"Типичные ошибки детей при выполнении вычислений, их устранение и предупреждение в начальном курсе математики по программе Истоминой Н.Б. (3 класс)"
Автор: Зюзина Дарья Станиславовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Туртапинская ОШ Населённый пункт: Нижегородская обл.,г.о.г.Выкса, с.Туртапка Наименование материала: статья Тема: "Типичные ошибки детей при выполнении вычислений, их устранение и предупреждение в начальном курсе математики по программе Истоминой Н.Б. (3 класс)" Раздел: начальное образование
Типичные ошибки детей при выполнении вычислений, их
устранение и предупреждение в начальном курсе математики по
программе Истоминой Н.Б. (3 класс)
I Систематический учет знаний, умений и навыков по математике
является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.
Проверочные работы позволяют располагать данными об уровне знаний и
навыков каждого учащегося в отдельности и класса в целом, установить
пробелы в знаниях, упущения в навыках с тем, чтобы можно было
своевременно оказать помощь учащимся и устранить недостатки.
При проведении контрольной работы (тема: «Табличные случаи
умножения») нами выявлены следующие типичные ошибки детей:
1. Не осознав, просто запоминают таблицу умножения:
13 • 4 = 52 : 13 =
4 • 13 = 52 : 4 =
9 • 6 = 54 : 6 =
6 • 9 = 54 : 9 =
2. Вычислить значения выражений 2 • 9 и 36 : 4 и объяснить способы
решений. Рассуждения: легче умножить большее число на меньшее.
Представим множители, произведение от этого не изменится. Заменим его
суммой двух слагаемых; каждое из которых 9.
Запишем: 2 • 9 = 9 • 2 = 9 + 9 = 18
Упражнение способствует развитию математической речи, повышению
уровня усвоения теоретических вопросов.
II В таблице умножения есть разные случаи, имеющие один и тот же
результат. В соответствующих им случаях деления частным записывают один
из множителей смежного умножения.
Для предупреждения:
1. Из каких множителей составлено число:
18
•
•
•
2. В пустых кружках, расположенных на одной стороне квадрата,
расставить числа так, чтобы их произведение было равно 24, 16.
III Допускают ошибки в табличных случаях умножения, результаты
которых стоят близко в натуральной последовательности чисел.
IV Запись результатов табличных случаев, стоящих в таблице по
соседству с данным.
Например: 6 • 9 = 40, 4 • 9 = 32 ... Причина – способы заучивания и
припоминания результатов таблиц. При заучивании по порядку учащиеся,
вспоминая результат данного случая, фиксируют внимание на предыдущем
или последнем случае, но от него не переходят к данному. Необходимы
умения находить нужный результат в опоре на известные.
1. Найдите значение второго произведения, зная значение первого:
17 • 3 = 51 7 • 8 = 56 8 • 5 = 40
17 • 4= 7 • 9 = 8 • 6 =
2. Мальчик помнит, что 5 • 8 = 40, но не может вычислить произведение 8
• 6. Помогите ему ребята.
Формированию умения припоминать результаты помогает знание
особенностей таблицы. Например:
1. Составляя таблицу с числом 5, организовать наблюдение учащихся,
результатом которого должен быть вывод: если один из множителей 5, то в
произведении последняя цифра 0 или 5. Произведение оканчивается на 0,
если другой множитель четное число; 5 – нечетное число.
2. Обобщая знания таблицы с числом 9, можно показать как можно
использовать руки в качестве счетного прибора. Например: 4 • 9 – положите
ладони рук на парту. Четвертый палец слева загните. Запишите в
произведение столько десятков, сколько пальцев слева от загнутого пальца
(3), и столько единиц, сколько пальцев справа (6).
3. Полезные наблюдения, подводящие учащихся к выводам: если хотя бы
один из множителей четное число, то произведение четное; если оба –
нечетные, то произведение нечетное число.
V Ошибки, связанные с нарушением устойчивости внимания, вследствие
утомляемости. Для устранения предлагать пары, тройки предметов для
сопоставления.
Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при
создании в учебном процессе определенных условий. Прежде всего это
знание учеником последовательности действий, умение выделить главное,
соблюдение на уроке неспешного темпа в овладении требованиями учебной
программы, особенно на этапе первичного закрепления учебного материала.
Кроме того, необходимо постоянно поддерживать активный интерес у детей,
продумывать продолжительное его подкрепление. Принципиальное значение
имеет правильное распределение упражнений во времени и их разнообразие.
Понятно, что на каждом уроке постоянно должны иметь место и
отрабатываться навыки контроля, самоконтроля и самооценки.
