Напоминание

"Моей души прекрасный дом"


Автор: Старикова Елена Геннадьевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ пос.Черная Холуница Омутнинского района Кировской обл.
Населённый пункт: пос. Черная Холуница Омутнинского района Кировской области
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Моей души прекрасный дом"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Чернохолуницкого сельского поселения Омутнинского района Кировской области _________________________________________________ Работу выполнила ученица 11 класса
Некрасова Евгения

Дмитриевна

Моей души

прекрасный

Дом
Руководитель проекта
Ганичева Алевтина

Александровна
2014 год 1

Обоснование
Что важно в нашей жизни? В нашем веке, веке научно технического прогресса, веке людей, для которых важны развлечения или работа, веке, когда люди интересуются только своей жизнью и выгодой… Именно в это время я считаю главным любовь, искренность, доверие, сочувствие. Все это дает вера, которую мы получаем в Доме своей души: у кого-то это Храм, у кого-то Костел, у кого-то маленькая сельская церковь. Они дают нам шанс остановиться и взглянуть на жизнь по-новому в этой ежедневной суете. Главной достопримечательностью Черной Холуницы является Покровская церковь, та, которая была построена в далеком 18 веке. Жизнь многих моих односельчан связана с этим местом. И службы там уже давно не ведутся, и это уже не Храм, а клуб для жителей поселка. А сейчас это уже Дом досуга, где вместе уживаются Музей, библиотека и кружки художественной самодеятельности. Но у нас хотя бы построили новое здание Покровской церкви. Они стоят друг от друга на одной линии. Надеюсь, что новый Храм тоже будет давать людям веру и надежду на лучшую жизнь. «Мы были детьми, когда в поселке был большой храм. Каждое воскресенье всей семьёй мы ходили в церковь. Здесь было много икон, красивый иконостас. Во время службы пел церковный хор. Мы, дети, заслушивались этим пением. В этом хоре пели наши тети Ельшина Клавдия Александровна, Кузнецова Анисия Александровна, Соловьева Ольга Александровна (сестры). Клавдия Александровна была истинной монашкой. До 1917 года она жила в монастыре на Урале. Когда монастырь был закрыт, она вернулась на родину, в поселок Черная Холуница. Она прожила 90 лет и всю жизнь посвятила Богу (она много трудилась, работала портнихой, в церковные праздники посещала больных, читала много православной 2
литературы). Все племянники, братья и сестры с большим почтением и уважением относились к ней» Прабабушка Ельшиных занималась благотворительностью и вносила большие средства на содержание церкви, за что она была похоронена около храма (здесь покоилось три человека – пробабушка Ельшиных – почитаемая женщина и два священника). Когда в 30-е годы рушили черно-холуницкую церковь, могилы были вырыты и три гроба были перенесены на кладбище (сейчас место расположение могил неизвестно). Из этого воспоминания появилась цель моей работы и желание заняться восстановлением ее истории. Но своей
целью
я считаю не только восстановление истории маленького сельского храма, но и отношение современников к нему. Достичь поставленной цели возможно выполнив
следующие

задачи:
 провести тщательный анализ и сопоставить факты на основе найденной информации;  Выяснить причины: почему менялись здания для церквей в поселке Черная Холуница;  Провести опрос жителей разных возрастов «Востребована ли церковь в нашем поселке с ограниченным количеством жителей, 1/3 которых пожилые люди»;  Познакомить с новым храмом. Итак, на протяжении всей работы, я постараюсь доказать, что духовная жизнь - основа нашей современной жизни, что она просто необходима при сегодняшней обстановке, когда процветает разврат, неуважение друг к другу, предательство. Русский народ, обладающий богатой духовной историей и культурой, просто обязан хранить, ценить, любить и верить в это. Как известно история развивается по спирали, и, по моему мнению, поворот истории 30 годов повторяется снова. Только теперь от церквей отворачивается не правительство, а сами люди, в особенности молодежь. Они предпочитают игры в компьютеры, просмотры телепередач и фильмов, дискотеки и вечеринки в клубах, пагубные привычки, вместо развития интеллекта и духовной жизни. 3
И в следствии сказанного, я попытаюсь заставить людей задуматься о том, как мы живем и что нужно предпринимать для того, чтобы направить наше течение жизни по правильному руслу… О появлении в поселке храмов должен знать каждый, а для этого в музее, куда приходит каждый приезжающий и живущий, должна быть моя работа. 4

