Автор: Максимова Анна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект классного часа в 1 классе Тема: "Нецензурные слова в начальной школе" Раздел: начальное образование
в 1 классе по теме:
«
Нецензурные
слова
в
начальной
школе
».
Урок разработан и проведён:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с
углублѐнным изучением предметов
художественно-эстетического цикла
им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург 2016г.
Тема классного часа:
«Твори добро. Не отвечай на козни
Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока еще не поздно,
Не отвечай потоком бранных слов…»
(Шмидт Юрий)
Актуальность выбранной темы:
По данным статистики утрачиваются традиции семейного
чтения : в 1970- е годы регулярно читали детям в 80% семей,
сегодня — только в 7%. Когда перестают читать взрослые, то дети
не только перестают читать , они перестают слышать дома
хорошую красивую литературную речь. И если в семье низкая
речевая (и поведенческая) культура, то ребенок лишается
возможности достойно овладеть родным языком. В современной
семье родная речь де - факто становится все более примитивной; и
как результат в детской речи появляются жаргонные и нецензурные
слова.
Младшие школьники, как правило, используют матерные слова
в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки,
поговорки). Истоки этого словесного запаса, естественно, следует
искать в окружении детей, то есть в семье и компании сверстников.
Низкий уровень словарного запаса и наличие в нем ненормативной
лексики затрудняет обучение детей в школе и общение детей
между собой, т.е. первоклассники обладают низкой мотивацией к
обучению и общению при полном безразличии родителей, не
считающих это проблемой. Нецензурные выражения довольно
быстро становятся словами-паразитами. Учитывая невеликий
словарный запас ребенка, матерные слова становятся прекрасным
средством передачи мыслей и эмоций.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников 1 «В»
класса, следует заметить, что дети не дополучают родительского
внимания и конечно воспитания элементарным правилам общения
и поведения. Данный урок направлен на раскрытие понятий
«хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» через примеры жизненных
ситуаций, игровые моменты, практические упражнения тренинга и
самооценку личного жизненного опыта.
Цель урока: повысить речевую культуру учащихся.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД :
- регулятивные: развивать умение разрешать конфликтные
ситуации.
-коммуникативные:прививать взаимопонимание друг друга.
-познавательные:формировать представление о нормах речевой
культуры.
Личностные УУД:
- формировать представление у учащихся о влиянии мата на их
здоровье;
Оборудование : иллюстрации;карточки (раскраски / тест),
презентация на интерактивной доске.
Ход классного часа:
I.
Организационный момент.
II.
Объявление темы классного часа.(слайд №1) Чтение
сказки Ш.Перро «Волшебница»(«Подарки феи»).
Жила когда-то на свете вдова, и были у неѐ две дочери. Старшая —
вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а
кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и
мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и
знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.
А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая,
приветливая, кроткая, да к тому же ещѐ красавица, каких мало.
Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без
ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она
заставляла еѐ работать с утра до ночи, а кормила на кухне.
Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в
день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух
часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху
кувшин воды.
(Слайд №2)Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла
какая-то бедная женщина и попросила напиться.
— Пейте на здоровье, тѐтушка, — сказала добрая девушка.
Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом
глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин
так, чтоб удобнее было пить.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:
— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется
подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея,
которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины,
чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неѐ
рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое
слово, которое ты промолвишь, упадѐт с твоих губ либо цветком,
либо драгоценным камнем. Прощай!
(Слайд №3)Когда девушка пришла домой, мать стала бранить еѐ за
то, что она замешкалась у источника.
— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и
вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ еѐ упали
несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.
— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от
удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и
жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в
жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)
Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо
всѐм, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и
сыпались при этом с еѐ уст.
— Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и
старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ
твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется
получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого
всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина
попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.
— Ну вот ещѐ! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала
злючка.
— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на неѐ мать. — И
сию же минуту, без разговоров!
(Слайд №4)Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не
переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой
серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.
Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу
вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та
же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы,
чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней
рассказывают.)
— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам
напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для
этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы
поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне всѐ равно. Пейте,
если хотите…
— Однако вы не очень-то любезны, — сказала спокойно фея. — Ну
что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое
слово, которое сорвѐтся с ваших губ, превратится в змею или жабу.
Прощайте!
