Автор: Максимова Анна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект литературной гостиной в 1 классе Тема: "Играем,читаем стихи". Раздел: начальное образование
разработана и проведена:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с
углублённым изучением предметов
художественно-эстетического цикла
им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург 2016г.
Актуальность темы
Проведение литературных гостиных практикуется в средней и
старшей школе. Недавно появились рекомендации по проведению
литературных гостиных в начальной школе, начиная со второго
класса. Такая форма работы дает хорошие результаты в классе со
средним или сильным уровнем успеваемости.
У меня возникла необходимость в проведении литературной
гостиной в первом классе общеобразовательной школы не потому,
что класс был сформирован из хорошистов и середнячков, а
совсем наоборот.
Зная, что это достаточно сложная форма работы, как для
подготовки учителя, так и для восприятия школьников, я все-таки
решила попробовать, следя за тем, чтобы не было перегруженности
у детей.
Причины:
Основной причиной выбрать такую форму деятельности, как
литературная гостиная, явилась крайне низкая мотивация
первоклассников к обучению и общению и то, что родителей это
ничуть не беспокоило.
Анализ:
Мной была проведена методика «Сделаем вместе», которая
выявила низкую мотивацию к обучению и общению.
(Источник:
Методика
«Сделаем
вместе»
/
Диагностика
эмоционально-нравственного
развития.
Ред.
и
сост.
И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.)
Данная методика предназначена для диагностики поведенческого
компонента, проявляющегося во взаимодействии со сверстниками.
Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как
правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание
контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание по-
мочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с
ним.
Проведение методики:
Для проведения методики необходимы мозаика и картинки с
изображением предмета, состоящего из небольшого количества
мозаичных фигур.
Средний балл по методике «Сделаем вместе»
№ задания/
грани
Общий балл
класса
Ср. балл
девочек
Ср. балл
мальчиков
1/ max.0 ,min10
5,9
4,2
7,6
2/ max.8,min 0
7,1
8.5
Целеполагание литературной гостиной:
1.
Информационно – предметная цель- освоение школьной
программы по литературному чтению с показом презентации.
2.
Деятельно-коммуникативная- развитие письменной и устной
речи, как средство общения ребенка из позиции "слушатель" в
позицию " соавтор, изменение дошкольной художественно-
игровой позиции на художественно- коммуникативную
позицию читателя , автора, исполнителя.
3.
Становление навыков чтения текста и эмоционального
интонационного воспроизведения его в речи.
4.
Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет
произведения, выделяя составляющие его события и
осмысливая связь между ними;
5.
Выработка внимательного отношения к литературному
тексту;
6.
Раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1.
Знакомство с элементами структуры произведения (текста и
художественного мира) и связи между ними;
2.
Становление навыков чтения текста и эмоционального
интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с
особенностями графического изображения (формы текстов);
3.
Развитие воображения, адекватно воссоздающего
художественный мир произведения и способствующего
возникновению понятий-образов, понятий-представлений;
4.
Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет
произведения, выделяя составляющие его события и
осмысливая связь между ними;
5.
Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой
основе устанавливается сходство произведений, к одному
виду, типу, жанру;
6.
И, как результат, развитие устной и письменной речи
учащихся, развитие самостоятельного литературного
творчества детей.
Этапы проведения литературной гостиной:
Активная деятельность школьников может проявляться на
различных этапах работы, где ребёнок добивается успеха среди
ровесников и приобретает интерес к групповой деятельности. .
Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и
исполнителями было как можно большее количество школьников в
классе. ( чтобы в связи с частыми пропусками детьми школьных
занятий по болезни или другим причинам не сорвалось намеченное
мероприятие). Наконец, эта форма работы не допускает большого
количества зрителей, она требует камерной обстановки
Этапы:
1.
Определение темы (Выбор детьми стихов, которые им
хотелось бы прочитать).
2.
Разработка сценария. Подготовка учащихся, репетиции.
3.
Создание соответствующего интерьера, декорации (если есть
необходимость), костюмы.
К сожалению, в нашем случае, оформление гостиной было
невозможно по причине отсутствия денег у родителей и неумению
детей держать карандаш, отсутствие элементарных навыков
рисования и работы по раскраскам.
4. Создание эмоционального настроя с помощью музыкальных
фрагментов.
5. Выразительное чтение стихов, музыкальное их
сопровождение, прослушивание песен, участие в сценках.
6. Рефлексия.
Подведение итогов. Зрители делятся своими впечатлениями.
7.
Анализ мероприятия.
Сценарий литературной гостиной:
Учитель/ Ведущий:
— Ребята, открываем нашу первую литературную гостиную.
— Что такое гостиная?
Гостиная- это место где собираются люди по интересам:
художники, поэты, композиторы, писатели и обсуждают,
показывают свои произведения. Мы собрались вместе для того,
чтобы почитать друг другу и гостям стихи, которые вам
понравились и познакомиться с поэтами этих стихов, просмотрев
небольшие презентации об их творчестве.
1.
Итак, Марина Ивановна Цветаева. (слайды №1-5)
2.
Алина с Лизой читают стихотворение Цветаевой «Девочка в
красном и девочка в синем»: (слайд № 6)
Девочка в красном и девочка в синем
Вместе гуляли в саду.
— «Знаешь, Алина, мы платьица скинем,
Будем купаться в пруду?».
Пальчиком тонким грозя,
Строго ответила девочка в синем:
— «Мама сказала — нельзя».
3.
(слайд №11)
Я люблю стихи ужасно…
Сяду с книжкой на крыльце:
Строчки катятся согласно,
Рифмы щелкают в конце,—
Словно умный соловей
На тенистом деревце
Распевает средь ветвей.
Завела себе тетрадку
И решила наконец,—
Засушила в ней я мятку,
Надписала: «Мой дворец».
Утром спрячусь и сижу,
А потом на ключ в ларец,
Никому не покажу!
5.
Джанни Родари. (слайды № 12-18 )
6.
Стихотворение Джанни Родари «Лежебока». (читает
Залесный Костя): (слайд №19).
В понедельник
Я проснулся,
А во вторник
Я зевнул,
В среду
Сладко потянулся,
А в четверг
Опять заснул.
Спал я в пятницу,
В субботу
Не ходил я
На работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
7.
Роберт Стивенсон. (слайды № 20-24)
8.
«Стихотворение без названия» (читают Бессонова Катя ,
Муратов Антон) (слайд № 25)
Вкруг лампы за большим столом
Садятся наши вечерком.
Поют, читают, говорят,
Но не шумят и не шалят.
Тогда, сжимая карабин,
Лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой
Между диваном и стеной.
Меня никто не видит там,
Ложусь я в тихий мой вигвам.
Объятый тьмой и тишиной,
Я - в мире книг, прочтенных мной.
Здесь есть леса и цепи гор,
Сиянье звезд, пустынь простор -
И львы к ручью на водопой
Идут рычащею толпой.
Вкруг лампы люди - ну точь-в-точь
Как лагерь, свет струящий в ночь,
А я - индейский следопыт -
Крадусь неслышно, тьмой сокрыт...
Но мама уж идет за мной.
Чрез океан плыву домой,
Печально глядя сквозь туман
На берег вычитанных стран.
Вкруг лампы люди - ну точь-в-точь
Как лагерь, свет струящий в ночь,
9.
И закрываем мы нашу литературную гостиную стихами
знаменитой русской поэтессы Агнии Львовны Барто
(слайды № 26-30)
10.
Стихотворение «Скакалка»
(читают Бессонова Катя, Козырева Ульяна, Ефремова
Лиза, Муратов Антон) (слайд № 31)
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Я ужасно возмутился
в голове ужасный звон
Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...
— Ну
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
11.
Ещё одно стихотворение Барто «Снегирь» вам прочитают
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Иэ-за этой самой птицы
Ты ревел четыре дня ?.
Думал, мама согласится —
Будет птица у тебя?
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне
про пальто.
Что в карманах по дыре,
И, вообще, ты дерешься я во дворе,
И поэтому ты должен
Позабыть о снегире.
Он ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Он нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Он послушно надевал,
До того он был хорошим
Сам себя не узнавал.
Трудно ж было жить на свете?
да, по правде говоря,
я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Он с девчонками не дрался.
Как увидит он девчонку,
Погрозит ей кулаком
И скорей идет в сторонку,
Будто с ней он незнаком.
Мама очень удивилась:
Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной! —
И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.
Добивался он упрямо,
Повозился хоть не зря.
Ага
— Чудеса,— сказала мама
И купила снегиря.
Ты принес его домой.?
Наконец теперь он твой!!!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Значит, снова можно драться
Завтра утром во дворе!!!
— Вот закончилась наша первая гостиная, вы не запомнили
наверно всех поэтов с первого раза, но вы ещё много раз встретите
эти имена и в начальной школе и в средней, и в старшей.