Автор: Мануйлова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ишимбай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по изучению слов с непроверяемыми написаниями в 1 и 2 классах".
Раздел: начальное образование
текстомﺍ
+---------------------------+
Заключение
Наблюдения показали, что рациональное использование разнообразных приёмов, методов на
различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению
детьми изучаемых слов. Преодолеть трудности испытываемые учащимися при усвоении
непроверяемых написаний, можно только развивая их речь и мышления. Показателем умственного
и речевого развития школьника является богатство словаря. Суть данной работы состоит в том,
чтобы слово было школьниками правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и
особенностями, усвоено не только его лексическое, но и орфографическое написание. Оно должно
войти в его активный словарь и воспроизводиться в нужных обстоятельствах.
Приложение № 1
Фрагмент урока № 1
Знакомство со значением и написанием слова "медведь".
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком
идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой
он спит в берлоге, от мороза прячет нос".
(Вывешивается картинка с изображением медведя)
- Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается?
Почему его считают лакомкой?
- Нам нужно запомнить правописание слова "медведь". Прочи-
тайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый
слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает
ударение? Назовите безударную гласную в слове.
Запомните: слово "медведь" пишется с безударной гласной "е"
в первом слоге.
- Как вы думаете, почему медведь так называется? (Сообщается
из "Этимологического словарика".)
Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной
"е" в первом слоге - по слову "мед". Запомните. (Краткая запись
справки.) Вывод: как пишется слово "медведь"? Почему оно пишется
с буквой "е"?
ФРАГМЕНТ УРОКА N2.
Толкование слова "сорока" для запоминания его написания в
процессе составления "словарной странички".
Занятие началось с воспроизведения значений таких слов, как
"воробей" и "ворона". Учитель просит разгадать кроссворд (рис.1),
называя слова по заданным значениям: 1. Маленькая птичка с корич-
невато-серым оперением. 2. Птица, у которой голова, шея, крылья и
хвост черные,а туловище серое.
+----------------------------------+
| | | | О | | | |
|----+----+----+----+----+----+----+
| | | | О | | |
+-----------------------------+
После разгадывания кроссворда дети находят предметные кар-
тинки с изображением вороны и воробья, называют каждую птицу сло-
вом и рассказывают, как они различили этих птиц.
Затем учитель вводит детей в тему занятия: «Сегодня нам
предстоит составить новую словарную страничку, которая будет пос-
вящена слову "сорока". Кого мы так называем? В загадке об этой
птице говорится: "Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". Какой
признак этой птицы лег в основу загадки?" В процессе анализа за-
гадки выделяется один из признаков этой птицы - стрекотание (пти-
ца издает характерный крик - стрекотание) и отмечается суетли-
вость, подвижность этой птицы.
Следующий момент занятия. Учитель предлагает прочитать отры-
вок из рассказа Г.Скребицкого и ответить на вопрос: какая птица
сорока?
У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у нее
почти белые, а голова, крылья и хвост черные, как у вороны.
Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела.
Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом.
После чтения ученики отвечают на вопросы: какая же птица со-
рока? Найдите признаки, по которым сорока сравнивается с вороной.
Чем сорока похожа на ворону? А чем сорока отличается от вороны?
Почему сороку называют белобока? Какое же толкование слова "соро-
ка" мы дадим в нашем словарике? В процессе обсуждения дети отби-
рают те существенные признаки, которые будут составлять значение
слова "сорока". В правой стороне словарной странички дети коммен-
тированно записывают значение слова "сорока", в левой-оставлено
место для рисунка:
1. Сорока - птица. Голова, крылья и хвост у сороки черные.
По бокам перышки белые. У сороки длинный, прямой хвост. Птица из-
дает крик - стрекотание.
Каждому ребенку дается контур с изображением сороки. Зада-
ния: можно ли по контуру определить, что на рисунке изображена
сорока? (По длинному и прямому хвосту дети догадываются, что это
контур сороки.) Что нужно знать, чтобы изобразить в цвете эту
птицу? Расскажите, какие краски вам потребуются, чтобы нарисовать
оперение сороки. Учитель помещает на доске картинку с изображени-
ем сороки, ученики раскрашивают контур так, как показано на ри-
сунке. Затем подготовленные к чтению школьники читают наизусть
стихи:
Стрекотунья белобока, А пестрая сорока
Под калиткою моей Лукаво смотрит сбоку,
Скачет пестрая сорока. И скачет, и стрекочет.