Литературный обзор
Приступив к работе над темой, я в первую очередь просмотрела всю имеющуюся литературу, необходимую для того, чтобы найти все то, что уже известно о данной проблеме и пришла к выводу, что нужного мне материала очень мало, а некоторого вообще нет. Но я не сдалась и решила начать работу с самого главного – с появления первых храмов на Вятке, а там уже все пошло как по маслу. Ведь стоит только начать…

1.
«История земли Вятской с древнейших времен до конца Х1Х в»
Автор: В. В. Коваленко.- Киров, 2003. (стр. 41) 2
.«Историко-географический атлас Кировской области»
М: Издательство ДИК, 1998 – 40с.: ил., карт. (на странице 16 атласа я рассмотрела карту, под названием «Памятники истории и культуры ХУП – Х1Х веков», куда внесена Черная Холуница. На следующей странице этого же атласа изображена «Конфессиональная карта Вятской губернии – конец Х1Хвека – начало ХХ века». На ней Черная Холуница отмечена как центр православия, тогда как некоторые другие населенные пункты проповедовали разные религии (в Омутнинске, например, кроме православных верующих были старообрядцы и католики) 3. Издания газеты «
Наша жизнь»
. №№ 88, 89 (11 311, 11 312), 24 июля 2004 года №№ 14, 15 (11 433, 11 434), 5 февраля 2005 года №№ 43, 44 ( 11 462, 11 463), 9 апреля 2005 года № 112 (11 716), 21 сентября 2006 года 5

Основная часть
Купола церковные сияли в небе, И на сто верст, оглянешься, видны. Мы на её росли духовном хлебе, И стенами её сохранены. И от неё, как будто вербы ветки, Росли ряды белеющие хат, И церковь их держала, как наседка, Скликала их, пушистых, как цыплят. Ходил я в церковь и во дни печали, И в праздничные, и в простые дни, В ней дед мой с бабкою венчались, И братьев в ней крестили до войны Владимир Андреев
Первый храм Черной Холуницы
В Черной Холунице первая церковь появилась в 1750 году, и называлась она Покровская. Роль священника выполнял Любовиков Семен, о котором не сохранилось практически никакой информации. Спланирована и выстроена она была не профессионалом, и даже не архитектором, а самоучкой 6

Лобовиков Семён (протоиерей Чернохолуницкого храма Покрова; 63 года)
7

Лобовиков Семён с прихожанами


При церкви работала школа. Это была первая школа в поселке, которая появилась в 1855 году. Называлась она «церковно-приходская» и размещалась в дворовом церковном домике. Учащихся было 13 человек (12 мальчиков и 1девочка). Учитель – Першаков Иван Алексеевич. Учебное пособие – одна грифельная доска. В 1937 году начались гонения церковнослужителей. По всей России стали уничтожаться церкви. Это коснулось и первого Чернохолуницкого храма. Ходит поверье, что всех тех, кто сбрасывал купола с церкви, постигла одна и та же участь: каждый умер не своей смертью, а погиб при несчастном случае. Когда к власти пришли коммунисты, церковь была полностью 8
разрушена и преобразована в клуб, где коммунисты проводили свои собрания.
Преобразованная в клуб церковь (конец 50-х годов).
9

Клуб в строительных лесах (60-е годы)

