"Изменение позиции учителя в процессе реализации ФГОС НОО"
Автор: Петрова Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №5" Населённый пункт: Республика Карелия, г. Петрозаводск Наименование материала: Статья Тема: "Изменение позиции учителя в процессе реализации ФГОС НОО" Раздел: начальное образование
Изменение позиции учителя в процессе реализации ФГОС НОО
Какие же они – современные дети?
- Умные, настойчивые,
- Более коммуникабельные; информированные;
- Более эрудированные;
- Более практичные и самостоятельные,
- Очень подвижные;
- Зависят от техники и не представляют свою жизнь без гаджетов и компьютеров;
Изменился и портрет выпускника начальной школы, значит должен измениться и
их наставник.
Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной
реализации ФГОС?
1.
Знать нормативную базу ФГОС НОО
Обучающие мероприятия на базе образовательных учреждений, работа городских и
школьных методических объединений. Большую роль в изучении играет
самообразование.
2. Проходить курсовую подготовку
3. Изучать новые подходы к составлению рабочей программы в рамках внедрения
новых стандартов. Рабочая программа учителя должна давать представление о том,
как в практической деятельности учителя реализуются компоненты (федеральный,
региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при
изучении конкретного предмета. Рабочая программа разрабатывается учителем
или группой учителей. Она является основой для создания учителем календарно-
тематического планирования учебного курса.
4. Изучать инновационные образовательные технологии и внедрять их в практику
урока. Необходимо научить детей работать с информацией, научить учиться.
Существует много различных видов работы с применением информационных
технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на
всех этапах урока и по всем предметам, конечно, с учетом санитарно-
гигиенических норм для каждого возраста.
Основные направления информатизации начального образования:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения
(создание дидактических пособий, разработка и применение готовых
компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе
Интернет-ресурсов и т.д.);
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах
урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация
групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием
ИКТ.
5. Овладеть умением осуществлять персонализированную систему контроля
достижений ученика. Наиболее адекватным методом оценки является портфель
достижений. В состав портфолио входят: подборка детских работ, материалы
итогового тестирования и результаты выполнения итоговых комплексных работ,
иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и
досуговой деятельности. Виды портфолио: Портфолио класса, Портфолио учителя
и Портфолио ученика.
6. Владеть ПК и Интернет – ресурсами. Теперь становится необходимым
применение и использование компьютерных средств и ресурсов сети интернет не
только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях. Время меняется. Во
многих школах вводится электронный дневник. Таким образом, ИКТ-
компетентность – это способность педагога решать учебные, бытовые,
профессиональные задачи с использованием информационных и
коммуникационных технологий.
7. Знать роли педагога в образовательном процессе:
- инструктор (индивидуально-групповая работа по разработке, оценке хода и
результатов выполнения учебной работы);
-наставник (преодоление проблемной ситуации);
-консультант (консультация по различным вопросам);
-куратор (помощь в приобретении детьми жизненного опыта)
-управленец (умение проектировать цели, планировать, организовывать,
корректировать и анализировать результаты);
-помощник.
8. Овладеть умением организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения в учебно-
исследовательскую деятельность. Ученики начальной школы любознательны,
хотят узнавать новое об окружающем мире, стремятся к активной деятельности.
Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают
маленькие открытия.
9. Уметь выстраивать работу с родителями.
Родители - заказчики и участники общеобразовательного процесса. Важным
аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС НОО является
информационное сопровождение и просвещение. Основным источником
информации являются педагоги и администрация школы. Родители - активные
участники всех мероприятий, проводимых в школе и в классе.
10. Уметь организовать внеурочную деятельность, которая является составной
частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени обучающихся. Занятия проводятся во второй половине дня.
Подводя итоги, хочется сказать, что учитель должен быть готов постоянно учиться,
владеть умением налаживать взаимодействие с коллегами, учениками и их
родителями.