Автор: Колесникова Ольга Юрьевна Должность: преподаватель географии Учебное заведение: Профессионально-педагогический колледж ГГТУ Населённый пункт: г. Орехово-Зуево, Московская область Наименование материала: Методическая разработка урока географии Тема: "Обобщение по теме "География населения мира" Раздел: полное образование
Тема урока: Обобщение по теме: «География населения мира»
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
1) закрепить знания обучающихся по теме «География населения мира»;
2) проверить уровень знаний и умений по данной теме.
Межпредметные связи: экономика, культурология
Оснащенность урока: политическая карта мира, атласы, мультимедий -
ный проектор, ПК, экран, презентация, магниты, изображения материков,
шарф для завязывания глаз
Литература:
1) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10
кл. М.: Просвещение, 2012;
2) Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии
10 кл. М.: Экзамен, 2006.
Содержание урока
I
. Организационный момент
II. Сообщение темы, целей урока
Тема нашего сегодняшнего урока – обобщение знаний по разделу «Гео
-
графия населения мира».
Сегодня нам с вами необходимо будет закрепить знания по данной теме,
а также проверить уровень полученных вами знаний и умений.
III. Обобщение знаний по теме «География населения мира»
Вопрос группе:
Давайте вспомним, как же называется наука, изучающая численность на -
селения, его состав, а также размещение по территории мира.
Для закрепления знаний по разделу «География населения мира» предва-
рительно нам с вами необходимо вспомнить карту и расположение на ней ма -
териков. Поэтому я хотела бы предложить вам сейчас задание, которое назы -
вается «Слепой картограф» .
Правила таковы. К доске выходят 2 студента, которым выдаются магни -
ты и изображения материков. Надо с завязанными глазами таким образом
расположить на доске материки, как они размещены на карте мира.
Один из студентов завязывает глаза шарфом, а другой подает ему «мате -
рики» и говорит их названия, а первый прикрепляет их на доску в нужном по-
рядке.
А теперь давайте вспомним, какова же численность населения в разных
странах, где она больше, а где меньше. Предлагаю вам выполнить задание
«Поменяй местами» .
Перед вами названия стран. Они расположены в порядке уменьшения
численности их населения. Но в этом порядке допущена 1 ошибка. Поменяй -
те названия стран так, чтобы устранить ошибку!
1) Китай, Индия, Россия, США;
2) Нигерия, Бразилия, Россия, Япония;
3) Россия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан.
А сейчас давайте поговорим о средней продолжительности жизни насе
-
ления в разных странах мира. Для закрепления и проверки усвоения знаний
выполните следующее задание, которое называется «Географическая пара» .
Нужно определить, какая из пар, составленных по принципу «страна – сред
-
няя продолжительность жизни ее населения», неверна:
Япония – 80 лет
Швеция – 50 лет
Канада – 79 лет
Швейцария – 79 лет
Афганистан – 70 лет
Теперь давайте закрепим ваши знания по теме
«Состав населения
стран мира» .
1) Вспомните, как называют те религии, которые распространены среди
народов нескольких стран?
2) А теперь скажите, как называют религии, которые проповедуются сре -
ди населения одной страны или одного народа?
Предлагаю вам выполнить задание под названием «Кто лишний?» , суть
которого заключается в том, что вам необходимо из четырех религий, пред
-
ставленных на экране, выделить одну, которая не относится к той группе, к
которой относятся 3 остальные, то есть как бы «лишнюю» среди остальных.
1) Католицизм, протестантство, ислам, православие
2) Индуизм, конфуцианство, иудаизм, буддизм
3) Христианство, индуизм, ислам, буддизм
А сейчас предлагаю вам отгадать страну по особенностям ее населения.
Выполним с вами задание «Узнай страну» .
1) Эта страна является самой большой по численности населения среди
стран Зарубежной Европы (> 80 млн чел.). Она занимает I место в мире по ко-
личеству иммигрантов и относится к числу «стареющих» наций. Официаль
-
ным языком населения является немецкий. (Германия)
2) Эта страна является многонациональным государством и относится к
странам-рекордсменам по численности населения. Главная цель демографи
-
ческой политики – переход от многодетной семьи к однодетной. В этой стра -
не напутствуют словами: «Идите медленно», а вместо «Приятного аппетита!»
говорят: «Ешьте неторопливо». (Китай)
3) Это типичная однонациональная страна. Это нация здоровых людей с
самым низким показателем детской смертности в мире и самой высокой про -
должительностью жизни населения. В отношениях жителей страны друг к
другу царит доброжелательность, а также приняты поклоны и улыбки. (Япо
-
ния)
IV. Задание на дом
V. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия