Автор: Чамыян Светлана Кара-Ооловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Межегей Населённый пункт: с. Межегей Наименование материала: методическая разработка Тема: "Урок по русскому языку" Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Межегей
Тандинского кожууна Республики Тыва
Урок русского языка в тувинском 4 «б» классе
по теме:
«Родительный падеж имени
существительного»
Разработала учитель
начальных классов
Чамыян С.К.
Тема: Родительный падеж имени существительного. (4 класс)
Тип урока: урок-закрепление.
Цели урока:
способствовать формированию навыков грамотного и
красивого письма; закрепить знания по теме: «Родительный падеж имени
существительного»; повторить состав слова, разбор предложений по членам;
развивать творческие способности детей, развивать речь, память, обогащать
словарный запас; воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту
русской природы, воспитать интерес к поэзии русских поэтов.
Задачи урока: развивать все виды речевой деятельности учащихся: умения
писать и читать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться русским
языком в различных ситуациях общения; изучать с детьми стихотворения
русских поэтов; формировать сознательное отношение к русскому языку как к
ценности.
Оборудование: карточки, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте
удобно, закройте глаза, сложите головы на парты и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы уже
знакомы с именительным падежом имени существительного, начали
знакомиться с родительным падежом. Эту работу и будем продолжать. Тема
нашего урока «Родительный падеж имени существительного».
3.Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ель, свеча, ежиха, пенал.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во
всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая эта буква?
(ответы детей).
-На какие две группы она может разделить данные слова? (ответы детей).
ера ерб ерв ер… ( напишите ряд букв в указанном порядке до конца
строки.)
4.Словарно-орфографическая работа.
ПФБКТХЕШСРЧЕЩЗЦА
- Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной
цепочке, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на
уроке. Какое это слово? Ответы детей. На слайде показывается береза в разные
времена года.
- Что такое береза?
- Назовите ее признаки?
- У березы белая кора и листья в виде сердечка. А теперь послушайте, что же
обозначает слово «береза?»
Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила свое
название, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое
любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным
обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года.
5.Работа в тетради.
- Напишите слово береза. Подчеркните безударную гласную. От какого слова
произошло слово береза?
- К какой части речи оно относится?
- Давайте просклоняем это слово. (У доски работает ученик.)
- Какая часть слова будет изменяться? (окончание)
- Подберите однокоренные слова к слову береза. (Записать в тетрадях и
разобрать слова по составу.)
6.Минутка поэзии.
О русской березе писали многие поэты. Сегодня на уроке я хочу вас
познакомить с творчеством русского поэта, который дал России образное
название - «страна березового ситца» - со стихотворениями Сергея
Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в селе Константиново, он с
детства начал сочинять стихи. Посмотрите на эти слайды: вот Сергей Есенин,
а это его родной дом. На родине поэта в селе Константиново, Сергею Есенину
поставили памятник (показывается слайд).
Послушайте, следующие стихотворения русского поэта С.Есенина (читают 2
заранее подготовленные ученики).
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
и горят серебряные росы.
Береза.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Ребята, о чем говорится в первом и во втором стихотворении? Видите, как
красиво пишет поэт о березе, будто она живой человек. Вот так сильно любит
Сергей Есенин русскую березу, русскую природу. Любить природу – значит,
любить свою Родину. Русский поэт – Сергей Есенин своими стихотворениями
воспитывает в нас чувство патриотизма. Мы тоже должны также сильно, как
С.Есенин любить и беречь природу и свою Родину.
7.Творческая работа.
Со словами зима, береза составьте предложение и разберите его по членам
предложения. (Учащиеся читают стихи о зиме.)
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
(А.С. Пушкин)
Зима.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
(И.З.Суриков)
8.Игра «Подари тепло людям»
Ребята, хотя на улице зима, холодно, но, услышав ваши стихотворения о
красоте нашей природы мне стало тепло и радостно на душе, а теперь давайте
подарим тепло друг другу.
9.Закрепление. Работа с карточками.
10.Письмо по памяти.
И на ветках берез,
Как алмазы горят
Капли сдержанных слез.
(определить падеж имен существительных и найти грамматическую основу
предложения.)
12.Физминутка.
Наступила весна. Природа, и все живое в ней просыпается от зимней
спячки. А на носу уже 8 Марта - праздник наших милых мам, таких же
красивых и стройных, как русские березы. Давайте представим себя бабочками,
полетаем и подумаем, какой же подарок подарить нашим мамам.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
13.Тестирование. (закрепление)
1.Укажи словосочетание с существительным м.р. в Р.П.
а) Посадить около школы.
б) Пищать от голода.
в) Стоять на краю.
2.Укажи выделенное существительное в Р.п.
а) Всякий дом хозяином держится.
б) Одной рукой узла не завяжешь.
в) С песней работа спорится.
14. Закрепление. Употребление слов в родительном падеже.
Рябиновые бусы – бусы из рябины, березовый гриб - ………, кленовый лист -
………, сосновая шишка - ……… .
15.Итог урока.
Давайте вспомним, что мы узнали о родительном падеже? (ответы)
С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите (слайд
смайлики), понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что запомнилось?
А что не понравилось?
Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Спасибо за урок, мне было
с вами очень интересно и совсем нетрудно.
16.Домашнее задание. Упражнение 346, прочитать текст «Природа зимой»,
подготовиться к сочинению.
Использованная литература:
1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.М., Кочерина А.В. Учим русский с увлечением –
М.:2005.
2.Журнал «начальная школа» № 4/ 2003.
3.Ракитина М.Г. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы.- М.: Айриз-
пресс, 2002.
4.Интернет – ресурсы.