"Система работы по формированию и совершенствованию навыков чтения и развитию читательских интересов обучающихся"
Автор: Берлименко Надежда Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБУ " Школа №72" Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Система работы по формированию и совершенствованию навыков чтения и развитию читательских интересов обучающихся" Раздел: полное образование
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Из урока в урок рождалась постепенно и стала бесспорной для меня истина: голова
любит систему, душа – глубину. Между прочим, «душа» и «свобода» - два любимых слова
А.С.Пушкина, часто повторяемых им. Особой ценностью становится сегодня это
эфемерное и, однако, существующее – душа. Рассказать о ней мало, до неё нужно
добираться: пробуждать, побуждать. Как? С помощью какой системы?
«Есть вещи, которые никогда не «вычислить» уму, если не поможет душа –
понимание того, над чем работает ум…»
Полная правда, цельный человек, пушкинское «пробуждать» с помощью
совершенствования навыков чтения - три вершины урока и внеклассных мероприятий по
литературе, которые хочется покорить. Три вершины, к которым я стремлюсь,
формируя и совершенствуя навыки чтения и развития читательских интересов моих
учеников.
Каждый писатель – это целый мир, неповторимый, огромный, увлекательный.
Чтобы войти в этот мир, нужно немало времени и душевных сил. «Ведь литературу нельзя
освоить с чужого голоса, каким бы хорошим он ни был», - убеждаю я своих ребят. Нужно
читать!
Путь к ученику… Это и беседы, и лекции, и семинары, и читательские
конференции, и экскурсии…
В создании системы работы мне очень помогла практическая методика, которая
задумана как возвращение к лучшим традициям отечественной школы. Литература – это
прежде всего искусство слова, а потому начинаю общение с «наслаждения и удивления».
Основной тип урока, это, по – моему, урок искусства чтения. Система основана на
следующих принципах – ассоциативности чтения и многообразия, свободы выбора.
В системе преподавания литературы активно использую следующие
вспомогательные элементы (с целью повышения активности): стараюсь создать
эмоциональный фон урока (музыкальный эпиграф), музыкальные заставки, чтение на фоне
музыки.
Использую творческие задания опережающего характера, практикую вставки –
рассказы из МХК, поэтические пятиминутки. (На уроках по лирике А.Фета вниманию
учащихся предлагаю картину французского художника Шарля Добиньи «»Утро», Ван –
Гога «После дождя», на уроках, посвященных творчеству А.Фета, говорю о скульптурах
Микеланджело…).
Предваряя чтение и изучение творчества И.С. Тургенева, совершаем с
учащимися заочную экскурсию в Спасское – Лутовиново и на биографическом материале
выясняем своеобразное отношение писателя к природе. Урок – размышление по повести
Н.В.Гоголя «Шинель» заставляет ребят задумываться над серьезными проблемами:
«Почему мир на наших глазах превращается в хаос?» Урок – композиция
«Гуманистические идеи современной литературы» включает доклады учащихся,
выразительное чтение и работу над обобщениями.
Бесспорно, это уникальный шанс привлечь ребят к чтению классики.
Адресованный молодёжи «Билль о правах читателя» гласит:
Читатель имеет право читать, не читать, пропускать страницы, не читая их, не читать до
конца, перечитывать, читать всё, перелистывать книгу, читать вслух, право не защищать
свои читательские пристрастия (вкусы);
Оцените всю серьёзность и одновременно юмор документа, который вызывает
интерес у моих учеников. И чаще всего большинство выбирает «право читать всё», «право
перечитывать…»
Культурообразующую деятельность школы невозможно представить без
самореализации обучающихся через общение, речевое развитие, читательскую
активность.
Наша школа совсем недавно начала работу в рамках международного проекта
«Школа, где процветает грамотность». Под моделью «Школы…» мы понимаем соединение
культуры и обучения, направленное на выращивание грамотного человека не в узком
смысле функциональной грамотности, а в широком: грамотности, позволяющей человеку
быть успешным в любой деятельности, способным к творчеству, самообразованию и
саморазвитию.
В рамках проекта мы обратились к педагогам:
1.
Сотрудничайте с библиотекарем школы с целью поощрения «чтения для
удовольствия».
2.
Позвольте учащимся самим выбирать книги для чтения и рассматривайте их выбор
как отражение персонального интереса.
3.
Организуйте свой собственный порядок чтения для себя и предложите учащимся
сделать то же самое.
4.
Беседуйте постоянно о книгах и чтении со своими учащимися. Узнайте, какие
материалы интересуют подростков больше всего.
5.
Совместите свои консультации с наиболее удачным опытом и традициями
семейного чтения.
К родителям обратилась со следующим:
Найдите время для того, чтобы:
- читать вслух для подростков, так же, как вы читаете своим младшим детям;
- организовать семейные чтения в вашем доме;
- поощрять обсуждение книг и разговаривать о них в вашей семье;
- показывать хороший пример, читать самим.
«Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на
восхитительные часы».
Развитие читательской активности школьников - это педагогический процесс,
который должен рассматриваться как целостная система взаимодействия всех составных
элементов и представляет собой совокупность цели, содержания, приёмов, форм
воздействия на читательские интересы обучающихся.
Провожу в системе читательские конференции (совместно с родителями).
Первая читательская конференция по рассказу В.М.Шукшина «Верую!», вторая – по
повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие», третья – по книге Н.П.Большаковой
«Хлебные горбушки».
Цель читательских конференций (совместно с родителями):
1.Познакомить с технологией проведения читательских конференций – презентаций
произведения.
