"Рекомендации к организации учебной деятельности младшего школьника с учетом гендерных особенностей"
Автор: Игумнова Марина Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 156 Населённый пункт: г.Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка Тема: "Рекомендации к организации учебной деятельности младшего школьника с учетом гендерных особенностей" Раздел: начальное образование
Игумнова М.С., МАОУ СОШ № 156, г.Екатеринбург
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Общие рекомендации
При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в
получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не
противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских
отношений.
Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания
биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а
даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как
представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для
реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с
точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек.
Стараться ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка
или конкретную группу детей с учетом гендерного подхода так, чтобы максимально
раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Никогда не забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с
присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,
обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить.
Признать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Никогда не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить одних в пример другим:
они разные не только по биологическому возрасту, но и сферы интересов
мальчиков и девочек существенно расходятся.
Не забывать, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-
разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, по-разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Тем более не так, как взрослые.
Сферы интересов мальчиков и девочек существенно расходятся.
Соблюдать единство действий учителя и родителей ребенка. Взаимодействие с
семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и
обучения, единства действий, требований и уважения ребёнка, как представителя
своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.
1
Рекомендации к
организации учебной
деятельности младшего
школьника на уроке с
учетом гендерных особенностей
Обучение должно опираться:
На академическую подготовку
к уроку, задания, ориентированные
на механическое запоминание,
вербальные способности,
исполнительскую деятельность,
прилежание, сотрудничество
Задания с опорой на схему,
используя алгоритм действия,
выполнение действия по шаблону
возможность
прокомментировать, повторить
правило, информацию вслух, так как
лучше развита память
Пик работоспоспобности
девочек приходится на начало урока
Если девочкам трудно, надо
вместе, до начала работы, разобрать
принцип выполнения задания, что и
как надо сделать.
Эмоциональная окраска
подачи и восприятия нового
материала идет от эмоционального
восприятия к логическому
осмыслению
Темп урока размеренный с
большим количеством повторений.
Новый материал изучается,
дозировано, используются типовые
задания, акцент делается на
развитие речевых навыков с
использованием большого
количества наглядного материала.
Задания устного характера,
так как развит слуховой способ
познания
Большое количество типовых
заданий, облегчающих
Обучение должно опираться:
На обучение, основанное на целостном
подходе, с опорой на конкретность, жизненность
На творческую и исследовательскую
деятельность, решение пространственных
задач, ориентацию на практическую
информацию, соперничество, нацеливать на
самостоятельность, логику мышления,
разнообразие поставленных задач.
Пик работоспособности мальчиков
приходится на середину урока
Темп подачи материала должен быть более
высокий, чем для девочек
Быстрая сменность заданий
Широкий спектр разнообразной
нестандартно поданной информации;
Разнообразие и постоянное обновление
предлагаемых для решения задач и логических
заданий;
Минимальное количество повторений
пройденного материала
Эмоциональная окраска подачи и
восприятия нового материала идет от
логического осмысления к эмоциональному
восприятию
Давая задания мальчикам, как в школе, так
и в быту, включать в них момент поиска,
требующий сообразительности.
Работа на уроке в режиме поисковой
активности, акцент на самостоятельность
принимаемых решений.
Не надо заранее
рассказывать и показывать, что и как делать.
Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он
сам открыл принцип решения, пусть даже
наделав ошибок.
Введение в практику работы учителя
формы занятий, снимающие статическое
напряжения;
Использование групповых форм работы
является исключительным с обязательным
включением элементов соревновательности и
сменой лидера;
Подход к формулированию правил через
практические действия, выявление
2
манипулирование полученными
знаниями;
Задания по составлению
повествовательных и описательных
рассказов, побуждать рассказывать
их, так как есть предпочтение
монологу и повествованию, лучше
развита речь, богаче словарный
запас
Метод соревнования
применять аккуратно, так как
болезненно воспринимают
проигрыш, когда кто-то в чём-то
превосходит
Вместе с тем, девочек надо
постепенно учить действовать
самостоятельно. А не только по
заранее известным схемам,
подталкивать к поиску собственных
решений незнакомых, нетиповых
заданий
Подход к формулированию
правил через речевые навыки:
изучение правил и обучение
применению их на практике;
Использование групповых
форм работы с акцентом на
взаимопомощь;
Использование наглядного
материала на уроке, обучение с
опорой на зрительную память;
Эмоционально окрашенная
оценка любой выполненной работы
с
обозначением перспективы.