И пророчит мне гостей. Чего сорока хочет?
(А.Пушкин.) (Е.Стюарт.)
Чтение стихотворений заканчивается обсуждением: какой увидел
поэт сороку? Как А.Пушкин называет сороку? А какое слово в описа-
нии птицы одинаково у обоих авторов? Почему сорока названа пест-
рой? (Пестроту создает черная и белая окраска оперения птицы).
Обобщающий вопрос: "Что значит слово сорока?" - заставляет
детей повторить существенные признаки, составляющие лексическое
значение данного слова. Ученикам предлагается задание на смекал-
ку:"Послушайте стихотворение С.Маршака и ответьте на вопрос: кого
называют словом "сорока" в этом стихотворении?"
А ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
В словарную статью (в правой стороне) дети вносят второе
значение слова сорока:
2. Сорока - так говорят о болтливом человеке.
Заканчивая занятие, учитель предлагает детям посмотреть кни-
ги, в которых можно найти рассказы о сороке и узнать много инте-
ресного об этой птице. В качестве домашнего задания ученикам (на
выбор и по желанию) предлагается: рассказать родителям, что узна-
ли о значении слова сорока; составить свой рассказ (или загадку)
о сороке; выписать из книг любое предложение, в котором было бы
слово "сорока".
Приложение №2
Этимологический словарик
Словарные статьи из "этимологического словарика", применение
которых способствует усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
БЕРЕЗА - лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми
веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке
существовало слово бер, что значит "светлый, ясный, белый", от
которого и образовалось сначала берза, а впоследствии-береза.
Береза-берза, бер ="светлый, ясный, белый".
ВОРОБЕЙ-маленькая птичка с коричневато-серым оперением,
живущая обычно близ (дороги) строений.
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они
издают,было образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей
назван по своему чириканью, от звукоподражательного "вор". Та же
основа и в несохранившемся "ворк", на базе которого образовалось
ворковать, т.е. "издавать переливчатые звуки".
ВОРОН - крупная птица с блестящим черным оперением,
гнездящаяся обычно в уединенных местах.
ВОРОНА - птица с черно-серым оперением, родственная ворону (у
вороны голова, крылья, хвост черные, а все тело серое).
Названия птиц родственны слову вороной - "черный". Ворону и
ворона назвали так за черное оперение.
Ворон, ворона-вороной = "черный".
ГОРОД - крупный населенный пункт, место большого поселения
людей.
В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков,
люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной
или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, кре-
пость и стали называть городом.
Город - городить ="огороженное, укрепленное место".
Основным препятствием для врага, который вздумал бы напасть
на городок, был частокол из толстых, мощных бревен. Частокол сто-
ял на высоком земляном валу...
ДЕРЕВНЯ - небольшое поселение людей. В старину, чтобы осно-
вать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны
были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с
корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали
с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали
называть деревней.
Деревня-дерево = "место, очищенное от деревьев".
Дерево-деру = "то, что дергают из земли, очищая ее".
ДОРОГА - узкая полоска земли, по которой движутся машины,
идут люди.
Чтобы положить дорогу, нужно расчистить полоску земли от де-
ревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово "дорога" обра-
зовалось от дорг, дерготь - "продранное в лесу пространство, полос-
ка земли, с которой выкорчеван лес". Интересно, что исторически
слово "дорога" оказывается родственным словом деревня, дерево.
Дорога - дорг, дергать = "продранное в лесу пространство".
ЗАВОД - промышленное предприятие, на котором производят ка-
кую - либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда или раз-
водят животных: лошадей, рыбу.
Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить).
Исторически в нем выделяется приставка "за-"
Завод-заводить = "место, где что-либо заводят, разводят, вы-
водят".
КАПУСТА - огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е.ша-
ром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких
листьев.
Название капуста получила от латинского слова "капут", кото-
рое имело значение "голова", кочан".
Капуста - капут = "кочан, головка капусты".
