"РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Автор: Демьянова Ольга Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Гимназия Марьина Роща им. В.Ф. Орлова (СП 1572) Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: "РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" Раздел: начальное образование
«ГИМНАЗИЯ МАРЬИНА РОЩА ИМЕНИ В.Ф. ОРЛОВА»
улица Октябрьская, д.81, Москва, 127521 E-mail:
237@edu.mos
телефон: (495) 689-11-24, факс (495) 689-11-06
ОГРН 1157746654141, ИНН 9715206976 КПП 771501001
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ
В РАЗВИТИИ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учитель начальной школы СП 1572
Демьянова Ольга Григорьевна
телефон +79855544093
г. Москва
2016 учебный год
Согласно ФГОС, задача учителя начальной школы не только
сформировать основу знаний учащихся, но и научить их самостоятельно
мыслить и творчески работать, производить простые логические действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные
логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержения).
По мнению психологов, логическое мышление не является природным
даром, которым может обладать ученик или не обладать. При правильной
организации специальной развивающей работы над формированием и
развитием логических приёмов мышления младших школьников, можно
достичь позитивных результатов независимо от исходного уровня развития
ребёнка. Возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-
действенного мышления ребёнка к образному, а потом и к логическому даёт
математика.
В настоящее время математика,
как живая наука с многосторонними
связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и
практики, является базой научно-технического прогресса. Одной из основных
целей изучения математики в начальной школе является формирование и
развитие абстрактного мышления младшего школьника. Именно в процессе
изучения математики может быть сформировано логическое,
алгоритмическое мышление и другие его качества - гибкость,
конструктивность, критичность и т.д.
Сформированное умение ребенка правильно рассуждать, дает
возможность обучения доказательству. Человек с хорошо развитым
логическим мышлением умеет мыслить, не допуская ошибок в суждениях.
Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов
и ошибок в практической деятельности.
Развитие мышления детей в начальной школе берёт начало от
способности анализировать определенный предмет и явление, к способности
анализировать связи между этими предметами и понятиями.
Опыт
показывает, что детям младшего школьного возраста доступно выделение
главных признаков, их распознавание в новых предметах и фактах,
оперирование сводом понятий, переходам к выводам, поиск и установление
связей, группировка предметов по определенным признакам. (В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, К.И. Некрасова и др.)
За время обучения в начальной школе можно выделить несколько
этапов развития логического мышления, на которые должен обратить
внимание педагог для правильного развития всех мыслительных операций
младших школьников:
- первый этап - знакомство с признаками понятий;
- второй этап - формирование элементов абстрактного мышления;
- третий этап – формирование умения сравнивать, с опорой на существенные
и несущественные признаки предметов и явлений;
Эти этапы реализуются в 1-2 классах начальной школы.
- Четвёртый этап - формирование способности вычленять широкие и узкие
понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
- Пятый этап – формирование умения анализировать, устанавливать связи
между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность,
следствие и причина и др.).
К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформированы
такие операции логического мышления, как обобщение, классификация,
анализ и синтез.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта
именно в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным,
нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей
психического развития младших школьников, а также понимание конечных
целей обучения.
Главная работа для развития логического мышления должна вестись с
текстовой задачей, так как в ней заложены основные возможности для
развития мышления детей. Кроме того следует применять математические
игры, это игры, в которых смоделированы математические закономерности,
построения и отношения. Разновидностью математических игр и задач
являются логические игры, задачи, упражнения, интеллектуальные задачи на
нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел,
недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе
выбора этой фигуры и т. д.)
Таким образом, наиболее благоприятным периодом для развития
логического мышления является возраст до 12-14 лет, поэтому целесообразно
начать развитие логического мышления с первого класса. Развитие
познавательных процессов младшего школьника будет проходить более
продуктивно под целенаправленным воздействием педагога. Инструментами
такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи
применяемые на уроках математики.