(Слайд №5)
Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней
навстречу:
— Это ты, доченька? Ну как?
— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же
мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.
— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое?
Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всѐм виновата. Ну,
поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с
кулаками.
(Слайд №6)
Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.
Там и встретил еѐ молодой принц, сын короля этой страны.
Возвращаясь с охоты, он нашѐл в чаще прекрасную девушку и,
подивившись еѐ красоте, спросил, что она делает в лесу совсем
одна и о чѐм так горько плачет.
— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из
дому!..
Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из
уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил
объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою
историю.
Королевский сын влюбился в неѐ. К тому же он рассудил, что дар,
которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого,
какое могла бы принести ему другая невеста. Он увѐз девушку во
дворец, к своему отцу, и женился на ней.
Ну, а старшая сестра с каждым днѐм становилась всѐ противнее и
несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и
прогнала еѐ из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти
пристанища и умерла, отвергнутая всеми.
(Конец сказки)
III.
Работа по теме классного часа.
–
Сейчас попрошу вас взять карточки, на которых изображены две
сестры, и попрошу вас отнестись к этим изображениям не как к
детским раскраскам, а как к иллюстрациям, пока незаконченным,к
последним двум абзацам сказки. Попробуйте цветом передать
настроение каждого абзаца.
(Дети работают.)
– С
мотрим,наши иллюстрации. Какие яркие, красивые
изображения младшй сестры и какая темень, какой мрак окружают
старшую сестру. А виной всему те нехорошие слова, которые
слетали с еегуб и которые настраивали девушкуна плохое
обращение с людьми. Окружающие ее люди не захотели общаться с
грубиянкой и оставили ее, ушли от нее.
Но так бывает не только в сказках но и в жизни. Бесконечное
употребление скверных, а еще хуже матерных , слов приводит к
тому, что человека бросают все. Остается этот человек один на
один с матерными словами, которые начинают губить его,
отнимать у него здоровье и в результате приводят к ранней,
преждевременной смерти. С древних времен мудрые люди знали о
великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и
объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные
верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение, а
скверные (НЕЦЕНЗУРНЫЕ, МАТЕРНЫЕ) слова приводят к гибели
человека.Однако, большинство из вас не верит, что сквернословие
вредит здоровью. А тем не менее это так.
IV.
Просмотр слайдов по теме «Влияние мата на
здоровье». (Слайды № 7-11)
В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего
оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под
микроскопом.
Сейчас мы с вами видим, что слова с негативным смыслом даже не
образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые,
четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды.
V.
Работа с карточками (тестом).
Выполнение теста по теме: «Непристойные слова в нашей речи».
1.
Часто ли вы употребляете мат в своей речи?
А) Да (или часто)-0б , Б) Нет (редко)-2б , В) Затрудняюсь
ответить (или иногда)-1б
2.
Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной
брани?
А) Да -0б , Б) Нет -2б , В) Затрудняюсь ответить -1б
3.
Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
А) Да -2б , Б) Нет -0б , В) Затрудняюсь ответить -1б
4.
Споткнувшись или ударившись, какая фраза первым делом
вылетит у вас из уст?
А) Мат Б) Закричу «Ой,мама», заплачу. В) Промолчу
А) 0б , Б) 2б , В) 1б
5.
В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?
А) Нет -2б , Б) Часто-0б , В) иногда -1б
(анализ тестирования в приложении)
VI.
Итог урока(слайд №13)
–
Из теста видно, что почти весь класс совсемне употребляет мат в
своей речии не считает нормой поведения употребление скверных
слов. Эти ребята должны помочь, тем, кто иногда сквернословит,
избавиться от вредной привычки. Будем стараться , чтобы в нашем
классе звучали только прекрасные слова. Грамотная речь поможет
не только в учебе, она поможет собрать вокруг себя интересных,
умных друзей, найти любимое дело и окажется, что учиться – это
очень интересно.
«Чтобы не было в жизни ненужных бед.
Надо думать, ребята, над каждым словом.
Ибо слов невесомых на свете нет!»
Приложение №1
Анализ тестирования по теме: «Непристойные слова в нашей
речи».
Весь класс отрицательно ответил на вопрос: « Верите ли вы, что
сквернословие вредит вашему здоровью? »
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Девочки
Мальчики
Класс
Ср. балл по тесту
Ср. балл