КАРАНДАШ - тонкая палочка графита, вделанная в деревянную
или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть
"кара" означает "черный", а вторая "даш" - "камень".
Карандаш-кара, даш - "черный камень".
ЛОПАТА – образовано с помощью суффикса – ат – от исчезнувшего лоп (лопасть).
СПАСИБО – представляет собой сращение слов спаси бог.
Приложение № 3
Применение компьютерных игр
ИГРА № 1
Для того чтобы дети лучше освоились в работе на компьюте-
ре и закрепили свои знания по этой теме,рассмотрим игру «Дильфинёнок
Лоло».
Учащимся дается задание: «Вы очень любите зверей, рыб и птиц?
Тогда у Вас есть шанс сделать это. Вы можете подрессировать дель-
финенка Лоло. Как? - спросите Вы. А очень просто. Для этого Вам
предстоит разгадать головоломку. Сначала Вы должны разгадать за-
гадку. Для этого выберете слово-отгадку. Верно выбрав слово, Вы
должны вставить в него пропущенную букву. Если Вы правильно выб-
рали букву, то дельфиненок послушается Вас и прыгнет в кольцо.
Если же Вы ошиблись, то дельфиненок будет Вас дразнить, прыгая
рядом с кольцом.
После того, как работа выполнена, на экране появляется
словесная оценка работы.
Перед началом работы с компьютерной программой в течение 4
минут проводится инструктаж, во время которого дети знакомят-
ся с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего
задания.
ИГРА № 2
" Шерлок Холмс".
Детям дается задание: " Вам предстоит разгадать головоломку,
которую может решить только Шерлок Холмс.
Сначала Вы должны выбрать слово, подходящее по смыслу к
предложению. Верно выбрав слово, Вы должны вставить в него пропу-
щенную букву
По окончании работы на экране появляется словесная оценка:
1ОЦЕНКА 5.
1.Молодец! Ты правильно решил головоломку и вставил буквы в
словарные слова. Будешь как великий Шерлок Холмс.
1ОЦЕНКА 4.
2. Хорошо! Вы разгадали головоломку и правильно вставили
буквы почти во все слова. Вероятно, Шерлоком Холмсом Вы не буде-
те, но на роль доктора Ватсона вполне сгодитесь.
1ОЦЕНКА 3 И НИЖЕ.
3. Слабоватенько! Вы плохо знаете словарные слова и, может
быть, не очень хорошо разгадываете головоломки. Будете преследо-
вать преступников на мотоцикле, как это делает лейтенант Полищук!
Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как
выполняют ее они самостоятельно.
Приложение №4
Изучение слов с непроверяемыми написаниями группами
Изучение слов с непроверяемыми написаниями блоками ценна тем, что даёт возможность
разнообразить работу по развитию речи, одновременно закрепляя правописание слов.
1.
карандаш 2. Москва 3. хорошо 4. ягода 5. класс 6. сорока
дежурный Родина весело капуста ребята ворона
пенал город быстро урожай девочка воробей
тетрадь деревня вдруг берёза товарищ петух
фамилия скоро
народ
7. дежурный 8. машина 9.мороз 10.корова 11 посуда 12.спасибо
учитель завод ветер собака молоко здравствуй
учительница работа коньки медведь одежда
рабочий суббота лисица платок
лопата заяц пальто
сапоги
Приложение №5
Ассоциативные ряды
Ассоциативный образ должен быть связан с изучаемым словом, каким – либо признаком.
Ассоциативная связь может быть по: цвету, форме, действию, материалу, количеству, месту
расположению, звучанию, вкусу, назначению и т. д.
Ассоциативный образ должен иметь в своём написании невызывающую сомнений букву, которая
является сомнительной в изучаемом слове.
Например: завод – труба петух - перья
капуста – заяц город - дом
карандаш – бумага ягода - много
собака – хвост посуда - моют
тетрадь – клетка берёза - белый
медведь – мёд коньки - наточенные
лопата – лопасть сапоги- валенки
машина – гайка фамилия - мама
корова – рог народ - наш
мороз – холод товарищ – помощь
ребята – дети деревня – речка
учитель - предмет
Приложение № 6
Игровой словарик