Автор: Кротова Надежда Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №5 Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Балахоновское Наименование материала: конспект Тема: "За землю русскую" Раздел: начальное образование
Урок: Окружающий мир.
Тема: За землю русскую!
Цель: Познакомить с «Военной историей» Древнерусского государства.
Создать образ русского – защитника, способствовать формированию
отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном
мире.
Воспитывать любовь к своей Родине.
Ход урока.
1. Создание психологической комфортности на уроке.
- Здравствуйте ребята!
-Улыбнитесь мне, друг другу. С улыбкой передайте теплоту своего сердца.
2.Актуализация знаний.
- Мы проводим урок в канун Дня Защитника Отечества.
Во все века российские мужи
Своим геройством в войнах побеждали.
Все офицеры, конюхи, пажи-
За честь России жизни отдавали.
- Это праздник всех мужчин, которые с давних времён охраняли и охраняют
мирные рубежи нашего государства. Дело борьбы за свободу и
независимость своей Родины, всегда было самым почётным на Руси.
- Вспомним, что такое государство?
- Перечислите, что необходимо для существования каждого государства?
- Какой город являлся столицей?
- Как, на ваш взгляд, появилось в Древней Руси слово « город»?
3. Постановка проблемы.
- Откроем учебник на с. 38 и прочитаем диалог Анюты, Илюши, археолога.
- Какую основную мысль высказал археолог? Найдите эти «ключевые слова»,
подчеркните.
Слайд 1. Посмотрите на экран. Вы видите древнерусский город, окружённый
стеной с башнями и воротами.
- Что на это заявила Анюта? Найдите в тексте эти «ключевые слова»,
подчеркните.
Слайд 2. Убедитесь в этом, глядя на экран.
Какое вы заметили противоречие? Можете использовать «ключевые слова»,
изображение на экране. Слайд3.
-Древнерусские города обносились стенами. У современных городов стен
нет. Слайд4.
- Почему современные города стенами не огораживаются?
( Крепостные стены не спасут от современных видов оружия.
Оборона городов начинается уже на границе государства.
Современные страны стараются решить возникающие проблемы мирным
путём без применения военной силы.)
-Какое высказывание у нас остаётся отрытым?
- Какой возникает вопрос?
Слайд5. Почему древнерусские города были окружены стенами?
Это основной вопрос нашего урока.
3. Поиск решения проблемы.
1). – А как бы вы ответили на этот вопрос? (мнения детей)
2). Работа в группах.
- Посмотрите изображения на экране. Слайд 6. Перед вами военная техника,
рация, сказочные предметы.
- Подумайте, что из современных или сказочных средств защиты, вы могли
бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил
границы своего государства. И докажите, как оно поможет князю не
пропустить врага. Обсудите этот вопрос в группах, может быть добавите своё
средство защиты. ( мнение детей)
- Если бы все предложенные вами средства действительно были в
распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на
Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам
удалось защищать своё государство?
_ Оказывается, что при приближении неприятеля к границам государства
русские дружинники поджигали заранее приготовленные ветки, пучки
соломы. От костра поднимался густой дым.
- Для чего они это делали?
- Попробуйте сделать вывод, в каком состоянии находилась охрана границ
Древней Руси?
- Представьте, что все мы живём недалеко от древнерусского города.
Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью – на нас
идут полчища врагов. Что мы будем делать? Куда уходить? Слайд 7.
- Городские стены являются последней преградой на пути врага.
4. Физминутка.
5.Враги Древней Руси.
- Давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь.
-Перед вами нераскрытая таблица. Раскрыть её помогут ваши сообщения и
текст учебника. Давайте прочитаем разделы таблицы.
- Найдите последний абзац на с. 38.
- Читаем первое предложение.
- Откуда шла опасность? Подчеркните. Открываем часть таблицы.
- Кто нападал? Подчеркните. Открываем часть таблицы.
Слайд8. Посмотрите, как выглядят степняки - кочевники .
- Кто подготовил сообщение о кочевниках и желает с нами поделиться?
(сообщение детей)
- С какой целью нападали кочевники?
- Сделаем вывод, каковы итоги нападения?
- Где могли укрыться жители Древней Руси от набегов?
- Кто ещё нападал на Древнюю Русь, мы узнаем из текста на с. 39, 1 абзац
сверху.
- Откуда пришла опасность? Подчеркните. Открываем следующую часть
таблицы.
- Кто угрожал русским землям? Подчеркните . Открываем часть таблицы.
Слайд 9. Посмотрите, как выглядят европейские рыцари.
- С какой целью надвигались стальные лавины? Подчеркните. Открываем
таблицу.
- Итоги нападения, мы узнаем, прочитав следующий абзац.
Слайд 10. Посмотрите отрывок из фильма, как происходило сражение.
- Кто знает, чем закончилось сражение? Какое название получила битва?
Открываем таблицу.
Откуда шла
опасность
Кто нападал
С какой целью
Итоги нападения
С юга, со стороны
степей
Степняки -
кочевники
Разорение
богатых русских
городов
Кочевники
совершали
набеги ( грабили
города, уводили в
пленных, но
затем
возвращались на
свои земли)
С севера - запада
Европейские
рыцари
Завоевание
городов
Ледовое
побоище- победа
русских воинов
- В те времена русскими полками командовал князь Александр Невский,
которого мы помним, как настоящего борца за свободу Родины. слайд11.
- Кто приготовил сообщение об Александре Невском и хочет с нами
поделиться?
6. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели
сегодня выяснить? Слайд12.
- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Стены города служили
последней преградой на пути врага.)
7. Работа в тетради.
- Выполняем работу в тетради. С.14 №1.
8 Итог урока.
Понравился вам наш урок? Что было самым интересным на ваш взгляд?
Спасибо за работу.
9.Домашняя работа.