"Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС"
Автор: Шапошникова Мария Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГОУ "Красночикойская СОШ №2" Населённый пункт: село Красный Чикой Наименование материала: статья Тема: "Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС" Раздел: начальное образование
Шапошникова Мария Михайловна,
учитель начальных классов
ГОУ «Красночикойская СОШ №2»
Преемственность в системе дошкольного и начального
общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком»
Л.С. Выготский
Радикальные изменения в современном образовании актуализируют проблему
преемственности в обучении и воспитании детей при переходе с одной ступени образования на
другую. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не нова.
Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.
Понятие «преемственность» рассматривается в педагогической теории с разных
позиций. Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность –
это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение
развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа
поступательного развития процесса». В соответствии с “Концепцией содержания непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено)” под преемственностью понимается
согласованность, перспективность всех компонентов (целей, задач, содержания, методов,
средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. [2]
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на
дошкольной ступени
образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные
личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в
школе.
По словам В.А. Сухомлинского «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь
детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». [5]
«Школа 2100» - это современная личностно ориентированная образовательная система,
которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного
этапа до окончания общеобразовательной школы.
Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать
свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и
применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою
деятельность.
Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении
преемственности обозначено –
формирование умения учиться , который включает в себя не
только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость
начать целенаправленное
развитие
ребенка в более раннем возрасте. Решение данного
направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из приоритетных
задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского
сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное,
физическое, интеллектуальное
развитие ребенка, а также
формирует предпосылки учебной
деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников
универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Следуя требованиям ФГТ, уже в группах старшего дошкольного возраста должно быть
выделено следующее приоритетное направление работы педагогов с детьми
– это обеспечение
равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Также
определено следующее содержание образовательной деятельности, одним из которых является
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей.
При этом образовательный процесс, строится с учетом основной формы работы с детьми
и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры. Одним из принципов
организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип
деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном
процессе.
Подготовка к школе и что гораздо важнее
всестороннее развитие ребенка – процесс
требующий пристального внимания и длительного времени. Только наличие достаточно
сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и
добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками
возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного
детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение
ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в
живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое. Игра и другие, специфичные для
этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные
нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря
интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие
нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Так же нельзя не сказать и о
проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А
ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей. В
психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду
с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна.
Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в
дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых
классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
[3]
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой
развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе
деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность
выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию
коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
В связи с этим, ГОУ «Красночикойская СОШ №2», МДОУ «Березка» и МДОУ «Сказка»
разработали план совместных мероприятий, по которому тесно и плодотворно
взаимодействуют на протяжении нескольких лет.
В нашей работе можно выделить три основных направления обеспечения
преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
методическая
работа, работа с детьми, работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов,
консилиумов, бесед, совместных педагогических советов, методических встреч для педагогов
школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи
детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к
обучению в школе” и т.д.
Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по
реализации программы работы с будущими первоклассниками. Результатом таких деловых
встреч является разработка модели индивидуальной траектории развития каждого ребёнка,
совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада
и школы.
Семинары включают в себя взаимопосещения открытых уроков в первых классах школы
и открытых занятий в подготовительных группах ДОУ. После чего педагоги, как правило,
делают анализ и самоанализ проведенных мероприятий, обсуждают насущные проблемы и
корректируют свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения
детей. Совместные ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитателей,
учителей будущих первоклассников, педагогов-психологов, социальных педагогов,
медицинских работников, старших воспитателей, завучей) дают хорошие рекомендации и
практические советы по работе с «трудными» детьми и детьми, имеющими проблемы со
здоровьем.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются
экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки,
спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, знакомство и
взаимодействие дошкольников с учителями начальной школы, участие в совместной
образовательной деятельности, игровых программах, выставки рисунков и поделок, совместные
праздники и соревнования – все это вызывает у детей желание пойти в школу, интерес, убирает
страх и вселяет уверенность в свои силы.
Работа с родителями проводится на протяжении всего учебного года: оформление
информационных стендов “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим
первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и
рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся
сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки” и т.д. На
родительских собраниях, днях открытых дверей, творческих мастерских, в процессе
анкетирования и тестирования родителей будущих первоклассников, встреч за “круглым
столом” затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих
программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы
родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это
позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в
детском саду.
Преемственность в работе ДОУ и начальной школы
заключается в том , что в первый
класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те
психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается
программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация,
появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по
правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает
не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями
по школьному типу – еще позже. Очень важно довести до родителей, что нецелесообразно
укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью. Мы
должны начинать обучение с развитых, желающих учиться, а не натасканных детей.
Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и
учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен
опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень
развития их способностей.
Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном
сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно
привлекая родителей.
Литература:
1.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. –
М., 2006.
2.
Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального
общего образования. // Начальная школа плюс До и После. – 2013 - №2.
3.
Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В.
Микляевой. – М., 2011.
4.
Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования. //
«Начальная школа»., 2005 - №11.
5.
Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В.
Микляевой. – М., 2011.