Тип урока: изучающее чтение
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и
коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло
- добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Планируемые результаты
Предметные:
объясняют значения пословиц;
правильно называют произведение;
понимают главную мысль; работают с
диалогами
Метапредметные:
познавательные: формулируют ответы на
вопросы; осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме; строят
рассуждения; выделяют существенную
информацию из текста; готовят рассказ на
заданную тему;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; адекватно воспринимают оценку;
планируют свое действие
Личностные:
высказывают свое мнение,
подтверждая собственными
аргументами и авторитетным
мнением
Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
способы
деятельности
I.
Организационный
момент
1.
Приветственное слово:
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь.
И всем хорошим, что в вас есть
Со мною поделитесь.
Я пожелать хочу всем нам,
Чтобы урок прошёл как надо,
Вы помогите мне, я – вам.
Взаимных час открытий - вот награда!
2.
Вводная часть.
- У меня, друзья, к вам есть вопрос. При наличии
свободного времени, как вы захотите его провести?
Подумайте, выберите один из предложенных вариантов:
(на экране предложены варианты ответа)
-занятия спортом
-прогулка
-игры с друзьями
-чтение книг
-просмотр телепередач
- Дело в том, что на подобный вопрос большинство
людей, к сожалению, отвечает сегодня одинаково. Люди
выбирают всё, кроме чтения. Как вы думаете, почему?
- Когда-то наша страна была самой читающей страной в
мире. В последнее время ситуация с чтением в стране
весьма печальная. Люди перестали хотеть читать. В связи
с этим правительство нашей страны очень обеспокоилось
и решило попробовать исправить сложившуюся
ситуацию. 22 января в Москве и во всех городах
стартовал год Литературы в России.
Дети вслух произносят
свои ответы
Дети высказывают
свои мнения по
данному вопросу
Видеофрагмент «Выступление Путина В.В.»
Дети смотрят
видеозапись
II. Актуализация
знаний
- Прочитайте отрывки из произведений.
1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа
повернулась и поползла к дивану.
2. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и
разговаривали. Только они разговаривали не просто, как
другие ребята, а рассказывали друг другу разные
небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень
хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из
карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи,
напильники и другие железные инструменты.
- Кто автор этих строк?
Читают отрывки вслух.
- Николай Николаевич
Носов.
Предугадывают
название текста.
- Заплатка.
Высказывают свои
предположения
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи. Формулируют
ответы на вопросы.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по об-
суждаемой проблеме
III. Постанов-
ка учебной
проблемы.
Знакомство
с биографией
Н. Н. Носова.
- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные
истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно.
Носов писал:
«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-
моему, я так родился, то есть у меня этот дар от
природы».
- Ваши одноклассники заранее подготовили биографию
Н.Носова. Давайте послушаем.
Подготовленные ученики.
1)
Николай Николаевич Носов родился в городе Киеве
в семье актера. Прежде чем стать писателем, он
был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен,
чернорабочим. После окончания института
Внимательно слушают,
отвечают на вопрос
Принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае-
мой проблеме.
Адекватно воспри-
нимают
информацию,
полученную из рас-
сказа учителя.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
кинематографии, он работал почти 20 лет
режиссером, поставил немало научных и
мультипликационных фильмов.
2)
Он писал рассказы о детях нашего возраста.
Николай Николаевич Носов не собирался
становиться писателем. Он работал в кино. Но
однажды он сочинил для сына-дошкольника и его
друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень
понравились эти рассказы, и с этого времени он
стал служить детской литературе.
- Посмотрите на выставку книг.
- А что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? (
Улыбка).
- Конечно. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку
и смех. Но смех, ребята, дело серьезное. Совсем не
смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду
товарищем, над упавшей старушкой, Важно научиться
видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать
шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о
каком-либо забавном случае. Этому и учат нас рассказы
Николая Носова.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением
этого автора. А название этого произведения вам нужно
будет отгадать. Перед вами ребус….