Многочисленные факты и наблюдения, связанные с уроком математики,
свидетельствуют, что в педагогической практике выработке у каждого
ученика необходимых навыков контроля и самоконтроля уделяется крайне
недостаточное внимание.
Обучение контролю и самоконтролю должно найти место при объяснении
нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу
формирования вычислительных навыков высокую эффективность, делать их
осознанными, прочными, безошибочными и способными к широкому
переносу на более сложные вычислительные приемы.
При формировании вычислительных навыков важно, чтобы учитель
постоянно включал в уроки такие формы работы, какими вычислительными
приемами пользуются каждый раз его ученики. В этой связи, целесообразно
на этапах изучения и закрепления нового учебного материала чаще
практиковать развернутое комментирование учителем вычислительных
операций, а ученикам проговаривать вслух (про себя) только основные
вычислительные приемы, постепенно сворачивая их, записывая только
необходимые промежуточные вычисления и конечный результат.
Успешность формирования вычислительных навыков у младших
школьников в значительной степени зависит от умения контролировать свои
вычислительные действия на уроке. Опытные учителя начинают обучать
детей элементам самоконтроля с 1 класса. Они нацеливают на то, что
контролировать себя нужно сразу же, как только решили самостоятельно хотя
бы один пример. Этим самым они реализуют принцип немедленной проверки
решения (решил пример – проверь себя, убедись, что твое решение верное, –
приступай к решению следующего примера), поддерживают активный
интерес к учебе.
Главное в обучении учащихся – элемент самоконтроля научить их
контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы,
мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и
каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях.
Предупреждение ошибок при изучении письменных приемов сложения и
вычитания
Письменное сложение и вычитание в сравнении с умножением и
особенно письменным делением являются сложными арифметическими
действиями. Однако их усвоение связано с рядом трудностей, которые
нередко служат причинами, порождающими ошибки при выполнении
сложения и особенно вычитания многозначных чисел.
Отметим некоторые особенности и трудности изучения письменного
сложения и вычитания. Теоретические основы вычислительных приемов
сложения и вычитания многозначных чисел – правила сложения суммы с
суммой и вычитания из суммы.
При письменном сложении и вычитании многозначных чисел
применяется прием поразрядного сложения и вычитания. Поразрядное
сложение и вычитание чисел можно выполнять при разных записях: в строку
или столбец.
Однако при любой форме записи примеров на сложение или вычитание
важно добиться от учащихся сознательного выполнения следующих
операций:
1. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Умение прибавлять сумму к сумме или вычитать из суммы сумму,
удобным способом.
3. Умение выполнять раздробление единиц любого разряда в единицы
любого разряда и обратное преобразование – превращение. Кроме того, успех
формирования твердых навыков письменных вычислений зависит от того,
насколько прочно учащиеся усвоили таблицу сложения однозначных чисел в
пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Приведем примеры некоторых упражнений:
1. Запишем следующие числа в виде суммы различных слагаемых: 408,
48,480, 126, 621, 162, 102, 12.
2. Запишем числа, состоящие из 5 единиц и 4 сотен, из 8 сотен и 3
десятков, из 2 единиц
I разряда, из 6 единиц
II разряда и 1 единицы
III
разряда, из 6 единиц III разряда и 2 единиц
I разряда. Представь эти числа в
виде суммы различных слагаемых.
3. Выполните сложение и вычитание:
520 + 6 800 + 40 300 + 20 + 9
260 – 60 705 – 700 258 – 50 – 8.
4. Вычисли:
8 ед + 4 ед
7 дес + 6 дес
12 сот + 9 сот
15 дес + 9 дес
5. В следующих числах 42 дес, 15 дес, 28 дес, 36 дес – назови сколько
всего единиц, сколько отдельно десятков и сотен.
6. Вычисли значение выражения:
( 27 + 5) + ( 45 + 3 ) ( 100 + 6 ) + ( 100 + 50 + 3 )
( 18 + 26 ) – ( 16 + 8 ) ( 400 + 30 + 5 ) – ( 20 – 3 )
( 500 + 40 + 5 ) + ( 20 + 3 ) ( 300 + 8 ) – ( 200 + 3 ).
При выполнении подобных упражнений учащиеся закрепляют
следующие знания по нумерации: принцип поместного значения цифр
(позиционный принцип записи чисел), понятие десятичной системы
счисления, образование чисел и др. Например, выполняя первое задание,
ученики рассуждают так: «В числе 408 – сотни и 8 единиц. Это число можно
представить в виде суммы таких разрядных слагаемых: 400 и 8, запишу 400
+ 8 = 408».