Клуб, 1983 год
10

Клуб, 2013 год
Воспоминания

Ельшиных Валентина Николаевича (1926 г.р. ) и Виктора Николаевича (братья): «Мы были детьми, когда в поселке был большой храм. Каждое воскресенье всей семьёй мы ходили в церковь. Здесь было много икон, красивый иконостас. Во время службы пел церковный хор. Мы, дети, заслушивались этим пением. В этом хоре пели наши тети Ельшина Клавдия Александровна, Кузнецова Анисия Александровна, Соловьева Ольга Александровна (сестры). Клавдия Александровна была истинной монашкой. До 1917 года она жила в монастыре на Урале. Когда монастырь был закрыт, она вернулась на родину, в поселок Черная Холуница. Она прожила 90 лет и всю жизнь посвятила Богу (она много трудилась, работала портнихой, в церковные праздники посещала больных, читала много православной 11
литературы). Все племянники, братья и сестры с большим почтением и уважением относились к ней» Прабабушка Ельшиных занималась благотворительностью и вносила большие средства на содержание церкви, за что она была похоронена около храма (здесь покоилось три человека – пробабушка Ельшиных – почитаемая женщина и два священника). Когда в 30-е годы рушили черно-холуницкую церковь, могилы были вырыты и три гроба были перенесены на кладбище (сейчас место расположение могил неизвестно). Первый храм Черной Холуницы - храм Покрова и церковно – приходская школа. Житель поселка, который с рождения жил здесь и помнил многое – МАЛЫГИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ , проживал по улице Первомайской, 24. Он оставил свои воспоминания «Конечно, нашу красивейшую церковь помню с детства. Много раз бывал в ней. Вообще я был очень любознательным, а можно сказать любопытным подростком. Поборов страх и ужас лазили с ребятами под пол церкви, подземное помещение было очень большим и длинным, но перекрывалось в конце тяжелой дверью. Дальше мы не попадали, 12
Местный житель, проживающий здесь постоянно по улице Октябрьской , 6 - ЗАХВАТКИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ 1928 год рождения. «В церкви маленьким бывал часто. Попробуй не сходи на службу, получишь «дрыном» от отца и матери. Но безобразничать нравилось больше. Часто залезали на колокольню. Она была очень высокая, а лестница была крутая. Бывал я и в подвале, но там было очень темно и страшно Местная жительница, проживающая по улице Пролетарской,12 СТАРИКОВА АНТОНИНА АЛЕКСАНДРОВНА рассказала вообще поразительную историю: «Церкви уже не было, но однажды в подвале Куликов Геннадий нашел старую доску, запнулся за нее несколько раз пока там бродили. Решил вынести ее на поверхность и сжечь, чтоб не мешала, а это оказалась доска церковная. Ему посоветовали унести ее домой и спрятать в кладовке, мол, счастье принесет. А он только недавно женился. Так и сделал. Много лет эта доска закрывала вместо крышки корчагу с мукой. Геннадий давно уже умер, и жена его тоже. В доме сейчас живет его молодушка. Она и обнаружила, что доска это старая икона. Отнесла она эту досочку в новую построенную церковь. Никто и не ожидал, что через пару недель на старой обычной церковной доске начнёт проявляться божественный лик! Она в церкви очистилась сама и «ожила». Сейчас эта икона украшает своим ликом церковное помещение и люди поверили, что такая невидальщина случается. Многие ощутили чудодейственность этой иконы на себе и веруют в её божественное происхождение всем сердцем и душой. Они берегут её как зеницу ока». 13

Икона из подземелья церкви, прошедшая реставрацию
Поход в бывший дом попа.
Кладбищенская часовня
На поселковом кладбище стояла часовня, в которой было множество икон, собранных жителями Черной Холуницы. Сюда заносили умерших для отпевания. В 50-х годах руководство нашего поселка решило убрать с кладбища часовню, перенести её в сам поселок и устроить в ней книжный магазин (позднее здесь принимали шкуры животных и макулатуру). 14
Верующие были очень возмущены этим поступком и купол часовенки не дали перевозить, поэтому он до сих пор находится на местном кладбище, неподалеку от главных ворот. В конце 80-х годов часовня, как магазин, была заброшена и верующие под руководством священника Тихона решили восстановить и преобразовать её в маленькую церковь. Собрали иконы по домам, поставили внутрь два подсвечника и отец Тихон один-два раза в месяц приезжал в поселок из города Омутнинска и проводил службы, а также крестил детей, отпевал умерших. Кладбищенская часовня поселка Черная Холуница март 2007 года Верующих становилось все больше и больше и требовалось новое помещение, которое могло бы вместить всех прихожан. Вышли из сложившейся ситуации таким образом: поселковую библиотеку в то время перенесли в здание школы механизаторов, а бывшее помещение библиотеки отдали под церковь, где и проходили службы до строительства нового храма. 15
Бывшее здание библиотеки, используемое под церковь март 2007 года
Строительство нового храма в Черной Холунице – храма