2.Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению,
читательских и коммуникативных умений учащихся.
3.Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со
стороны педагогов, для определения системы воспитательной работы на основе книги.
4.Мотивировать педагогов на использование этой формы работы в педагогической
практике.
Чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные
списки литературы не помогают. Николай Александрович Рубакин писал: «Книга делает
своё дело, разумеется, не тогда, когда стоит на полке. Вся суть в том, чтобы она там не
стояла. Умение пускать книги в читающую публику и пускать их планомерно, упорно и по
всем направлениям – это своего рода практическое искусство…»
Я провожу как общешкольные, так и классные читательские конференции, в
которых участвуют дети и взрослые.
Итоги читательской конференции (совместно с родителями):
Во – первых,
это интересное общение. «Думать и говорить о книге всегда прекрасно, к
чему бы это не привело», - пишет Артур Конан Дойл. В нашей школе общение с книгой и
по поводу книги приводит к тому, что улучшается психологическая атмосфера, снижается
количество конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более
интеллектуальным, увлекательным.
Во – вторых , читательские конференции дают интересные материалы для педагогического
наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных
умений обучающихся. 49% наших учеников называют читательскую конференцию одним
из самых интересных школьных мероприятий. Учащиеся стали испытывать меньше
трудностей при выступлении на читательской конференции: в 2014г. только 15% учащихся
ответили, что не испытывают трудностей при выступлении на конференции, в 2016г. таких
учащихся стало 24%.
В – третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном
пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе
услышанного свои списки для чтения.
В – четвёртых, педагоги получают возможность ненавязчиво и незаметно
контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне
с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской
литературы. Круг чтения детей и взрослых становится шире и разнообразнее. Педагоги
стали больше читать детской и подростковой литературы.
Наконец, всем участникам важен и интересен итог конференции – создание
«золотой полки» класса и даже школы. «Золотая полка» - так называется одна из глав
Юрия Олеши «Ни дня без строчки»»: «Золотая полка» это та, на которую ставятся
любимые книги. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полу. В мечтах мне рисуется
именно полка … этаж шкафа. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Не так легко
золотой полке стать реальностью – всё же это золотая полка, которых не так уж много на
свете… Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме».
В нашем доме – МБУ «Школа №72» – «золотая полка» уже есть. На неё мы ставим
книги, которые заинтересовали всех или большинство участников конференции. Это книги,
которым на конференции прозвучали наиболее искренние и яркие признания в любви.
На эту книгу встаёт книга, на основе которой и выстраивается и система
воспитательной работы. В плане – конференция по книге Дмитрия Сергеевича Лихачёва
«Раздумья» - о вечных ценностях, важных и нужных в любом возрасте.
Педагоги школы следуют принципу: не навязывать книгу, не заставлять её читать, а
представить её на читательской конференции так ярко, чтобы у учащихся возникло
убеждение, что эту книгу нельзя не прочитать. Это очень трудная задача даже для педагога,
который долго и тщательно готовится к конференции, чтобы обучающиеся выбрали
именно эту книгу, поставили на «золотую полку», назвали книгой года. А когда удаётся
вызвать общий интерес к книге, тогда создаётся общими усилиями взрослых и детей
интересная и значимая для всех система воспитательной работы.
«Будьте Колумбами! Открывайте хорошие книги в океане незначительных», - пишет
Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Раздумья». Читательские конференции в школе
позволяют нам всем почувствовать себя Колумбами.
Во имя чего мы печёмся о чтении? Если во имя функциональной грамотности – это
одно. Тогда достаточно обучить всех технике чтения и бросить силы государства на
ликвидацию безграмотности. Если мы говорим о более высокой и более значимой для
России ценности – о чтении как явлении культуры, это другое и более сложное дело. Тогда
непременно встаёт вопрос, поднятый ещё в своё время Ушинским: «Что и как читать?».
Своим ученикам я даю следующий ответ: «Ради сочинений и сдачи Единого
государственного экзамена – это одно чтение, ради радости собственного роста – это
совсем другое».
Чтение как ценность – понятие неоднозначное и переменчивое.
Неоднозначность и переменчивость ценности чтения зависит как от качества
читаемой литературы, так и от уровня восприятия читателя. Нынешние дети –
заложники низкопробной «рыночной» литературы. Книга постепенно превращается в
средство, которое стимулирует ребенка эгоистические инстинкты, заполняет досуг
пустой «развлекаловкой».
В этом случае право подростка не читать такую литературу надо только
приветствовать как результат осознанного выбора.
Определяя место чтения в жизни школьника, мы должны учитывать два аспекта.
Первый предполагает, что чтение лежит в основе всей учебной жизни школьников,
поэтому время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, является, по существу,
временем
обязательного чтения. Второй аспект рассмотрения связан с тем, что
чтение – один из
элементов структуры досуга детей и подростков, где они реализуют
(или не реализуют) возможности своего саморазвития.
Так как же воспитать читающую личность? Личность, говорят, воспитывается еще и
личностью – той, которая ведет урок. Однако и этого мало. Нужна технология. Родилась
она не сразу и многие годы не была ясна. Теперь, пожалуй, могу её сформулировать:
общение с учеником как с личностью, равной учителю.
Если душа моего ученика
захотела говорить с моей душой, это, наверное, главный результат моей работы.
Нужна чуткость и душевная щедрость учителя, его готовность понять и принять
ребенка – ученика, увидеть в нем себя, в себе – его.
Чтение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно
озаряется ярким светом мысли, чувства, творчества, красоты,
игры!!!
Берлименко Н.В., учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №72»