(зал - л) + (платок - о) + а = заплатка
- Что такое заплатка?
Подготовленный ученик рассказывает о значение слова
речи. Ориентируются
в своей
системе знании.
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный контроль и
оказывают в сотруд-
ничестве необхо-
димую
взаимопомощь
партнеру.
заплатка.
- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит
древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От
этого слова
образовались слова платок, платье, заплатка.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Н.Носова
«Заплатка».
IV. Изучение
нового мате-
риала.
1. Первичное
слушание
текста.
2. Анализ про-
изведения.
3. Выразитель-
ное чтение
и анализ
эпизодов.
Ресурсный материал.
- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в
аудиозаписи).
- Понравился вам рассказ?
- Как звали главного героя произведения?
- Чем хвастался Бобка?
- Что случилось с его штанами?
- Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.
- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и
очень аккуратно?
- Как автор относится к мальчику?
- Что смешного в этом рассказе?
- У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте
самостоятельно рассказ и найдите ответ на
поставленный вопрос.
1-я группа.
Почему мама не помогла сыну?
2-я группа.
Почему Бобка решил сам пришить заплатку
на свои штаны и как он это сделал?
Внимательно слушают.
Рассматривают
портрет писателя и его
книги, представленные
на выставке.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае-
мой проблеме.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в
своей системе
знании.
Высказывают и
аргументируют свою
точку зрения на
обсуждаемую
4. Игра «Найди
и прочитай».
3-я группа.
Прочитайте пословицу. Подходит ли она к
рассказу Н. Носова «Заплатка»?
- Найдите предложение, которое показывает, как мальчик
дорожит штанами. Зачитайте его.
- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку
первый раз. Прочитайте.
- Мальчик остался доволен своей работой?
- Что же он сделал?
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка
переделывает свою работу.
- Как он работал во второй раз?
- Вам понравился мальчик?
- Что понравилось в нем?
- Каким был мальчик в начале рассказа?
- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу
«Заплатка»?
Высказывают
предположения.
Отвечают на вопросы.
- Ленивым, злым.
- Труд, упорство.
- Благодаря терпению и
труду мальчик
справился с работой.
Значит, эта пословица
подходит
к рассказу.
Читают повторно про
проблему.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в
своей
системе знании.
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
партнеру
себя
V. Закрепление.
Работа в группах.
Тест. Подчеркни правильный вариант ответа:
1. Какой новой вещью хвастался Бобка?
а) штанами
б) курткой
в) рубашкой
г) шортами
2. Какие штаны были у Бобки?
а) школьные
б) солдатские
в) спортивные
г) джинсовые
3. Обо что порвал новую вещь Бобка?
а) о крючок
б) о замок
в) о гвоздь
г) о стекло
4. Что сделал мальчик с порванной вещью?
а) подарил другу
б) зашил дырку
в) выкинул
5. Сколько раз перешивал заплатку Бобка?
а) 10 раз
б) 1 раз
в) 2 раза
г) 4 раза
6. Что ещё после качественной работы по зашиванию
штанов захотел пришить Бобка?
а) воротник
б) штанину
в) пуговицу
г) рукав
Желающие поднимают
руки.
Собирают пословицу:
«Где труд, там и ра-
дость»
Умеют проводить
самооценку на основе
критерия успешной
учебной деятель-
ности
Итог урока.
Рефлексия
Проверка.
- Урок хочется закончить словами пословицы, но она
рассыпалась! Соберите ее в парах.
- Прочитайте хором.
- Да, действительно, ценят тех людей, которые умеют
делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-
как.
На вопрос, можно ли счастливым стать, если книги не
читать, как вы можете ответить?
Большое спасибо за работу. Всего доброго.
Домашнее
задание
Задания по выбору:
- нарисовать портрет Бобки;
- написать свою смешную историю;
- подготовить пересказ.
Записывают домашнее
задание, задают
уточняющие вопросы
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и
что нужно еще
усвоить, качество и
уровень усвоения