Покрова
«Впереди кропотливая внутренняя отделка, утепление потолков и прочие дела, которые завершатся освящением церкви. Но настоящее чудо уже сотворено. Храм в стиле русского деревянного зодчества, по проекту художника И.Г. Носкова возведен. Дай Бог, откроет он вскоре новую оптимистичную страничку в истории поселка, наполнив сердца 16
жертвователей, строителей и всех их земляков Верой, Надежой и Любовью.» Валерий Киреев Депутат Омутнинской районной Думы Гвидиани Татьяна Геннадьевна и её муж – предприниматель Гвидиани Шакро Варденович предложили на свои средства построить храм в поселке Черная Холуница в помощь верующим, которым практически негде было проводить службы. Помочь взялись также и другие предприниматели – Садоха А.С., Каретников В.В., Ширшев Р.В., Симонов А.М. За довольно таки короткий срок – с апреля по октябрь 2006 года храм был возведен в деревянном исполнении. К строительству были привлечены лучшие мастера поселка – Шмаков Виктор Дмитриевич, Шмаков Николай Анатольевич, Жевлаков Анатолий Викторович, Волков Александр Егорович, оформлением внешнего вида храма занимался Кротов Николай Прокопьевич. В начале строительства под алтарем был поставлен крест (при закладке креста присутствовали верующие, строители и Гвидиани Ш. В.). На внутреннее оборудование потребовались дополнительные средства. Тогда отец Симеон (в миру Кузнецов Семён Олегович) благословил группу верующих для сбора необходимых средств. Население поселка откликнулось и было собрано 33 тысячи рублей. На эти деньги были куплены иконы для иконостаса, подсвечники, ковры и другие церковные принадлежности. В октябре, на Покров день, церковь была освящена и открыта для верующих (для открытия был приобретен колокол, который извещает о начале службы и об её окончании). На открытие церкви приехала группа священников из поселка Восточного и Залазны, а так же основатель первой церкви (часовни) отец Тихон. Освящение прошло торжественно, было много верующих. В настоящее время регулярно, по воскресеньям, в церкви проводятся службы. Один-два раза в месяц приезжает батюшка и певчие (проводят 17
литургии, крещения, отпевания). Батюшка посещает больных на дому и в больнице., Малыгина Валентина Ивановна, которая сейчас помогает в организации и содержании церкви всегда очень рада школьникам и молодежи. Все подскажет, всему научит.
Внутреннее убранство новой церкви поселка.
22.09.06 «Быть Храму Покрова Старинная Черная Холуница обретает настоящий Храм. Уже стоят срубленные на месте, поставленные на кирпичный фундамент стены, покрытые шатровой кровлей, блестят новые купола. При молебне, проведенном отцом Симеоном в присутствии прихожан, освятили, вознесли и установили на свои места металлические кресты, покрытые дорогостоящей серебряной краской. Сруб возведен руками трех местных плотников – универсалов, начавших работу в апреле. Нам они, очень молчаливые и скромные, отказались назвать даже свои имена. Мол, поставив эти стены, итак уже вошли в историю. В день нашего визита в поселок шло спиливание разросшихся тополей, чтобы не заслоняли они с главной улицы вознесшееся ввысь строение. Его возведение профинансировал Шакро Варденович Гвидиани. На крыше энергично трудилась омутнинская бригада из трех кровельщиков (на снимке) во главе с В.В. Соболевым, завершающая покрытие кровли оцинкованной жестью. К подобной почетной и ответственной работе им не привыкать. В свое время крыли железом Троицкий храм в Омутнинске, а недавно, по просьбе отца Тихона, Никольский – в Великорецком. Сейчас также работают по 12-14 часов для скорейшего завершения благого дела.» Итак, старинная Черная Холуница обрела настоящий храм. Стоят срубленные на месте, посставленные на кирпичный фундамент стены, покрытые шатровой кровлей, блестят новые купола. При молебне, 18
проведенном отцом Симеоноп в присутствии прихожан, были освящены и установлены на свои места металлические кресты, покрытые дорогостоящей серебряной краской. На территории около храма спилены разросшиеся тополя, чтобы они не заслоняли с главной улицы вознесшееся ввысь строение. Сотворено настоящее чудо. Храм в стиле русского деревянного зодчества, по проекту И.Г. Носкова возведен. Дай Бог, откроет он вскоре новую страничку в истории поселка, наполнив сердца жертвователей, строителей и всех наших земляков Верой, Надеждой и Любовью! Чернохолуницкая Покровская церковь Март 2007 год 19

