Автор: Куликова Татьяна Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Замковская СОШ Населённый пункт: Калининградская область Наименование материала: эссе Тема: "Остаётся ли литература искусством слова?…" Раздел: начальное образование
МАОУ Замковская СОШ
Эссе
Тема: « Остаётся ли литература искусством слова?…»
Учитель Куликова Т.А.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Ахматова
По определению литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства,
в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве.
Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Живое слово богато и щедро.
У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить
надежду.
Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать ,и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Простое привычное человеческое слово. Силой своего таланта, как волшебной палочкой,
писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас
чувствовать, мыслить, сопереживать…
Итак, человек родился…
Среди слов, которые мамы обращают к своим малышам, есть особенные слова. Они
обёрнуты в размеренную, протяжную мелодию, окутаны сердечным теплом и
нежной любовью. Это колыбельные песни. Они родились вместе с первым ребёнком и
живут по сей день, делая путь малышей ясным, открывая им мир как пространство
творчества. Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен.
Расул Гамзатов
О чём же напевает ребенку мать?
С помощью колыбельных она знакомит его с миром, в который он пришёл, и создаёт его
путь в этом мире — тесно связанный с родом, с семьёй, благополучный, полный изобилия.
Большинство слов в колыбельных — ласковые, нежные (баюшки, ладушки, гуленьки), что
даёт ребёнку ощущение мягкости, защищённости, радости, покоя.
Эти впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю
жизнь.
Чуть позже:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре…
На этой ступени приобщения ребёнка к слову, подключается учитель. Неоценима роль
учителя на этапе формирования читательской компетенции младшего школьника.
Изучение литературного чтения включает несколько разделов- это виды речевой
деятельности, аудирование, чтение, говорение, письмо, виды читательской деятельности.
Считаю очень важным раздел «Круг детского чтения», так как он обеспечивает
формирование мотивированного выбора круга чтения и устойчивого интереса ученика к
самостоятельной читательской деятельности.
Полистаем учебник. Первый раздел «Устное народное творчество».
Прошу вспомнить колыбельные, которые напевала мама. Наблюдаю за лицами ребят.
Улыбаются, начинают говорить: а моя мама…, а мне мама…, а можно я спою? , я
нарисую…, я сочиню, я пою куклам…
Сколько тепла, любви, света в рассказах ребят! Все хотят рассказать!
Потому что о маме, о семье, о чувствах, пережитых эмоциях.
Раздел «Творческая деятельность учащихся» (на основе литературных произведений),
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.
Ребята активно, с интересом переносят полученные знания в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность: читают по ролям, инсценируют , пересказывают
от первого лица, сочиняют, рисуют. Делают попытки создания проектов: «Пословица –
недаром молвится», «Что за прелесть эти сказки» и др.
Ученики на уроках работают со словом: распознают прямое и переносное значение слов,
их многозначность, пополняют активный словарный запас.
Одной из задач, определённой примерной программой по литературному чтению ,
является :
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого
вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова
с другими видами искусства (живопись, музыка и др..)…
Мероприятия, проводимые правительством Российской Федерации , позволяют надеяться,
что главная задача Года литературы – повысить читательскую активность, будет решена.
Приведу несколько цитат из речи президента нашей страны В.В. Путина:
Не секрет: в России стали меньше читать – к сожалению, огромному сожалению для нас
всех, – и возродить в обществе ценность хорошей книги принципиально важно. Так же,
как и делом помочь тем, кто так или иначе связан с литературной деятельностью, с
этой сферой.
Рассчитываю, что Год литературы пройдёт действительно широко и в столицах, и во
всех российских регионах, поможет вернуть в нашу жизнь, в жизнь молодёжи понимание
хорошей художественной литературы и, конечно, самого слова, всех удивительных
возможностей нашего родного русского языка, который по праву входит в число самых
выразительных и образных языков мира.
Уверен, что наши совместные усилия позволят сберечь лучшие традиции русской
литературы, укрепить её авторитет и влияние в мире.
Сохранив свою культуру, свой язык, литературу, сохраним себя как нация, как народ, как
страна. И тысячелетняя Россия останется Россией.
Возникла острая необходимость привлечь наше внимание к литературе. 2015 год, согласно
Указу Президента России от 12.06.2014 года за номером 426, объявлен Годом литературы.
Какова цель проведения в Российской Федерации Года литературы? Цель – привлечение
внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к
печатному слову, к книгам.
Какие основные задачи Года литературы? Одна из ключевых задач — привить новому
поколению вкус к правильному чтению, содействовать этому непростому и многолетнему
процессу.
Одна из самых главных задач Года литературы – повысить читательскую активность.
Читать – это должно быть «модно», современно, актуально.
А для этого ещё нужно обратить внимание вот на что. Мы должны вернуться к семейному
чтению: к моде на обсуждение в семье прочитанного материала, к коллективному чтению
книг вслух. «Проникновение чтения в семью» — это очень важно и необходимо.
…Читайте книги – и жизнь ваша станет намного интереснее. Не читая, люди
ограничивают своё развитие, самоустраняются от размышлений.
Если человек не стремится всеми силами души к неустанному обновлению, к знаниям, к
улучшению самого себя, то жизнь его становится намного беднее.