При составлении числа из разрядных слагаемых подчеркивается роль
нуля в записи чисел (задание 2): 405, 830, 162, 602. Нули обозначают
отсутствие единиц первого или второго разряда.
Знание десятичного состава числа закрепляется при выполнении третьего
задания. Учащиеся рассуждают так: «520 – это 5 сотен и 2 десятка, прибавить
6 единиц, получится 5 сотен, 2 десятка и 6 единиц, то есть число 526; 8 сотен
и 4 десятка – это 840; 260 – это 2 сотни и 6 десятков. Если вычесть 6
десятков, останется 2 сотни, или 200».
Особое внимание обращается на выполнение упражнений 4 и 5.
Учащиеся устно объясняют: 8 ед. и 4 ед. – получили 12 единиц, или 1 десяток
и 2 единицы; 7 дес. и 6 дес. – это 13 десятков, или 1 сотня и 3 десятка.
Аналогично выполняют задание, в котором надо установить количество
единиц, содержащихся в числе, а также число единиц каждого разряда.
Учащиеся объясняют так: в числе 42 десятка – 4 сотни и 2 десятка, всего 420
единиц; в числе 15 десятков – 5 десятков и 1 сотня, всего 150 единиц».
При выполнении задания 6 обращается внимание на случаи сложения
двух сумм, содержащих разное число слагаемых. Учащиеся объясняют:
«Нужно вычислить значение выражения ( 200 + 40 + 5 ) + ( 20 + 3 ). Будем
сотни складывать с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами.
Запишем: 200 + ( 40 + 20 ) + ( 5 + 3 ) = 200 + 60 + 8 = 268.
В подготовительный период следует включать при повторении таблицы
сложения и соответствующих случаев вычитания. Например:
1.
Заполни таблицы:
+ 5
– 3
+ 7
+ 0
6
11
8
4
11
7
5
8
0
0
9
2. Сравни выражения и поставь знак >, < или =:
12 – 7 ... 5 + 0 11 – 11 ... 0 + 11
10 – 0 ... 9 + 9 0 + 0 ... 0 – 0
3. Закончи запись:
11 – 3 = 8 + ... 15 – 0 = 14 + ...
7 + 9 = 17 –… 23 – 23 = 0 + ...
С письменными приемами сложения и вычитания учащиеся впервые
знакомятся при изучении концентра 1000. При этом письменное сложение и
вычитание изучается параллельно в два этапа.
На первом этапе рассматриваются случаи сложения трехзначных чисел
без перехода через десяток и случаи вычитания, в которых не приходится
занимать единицу высшего разряда. Например, 245 + 324, 857 – 536.
На втором этапе рассматриваются более сложные случаи сложения и
вычитания трехзначных чисел. Например, 375 + 246, 714 – 258.
Для выработки навыка быстрых и правильных вычислений включаются
упражнения с разными заданиями. Например:
1. Вычисли сумму:
89 + 245 603 + 247 283 + 24 + 407
567 + 43 428 + 408 134 + 49 + 577.
2. Вместо окошка запиши пропущенные цифры:
248
107
45
420
+
+
+
+
292
59
669
57
54
1 6
7
+
123
0
3. Реши уравнение:
х – 25 = 347
х – 186 = 590.
4. Сравни выражения и установи, правильно ли поставлены знаки >, <, =:
546 + 29 < 239+ 370
71 + 439 = 156 + 354
694 + 88 > 457 + 236.
5. Установи, в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему
примеры решены неправильно, реши их правильно:
398
542
153
603
+
+
+
+
212
26
259
245
600
702
412
808
Выработке вычислительных навыков письменного вычитания
способствуют упражнения следующего характера:
1. Реши примеры на вычитание и проверь их сложением:
825 – 74
541 – 129.
2. Реши примеры на сложение. Сделай проверку, составив по два примера
на вычитание:
58 + 409
136 + 795.
3. Вместо окошечек поставь нужные цифры:
356
853
412
364
–
–
–
–
24
2
3
18
2
44
3 2
5
4. В окошко запишем нужное число так, чтобы запись была верной:
594 – 148 > 623 –
402 –387 = 857 –
5. Установи в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему
примеры решены неправильно, реши их правильно:
635
407
821
–
–
–
204
156
348
401
251
583.
6. Проверь, правильно ли поставлены знаки >, < или =:
709 – 67 > 524 + 107
524 – 215 = 756 – 147
307 + 294 < 922 – 209.
Описанная работа создает благоприятные условия для формирования
навыков письменных вычислений при изучении сложения и вычитания в
третьем классе.