"Проектирование современного урока в ОС "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС"
Автор: Пескова Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гимназия имени Героя Советского Союза В.В.Талалихина г. Вольска Саратовской области" Населённый пункт: г. ВОЛЬСК Наименование материала: конспект урока Тема: "Проектирование современного урока в ОС "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС" Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока русского языка
по теме «Разделительный твёрдый знак»
во 2 классе
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза
В.В. Талалихина г.Вольска
Саратовской области»
Песковой Ирины Владимировны
Урок разработан для проведения
семинара-практикума
«Проектирование современного урока
в ОС «Начальная школа 21 века»
в соответствии с требованиями ФГОС»
на базе МОУ «Гимназия»
15 марта 2016 год
Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».
Цель:
развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с
разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».
Задачи:
─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление
(внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать
выводы;
─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты:
предметные:
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по
алгоритму.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
─понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
─учится работать по предложенному учителем плану,
─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания
разделительного «ъ»,
─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
─составляет алгоритм действий под руководством учителя,
─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
─слушает и понимает речь других,
─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в
том числе в ситуации столкновения интересов.
Педагогические технологии:
─проблемно-диалогическое обучение;
─деятельностно-поисковое обучение;
─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, В Иванова ; дидактический материал (упражнения)
к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс,
М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер,
экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с
заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.
Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные
действия
1.Самоопределе
ние к
деятельности.
Организационн
ый момент.
Приветствует гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло!
Проверяет готовность учеников к уроку,
эмоционально настраивает их на работу.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд!
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать
И рады встрече с вами снова…
А вы к открытиям готовы?
Подготовка к работе.
Включение в деловой ритм.
Личностные УУД:
формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
2.Актуализация
знаний.
─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)
─Какую запись должны сделать дальше? («Классная
работа»).
Активизирует знания учащихся через создание
проблемной ситуации.
Комментируют запись числа.
Проговаривают и подчеркивают
орфограммы.
Называют слово и объясняют
Познавательные УУД:
развиваем умения извлекать
информацию из схем,
─Прочитайте слово, записанное в транскрипции.
─Какое значение у слова «подъезд»?
─Чем оно интересно?
─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова?
─Запишите это слово буквами.
─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву
написать вместо звука [й’] в середине слова.
─Почему результаты получились разные? Чего мы пока
не знаем?
─Как вы думаете, какая тема нашего урока?
значение.
Наблюдают за звуками в слове,
делают выводы.
Пробуют записать слово,
встречаются с разногласием, какую
букву писать вместо звука [й’].
Возникает проблемная ситуация.
Предлагают разные варианты
написания слова.
─Не знаем, в каких случаях пишется
разделительный «ъ».
символов, знаков.
Регулятивные УУД:
развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с ранее изученным
материалом.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение
высказывать свою точку
зрения, а так же слушать и
понимать других.
Действия постановки и
решения проблем:
- формулирование проблемы;
3.Постановка
учебной
проблемы.
Организует работу в парах.
─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах.
─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы
ещё не изучали, знаком «?».
─Итак, что вы уже знаете?
─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.
─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ».
Запишите тему в тетрадь.
Работают в парах.
Отмечают знаком «+», что уже знают
и знаком «?», что хотят узнать.
─Разделительный мягкий знак
пишется в корне слова после
согласных перед гласными е, ё, ю, я,
и. В этих словах слышится звук [й’].
─Когда пишется разделительный
«ъ», после каких букв и перед
какими буквами, в какой части слова.
Ещё раз читают пункты плана.
Записывают в тетради тему урока.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в
парах.
Регулятивные УУД:
Целеполагание
(постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно).
Планирование (определение
последовательности
промежуточных целей с
учётом конечного результата;
составление плана и
последовательности
действий).
4.Построение
проекта выхода
из затруднения.
Планирование
деятельности.
Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50
урок 118).
─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ»,
ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое
соединение записать один раз.
Организует коммуникативное воздействие для
построения нового способа действия.
─Сейчас вы будете работать в группах . Значит, в
каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?
─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано»
правило.
А план работы такой.
Пишут соединения с «ъ».
Исследуют проблемную ситуацию.
Внимательно слушают задания.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в
группах.
Познавательные УУД:
Логические универсальные
действия
- анализ объектов с целью
1. Прочитать слова.
2. Обратить внимание на выделенные буквы.
3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ».
4. Сформулировать правило написания
разделительного «ъ»..
─Что должно получиться у каждой группы в результате
своей работы?
─Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их
к решающей гипотезе.
─Слушаем результаты работы групп.
─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Делятся на группы.
Работают по плану, высказывают в
группе своё мнение, слушают
других.
выделения признаков
(существенных,
несущественных);
- синтез как составление
целого из частей, восполняя
недостающие компоненты;
- выбор оснований и
критериев для сравнения,
сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие,
выведение следствий;
-установление причинно-
следственных связей;
- построение логической цепи
рассуждений;
- доказательство;
Коммуникативные УУД:
развиваем умение
высказывать свою точку
зрения, а так же слушать и
понимать других.
5.Открытие
новых знаний.
1. Задание для первой группы - определение
местоположения в слове «ъ».
На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в
словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в
какой части слова пишется разделительный «ь», а где
разделительный «ъ». Сделать выводы.
Выделяют в словах корни,
наблюдают за местом «ъ» в словах.
