результаты, и первостепенную роль в ней играют молодёжные общественные организации. Формирование здорового образа жизни среди подростков – одна из первичных задач нашего общества. Здоровые подростки – это гарантия светлого будущего нашего государства. Значимым компонентом средне-специального образования, участвующим в решении проблемы укрепления, развития и совершенствования здоровья студентов, является физическое воспитание, которая с 1994 г. входит в качестве обязательной дисциплины в гуманитарный компонент государственного стандарта средне профессионального образования, ценность которой должна проявляться через гармоничное развитие личности, ее духовное, физическое и психическое здоровье. Мы учим молодежь ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, а отсюда будущее поколение будет развито интеллектуально, духовно и физически. Стремление современного студента сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной и, главное, будущей трудовой деятельности. Зачастую и выбор профессии определяется кругом предъявляемых ею требований к состоянию здоровья человека. Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может быть успешен и уверен в своем будущем в нашем динамичном и информационно-насыщенном современном мире. Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться хороших результатов. Педагог должен не только хорошо представлять процессы формирования ценностей здоровья у подрастающего поколения, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками». Тесное взаимодействие педагогов с обучающимся, включение членов многочисленных кружков в общественно полезные дела помогают установить отношение товарищества, единомыслия и взаимопомощи, а также добиться действенных результатов в профилактике аддитивного поведения подростков. Важной составляющей здорового образа жизни и средством сохранения и укрепления здоровья обучающихся колледжа является оптимальный режим двигательной активности. Подводя итог, необходимо отметить, что успешно справиться с задачей в формировании основ здорового образа жизни, удалось лишь благодаря
профессиональной и согласованной работе всего коллектива техникума: представителей администрации, педагогов, медиков, психологов, руководителей физического воспитания. В результате снизились не только показатели утомляемости обучающихся, но и улучшился микроклимат, во всем коллективе учреждения. У обучающихся и педагогов появилось чувство уверенности в своих силах, успешности дальнейшего жизненного пути. Для нас формирование здорового образа жизни – это не самоцель, а, прежде всего здоровье, которое является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем в наш динамичный и информационно насыщенный век.

Литература
1. М.Н. Гуслова Инновационные педагогические технологии: учебное пособие, - М.: Издательский центр «Академия», 2012 2. О.Ю. Масалова Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012 3. В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт Здоровье и физическая культура студента. Учебное пособие. – М.: Альфа, 2006 4. Л.П. Матвеев Теория и методика физической культуры. Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. Издательство «Лань», 2003. 5. П.А. Рожков Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики // Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. 6. Теория и методика физической культуры / Под общ. Ред. Ю.Л. Курамшина и В.И. Попова. СПб.: ГАФК, 1999


В раздел образования