Заключение
Честно говоря, выбранная мною тема «Моей души прекрасный дом» поначалу показалась мне очень непонятной, неинтересной, неактуальной и, наконец, невостребованной в дальнейшем. Как потом выяснилось, я заблуждалась… Много трудностей предстояло мне претерпеть во время написания проекта. Во-первых, о бывшей и настоящей церквях поселка не имелось никаких существенных фактов ни в музее нашего поселка, ни в архивах города Омутнинска, я уж не говорю об общественной литературе, разве что некоторые издания газеты «Наша жизнь» извещали о строительстве в поселке Черная Холуница нового храма. Во-вторых, мало кто помнит о 20
самой первой церкви у нас в поселке: как её строили, рушили, сбрасывали купола, большинства старожил уже нет в живых. Особенно хочется поблагодарить тех людей, которые проявляли огромную поддержку и помогали мне написать эту работу. В том числе Ельшину Клавдию Ивановну, 1928г.р., председателя Совета ветеранов Чернохолуницкого сельского поселения, верующую женщину, постоянно посещающую церковь, которая рассказала мне немало интересного и ценного; Пиминову Надежду Матвеевну, 1931 г.р., казначея церкви, которая помогла выяснить причины закрытия и восстановления церквей; а также Воронину Татьяну Николаевну, 1978 г.р., заведующую Чернохолуницким краеведческим музеем, которая взялась помочь мне подобрать имеющиеся газетные статьи. Рассмотрев свою работу по всем критериям, надеюсь, что мой проект соответствует поставленной мною цели и задачам, постаралась ответить на все волнующие меня вопросы по поводу Чернохолуницких церквей и убедилась, что церковная жизнь все-таки имеет место в нашем обществе, что многие увлечены такой тихой, размеренной жизнью, полной чудес, в полном смысле этого слова. А как замечательно в церкви, какая спокойная атмосфера царит в ней, и говорю об этом совершенно искренне, так как испытала это на себе: я побывала в новом храме на Таинстве Крещения и Причащения, проводимых отцом Симеоном и, надо сказать, была в восторге от увиденного и услышанного. Это полное противопоставление обыденной, стремительной жизни. Ну что говорить впустую – советую каждому испытать это чувство на себе. Уверяю вас – вы не пожалеете! 21