Замечают, что во втором столбике
─Назовите корни слов в первом столбике.
─Какой разделительный знак записан в корне?
─Назовите корни слов во втором столбике.
─Что вы можете сказать об этих словах?
─С помощью чего образовались эти однокоренные слова?
─Какой разделительный знак записан между корнем и
приставкой?
─Сделайте вывод, после какой части слова пишется
разделительный «ъ».
─Заполним соответствующую строчку в таблице (в
парах).
Проводит физминутку.
─Вспомним, какие бывают приставки!
однокоренные слова с разными
приставками.
Делают вывод, что
разделительный «ъ» пишется
после приставок и перед корнем.
Озвучивают всем задание и
результаты наблюдений.
Заполняют знаком «+» нужную
ячейку в таблице.
Познавательные УУД:
Логические универсальные
действия
- анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных);
- синтез как составление
целого из частей, восполняя
недостающие компоненты;
- выбор оснований и
критериев для сравнения,
сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие,
выведение следствий;
-установление причинно-
следственных связей;
- построение логической цепи
рассуждений;
- доказательство;
С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.
Выполняют движения по заданию в
стихотворении.
Познавательные УУД:
Логические универсальные
действия
- анализ объектов с целью
2. Задание для второй группы - определение букв,
после которых пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. Подумайте, чем они
интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте,
после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте
вывод об этом.
─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать?
(Однокоренные).
─Почему слова разделены на две группы? (В одной не
Выделяют в словах корни,
наблюдают за местом «ъ» в словах.
Замечают, что во втором столбике
однокоренные слова с разными
приставками.
Озвучивают всем задание и
результаты наблюдений.
Делают вывод, что
разделительный «ъ» пишется
после приставок,
пишется «ъ», в другой группе слов он есть.
─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться
приставка, чтобы после неё писался «ъ».
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы
узнали.
оканчивающихся на согласную
букву.
Заполняют знаком «+» нужную
ячейку в таблице.
выделения признаков
(существенных,
несущественных);
- синтез как составление
целого из частей, восполняя
недостающие компоненты;
- выбор оснований и
критериев для сравнения,
сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие,
выведение следствий;
-установление причинно-
следственных связей;
- построение логической цепи
рассуждений;
- доказательство;
3. Задание для третьей группы - определение букв,
перед которыми пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. В них нужно выделить
приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан
разделительный «ъ».
Сделать вывод об этом.
─Произнесите данные слова.
Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].)
─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё,
ю, я.)
Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?
Выделяют в словах приставки,
наблюдают, перед какими буквами
написан «ъ».
Делают вывод о том, что
разделительный «ъ» пишется перед
гласными е, ё, ю, я , с которых
начинается корень.
Озвучивают всем задание и
результаты наблюдений.
─Отделяет буквы согласных от
букв гласных и является сигналом
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы
узнали.
для произношения звука [ й’]
после согласного.
Заполняют знаком «+» нужную
ячейку в таблице.
6.Развитие
применения
умений.
─Сколько правил мы открыли?
─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.
─Сравним наши правила
с правилами учебника
(стр.122).
─Всё ли мы сделали правильно?
Повторяют правила написания
разделительного «ъ».
Сравнивают свои открытия с
правилом в учебнике.
Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона.
Коррекция (внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
результата).
7. Закрепление
способа
действий.
1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.
─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в
начале урока. Какое было затруднение?
Вспоминают затруднение, возникшее
в начале урока.
Рассказывают правила, применяют к
слову «подъезд». Выбирают для
─Как вы теперь напишите это слово?
2. Выясняет понимание задания.
Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике.
Упражнение в дидактическом пособии по вариантам:
1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии;
2-ой вариант: 3 и 4 предложения.
3. Организует индивидуальную работу с сильными
учащимися.
─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно
исправить, доказать.
написания в слове «ъ».
Выполняют упражнение письменно
в тетради, один ученик работает у
доски, объясняет выбор букв.
Познавательные УУД:
развиваем умения применять
полученную информацию,
анализировать. делать выводы,
выявлять сущность,
особенности объектов.
8.Рефлексия
деятельности.
Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:
Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
С приставкой на согласную
Осознание учащимися своей
учебной деятельности, самооценка
деятельности.
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят, как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
Организует просмотр видео (стих.о Ъ)
Организует рефлексию.
─Какое открытие мы сегодня сделали?
──Вставьте в правила пропущенные слова.
──Для чего нам понадобились эти правила?
─Как нам удалось открыть правила?
─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё
вернуться? Для чего?
─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова
с разделительным «ъ».
─Оцените себя с помощью таблицы.
Отвечают, приводят примеры из
упражнений.
Выполняют самооценку по таблице.
─Не смогли выбрать знак и записать
слово.
─Мы работали в группах,
выполняли задание.
Регулятивные УУД:
развиваем умение
осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Оценка (выделение и
осознание учащимися того,
что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения).
Саморегуляция.
Выставляет отметки.
─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке?
─Почему?
Дают словесную оценку и цветовую.
9.Альтернативн
ое домашнее
задание с
комментировани
ем.
Дома по выбору:
упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать
две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;
выучить правило на стр.122.
Записывают задания в дневник.
Личностные УУД:
исходя из социальных и
личностных ценностей, делать
свой личностный моральный
выбор.