"Здоровый образ жизни-важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов колледжа"
Автор: Федяева Юлия Владимировна Должность: преподаватель физической культуры Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж Населённый пункт: Уфа Наименование материала: статья Тема: "Здоровый образ жизни-важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов колледжа" Раздел: полное образование
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский топливно-энергетический колледж
Здоровый образ жизни –
важнейшая составляющая
духовно-нравственного
воспитания студентов колледжа
Преподаватель физической культуры
ГАПОУ УТЭК
Федяева Юлия Владимировна
В здоровом теле – здоровый дух…
Начни все с себя.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного
развития подрастающего организма. общество нуждается в здоровых,
выносливых, способных принести пользу обществу граждан. Забота о здоровье
подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач в нашем
государстве. Строительство новых
зданий, организация оздоровительных
лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные
медицинские осмотры обучающихся, проведение обязательных прививок,
развитие физической культуры и многое другое привело к значительному
улучшению состояния здоровья обучающихся, их физического развития. Опыт
работы в учебном заведении показывает ежегодное повышение мотивации
обучающихся к физической подготовке.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром
воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека.
В поведении это проявление в большой жизненной энергии, собранности,
хорошей коммуникабельности; ощущение своей физической и психо-
эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении
обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру
жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа
жизни обнаруживаются в качестве психологического здоровья, хорошем
самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно
переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой
организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в
достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах,
меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
Но, несмотря на строительство новых спортивных сооружений,
организация оздоровительных лагерей, нынешнее состояние здоровья и уровень
заболеваемости обучающихся удовлетворять нас не могут. Результаты
обследований и анализ заболевших обучающихся позволяют определить
наиболее распространенные болезни: ОРВИ, хронические заболевания ЖКТ,
инфекционные заболевания, травмы, аллергические заболевания, нарушение
осанки.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное
физическое воспитание (вовлечение всех обучающихся в лыжные прогулки,
занятия бегом, обучение «скандинавской ходьбе»), закаливание, рациональное
общественное питание.
Физическую культуру в Уфимском топливно-энергетическом колледже
преподаю 10 лет. Одной из возможностей сохранения здоровья обучающегося
является приобщение его к систематическим занятиям физической культурой.
Последние исследования показали, что лишь 10% населения нашей страны
систематически занимаются физической культурой.
Поэтому я считаю, что
формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры
является актуальной проблемой в процессе профессиональной деятельности.
Формирование потребности в здоровом образе жизни
я осуществляю в
своей работе через уроки физической культуры и внеклассную работу, и через
спортивные соревнования, где студенты могут увидеть свои спортивные
результаты.
Занятия строятся с учетом возрастных,
индивидуальных и
психологических особенностей обучающихся.
Методы организации урока:
1.Фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми
обучающимися (игры, упражнения на осанку, построения, перестроения).
2. Поточный - обучающиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди,
один за другим, беспрерывным потоком (специальные беговые упражнения,
бег).
3. Посменный – обучающиеся распределятся на смены, на очереди для
выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).
4. Индивидуальный – используются в зачетных уроках.
5. Групповой - каждая группа
обучающихся
по заданию преподавателя
занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды
упражнений.
Методы организации урока зависят от поставленных задач, конкретных
условий, контингента обучающихся и их подготовленности.
Также, особое внимание уделяю проведению теоретических уроков.
Уроки проходят в форме просмотра презентаций, бесед. Моя задача, как
преподавателя физкультуры, привлечь обучающихся заниматься физическими
упражнениями и спортом не только на уроках, но и самостоятельно. Я стараюсь
поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую
задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому студенту,
Чтобы у обучающихся проявлялся интерес к занятиям физической
культурой и спортом необходимо их заинтересовать и мотивировать. Ежегодно,
в сентябре проводится День здоровья , осенний кросс для всех групп колледжа;
а также принимаем активное участие в республиканских соревнованиях по всем
видам спорта (это легкая атлетика, кросс нации, гиревой спорт, плавание,
лыжные гонки, Лыжня России, футбол, настольный теннис, волейбол,
баскетбол, шахматы) в течение всего учебного года. Наши студенты занимают
призовые места в таких видах, как волейбол, баскетбол, футбол.
Также, на уроках применяю упражнения на шведской стенке, скамейках,
использую скакалки, обручи, резиновые мячи и др., провожу уроки с
музыкальным сопровождением, включаю силовую подготовку в тренажерном
зале для юношей всех курсов, упражнения релаксации мышц, дыхательные
упражнения, что позволяет увеличить плотность уроков и сделать их более
интересными.
При выставлении отметки по физической культуре учитываю и
теоретические знания, технику выполнения двигательного действия,
прилежание, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную
деятельность, применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних
студентов надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить;
других – заинтересовать и мотивировать.
Формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий
физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного
урока физической культуры.
В связи с этим я планирую решить следующие задачи:
1.
Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном
уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду
общеобразовательных дисциплин.
2.
Заботиться о вовлечении обучающихся
в различные формы занятий
физическими упражнениями, привлекать к этой работе педагогический
коллектив для проведения упражнений гимнастики и физкультминуток.
3.
Привлекать преподавателей колледжа к спортивным мероприятиям для
того, чтобы они личным примером влияли на обучающихся, на
формирование здорового образа жизни.
4.
Разнообразить формы проведения внутри колледжа соревнований и
физкультурных праздников.
5.
Строить уроки физической культуры на основе принципов педагогики
сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому юноше и
девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и
спортом, предоставить им разноуровневый по сложности материал
программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения,
создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому студенту.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная
ценность. Крепкое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и
накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Оно
выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной,
творческой и полноценной жизни человека.
Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени
обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей
человека. Однако следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной
степени зависит от различных социально-экономических факторов. По
экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние
здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в
организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского
сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Иными словами, решающее влияние
на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Именно поэтому для того чтобы поддерживать высокий уровень здоровья
необходимо не только иметь общее представление о здоровье и болезнях, но и
умело использовать совокупность факторов, влияющих на различные
составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную),
овладевать оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями,
иными словами сформировать установку на здоровый образ жизни.
Активная пропаганда здорового образа жизни среди подростков должна
дать положительные результаты, и первостепенную роль в ней играют
молодёжные общественные организации.
Формирование здорового образа жизни среди подростков – одна из
первичных задач нашего общества. Здоровые подростки
– это гарантия
светлого будущего нашего государства.
Значимым компонентом средне-специального образования, участвующим
в решении проблемы укрепления, развития и совершенствования здоровья
студентов, является физическое воспитание, которая с 1994 г. входит в качестве
обязательной дисциплины в гуманитарный компонент государственного
стандарта средне профессионального образования, ценность которой должна
проявляться через гармоничное развитие личности, ее духовное, физическое и
психическое здоровье.
Мы учим молодежь ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, а отсюда будущее поколение
будет развито интеллектуально, духовно и физически.
Стремление современного студента сохранить и укрепить свое здоровье
обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для
творческой, активной, социально полезной и, главное, будущей трудовой
деятельности. Зачастую и выбор профессии определяется кругом
предъявляемых ею требований к состоянию здоровья человека.
Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни,
способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных
жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может
быть успешен и уверен в своем будущем в нашем динамичном и
информационно-насыщенном современном мире.
Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа
жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться
хороших результатов.
Педагог должен не только хорошо представлять процессы формирования
ценностей здоровья у подрастающего поколения, но и сам обладать достаточно
высоким уровнем здоровья. мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый
человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками».
Тесное взаимодействие педагогов с обучающимся, включение членов
многочисленных кружков в общественно полезные дела помогают установить
отношение товарищества, единомыслия и взаимопомощи, а также добиться
действенных результатов в профилактике аддитивного поведения подростков.
Важной составляющей здорового образа жизни и средством сохранения и
укрепления здоровья обучающихся колледжа является оптимальный режим
двигательной активности.
Подводя итог, необходимо отметить, что успешно справиться с задачей в
формировании основ здорового образа жизни, удалось лишь благодаря
профессиональной и согласованной работе всего коллектива техникума:
представителей администрации, педагогов, медиков, психологов, руководителей
физического воспитания. В результате снизились не только показатели
утомляемости обучающихся, но и улучшился микроклимат, во всем коллективе
учреждения. У обучающихся и педагогов появилось чувство уверенности в
своих силах, успешности дальнейшего жизненного пути.
Для нас формирование здорового образа жизни – это не самоцель, а,
прежде всего здоровье, которое является залогом полноценной и счастливой
жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных
жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может
быть успешным и уверенным в своем будущем в наш динамичный и
информационно насыщенный век.
Литература
1.
М.Н. Гуслова Инновационные педагогические технологии: учебное
пособие, - М.: Издательский центр «Академия», 2012
2.
О.Ю. Масалова Физическая культура: педагогические основы
ценностного отношения к здоровью: учебное пособие. – М.: КНОРУС,
2012
3.
В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт Здоровье и физическая культура студента.
Учебное пособие. – М.: Альфа, 2006
4.
Л.П. Матвеев Теория и методика физической культуры. Учебник для
высших специальных физкультурных учебных заведений. Издательство
«Лань», 2003.
5.
П.А. Рожков Развитие физической культуры и спорта – приоритетное
направление социальной политики // Теория и практика физической
культуры. 2002. № 1.
6.
Теория и методика физической культуры / Под общ. Ред. Ю.Л. Курамшина
и В.И. Попова. СПб.: ГАФК, 1999