Содержание
1. Введение……………………………………………………………2 2. Литературный обзор……………………………………………….4 3. Основная часть……………………………………………………..5 3.1. Первый храм на Вятке…………………………………..6 3.2. Возрождение традиции (пламенные младенцы)……....7 3.3. Первый храм Черной Холуницы………………………..9 3.3.1. Воспоминания братьев Ельшиных…………………….9 3.4. Тайны церковных подземелий 3.5. Кладбищенская часовня………………………………..11 3.6. Строительство нового храма в Черной Холунице…….13 4. Заключение………………………………………………………... 16 22
Аннотация к работе «Моей души прекрасный дом» Что важно в нашей жизни? В нашем веке, веке научно технического прогресса, веке людей, для которых важны развлечения или работа, веке, когда люди интересуются только своей жизнью и выгодой… Именно в это время я считаю главным любовь, искренность, доверие, сочувствие. Все это дает вера, которую мы получаем в Доме своей души: у кого-то это Храм, у кого-то Костел, у кого-то маленькая сельская церковь. Они дают нам шанс остановиться и взглянуть на жизнь по-новому в этой ежедневной суете. Главной достопримечательностью Черной Холуницы является Покровская церковь, та, которая была построена в далеком 18 веке. Жизнь многих моих односельчан связана с этим местом. И службы там уже давно не ведутся, и это уже не Храм, а клуб для жителей поселка. А сейчас это уже Дом досуга, где вместе уживаются Музей, библиотека и кружки художественной самодеятельности. Но у нас хотя бы построили новое здание Покровской церкви. Они стоят друг от друга на одной линии. Надеюсь, что новый Храм тоже будет давать людям веру и надежду на лучшую жизнь. «Мы были детьми, когда в поселке был большой храм. Каждое воскресенье всей семьёй мы ходили в церковь. Здесь было много икон, красивый иконостас. Во время службы пел церковный хор. Мы, дети, заслушивались этим пением. В этом хоре пели наши тети Ельшина Клавдия Александровна, Кузнецова Анисия Александровна, Соловьева Ольга Александровна (сестры). Клавдия Александровна была истинной монашкой. До 1917 года она жила в монастыре на Урале. Когда монастырь был закрыт, она вернулась на родину, в поселок Черная Холуница. Она прожила 90 лет и всю жизнь посвятила Богу (она много трудилась, работала портнихой, в 23
церковные праздники посещала больных, читала много православной литературы). Все племянники, братья и сестры с большим почтением и уважением относились к ней» Прабабушка Ельшиных занималась благотворительностью и вносила большие средства на содержание церкви, за что она была похоронена около храма (здесь покоилось три человека – пробабушка Ельшиных – почитаемая женщина и два священника). Когда в 30-е годы рушили черно-холуницкую церковь, могилы были вырыты и три гроба были перенесены на кладбище (сейчас месторасположение могил неизвестно). Из этого воспоминания появилась цель моей работы и желание заняться восстановлением ее истории. Но своей
целью
я считаю не только восстановление истории маленького сельского храма, но и отношение современников к нему. Достичь поставленной цели возможно выполнив
следующие

задачи:
 провести тщательный анализ и сопоставить факты на основе найденной информации;  Выяснить причины: почему менялись здания для церквей в поселке Черная Холуница;  Провести опрос жителей разных возрастов «Востребована ли церковь в нашем поселке с ограниченным количеством жителей, 1/3 которых пожилые люди»;  Познакомить с новым храмом. Итак, на протяжении всей работы, я постараюсь доказать, что духовная жизнь - основа нашей современной жизни, что она просто необходима при сегодняшней обстановке, когда процветает разврат, неуважение друг к другу, предательство. Русский народ, обладающий богатой духовной историей и культурой, просто обязан хранить, ценить, любить и верить в это. Как известно история развивается по спирали, и, по моему мнению, поворот истории 30 годов повторяется снова. Только теперь от церквей отворачивается не правительство, а сами люди, в особенности молодежь. Они предпочитают игры в компьютеры, просмотры телепередач и фильмов, 24
дискотеки и вечеринки в клубах, пагубные привычки, вместо развития интеллекта и духовной жизни. И в следствии сказанного, я попытаюсь заставить людей задуматься о том, как мы живем и что нужно предпринимать для того, чтобы направить наше течение жизни по правильному руслу… О появлении в поселке храмов должен знать каждый, а для этого в музее, куда приходит каждый приезжающий и живущий, должна быть моя работа. Купола церковные сияли в небе, И на сто верст, оглянешься, видны. Мы на её росли духовном хлебе, И стенами её сохранены. И от неё, как будто вербы ветки, Росли ряды белеющие хат, И церковь их держала, как наседка, Скликала их, пушистых, как цыплят. Ходил я в церковь и во дни печали, И в праздничные, и в простые дни, В ней дед мой с бабкою венчались, И братьев в ней крестили до войны Владимир Андреев 25
Первый храм Черной Холуницы - храм Покрова и церковно – приходская школа. . Роль священника выполнял Любовиков Семен, о котором не сохранилось практически никакой информации 26

Лобовиков Семён (протоиерей Чернохолуницкого храма Покрова; 63 года)
Чернохолуницкая Покровская церковь Март 2007 год 27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37


В раздел образования