Девочки могут капризничать
без причины или по
незначительным поводам из-за
усталости (истощение правого
«эмоционального» полушария
мозга).
Девочки очень чувствительны
и восприимчивы к отношению к
ним взрослых. Чтобы поддержать
ее эмоциональное благополучие
похвалу можно выразить через
тактильные контакты: поглаживание
по голове, пожимание руки, легкие
прикосновения ,одобрять действия,
закономерности, осмысление теории после
практической работы с материалом;
Необходимо чаще хвалить, поясняя, за что
конкретно их хвалят (абстрактное «ты –
молодец» мальчику непонятно). При таком
подходе у них сохраняется положительный
первоначальный настрой на учебу. Им важно,
что оценивается в их деятельности. Когда мы
оцениваем деятельность мальчика, он вновь
переживает те фрагменты деятельности,
которые оцениваются. Тогда становится
понятным, почему мальчики могут и не
реагировать на оценку «я тобой недовольна».
Она не имеет для него смысла. Мальчик
обязательно должен знать, чем вы недовольны и
как бы вновь «проиграть» в мозгу свои
действия.
Следует положительно оценивать
проявления оригинальности, неординарные
способы решения задач, предложенные
ребенком, чтобы подтвердить его самооценку и
повысить свою значимость в глазах сверстников.
Капризы, упрямство мальчиков вызваны
интеллектуальной усталостью (снижением
активности левого «рационально-логического»
полушария). Ругать их за это не только
бесполезно, но и безнравственно.
Нельзя недооценивать эмоциональную
чувствительность и тревожность мальчиков,
необходимо учитывать и их реакцию на
замечания. Долго ругать их, нагнетая эмоции,
не имеет смысла, так как в мозгу мальчика
«срабатывают» механизмы сенсорной защиты,
которые при эмоциональном длительном
напряжении просто отключают слуховой канал,
и воспитуемый в буквальном смысле вас не
слышит. Поэтому я пришла к выводу, что
замечание должно быть коротким, конкретным и
емким.
Требуя от мальчиков аккуратности и
тщательности выполнения заданий, важно не
переусердствовать.
Мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и
натолкнуть его самого на нахождение принципа
решения. Этим, конечно, не научить его
аккуратной и последовательной записи в
тетради, но только так он поймет, а значит
запомнит принцип решения: то, до чего дошел
своим умом, обычно не забывается.
Добиться желаемого поведения мальчиков
можно не через давление своим авторитетом, не
через требование подчинения, а через
3
создавать ситуацию успеха,
стимулировать к дальнейшей работе
Поощрять плодотворную
работу во время всего занятия, так
как после начала занятия быстро
набирают оптимальный уровень
работоспособности
Если надо отругать девочку, не
следует спешить высказывать свое
отношение к ней – бурная
эмоциональная реакция помешает
ей понять, за что ее ругают. Сначала
разберите, в чем ее ошибка.
Выполнение в коллективных
творческих работах задания по
наклеиванию сделанных элементов
на основу, так как лучше развита
исполнительская сторона
деятельности (аккуратность,
качество)
стремление к пониманию внутреннего мира
ребенка, способность услышать и понять суть
его трудностей
У 7-летних мальчиков недостаточно
сформирована интеллектуальная сфера. Низкий
уровень выполнения учебных требований не
позволяет им подтвердить высокую самооценку
и удовлетворить склонность к лидерству и
самоутверждению. В таком случае они могут
отказаться от деятельности на уроке,
обесценивая ее и демонстрируя протестные
реакции. В общении начинают проявлять
агрессию, повышенную возбудимость и
раздражительность, постоянно ссорясь с
одноклассниками, вступают в драки и другие
конфликты. Для таки детей недопустимо
воспитание как в виде гиперопеки, так и в виде
подавления. Лучшая мера по отношению к
такому ребенку – доверие, акцентирование на
его самостоятельности при чувстве
ответственности за выполняемое дело.
4