"Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС".
Автор: Стульнева Светлана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС". Раздел: начальное образование
Формы и методы развития личностной свободы у детей младшего
школьного возраста в условиях реализации ФГОС.
Использование системы педагогических средств, среди которых сис
-
темообразующим являются игры с правилами, позволяет стимулировать
развитие предпосылок индивидуально-личностных способностей у детей
школьного возраста. В рамках этой ста
дии происходит более интенсивное
становление таких психических ново
образований школьников, как
произвольность поведения, способность к автономии, опыт межсубъектного
взаимодействия и т.д., которые форми
руются в условиях игровой
деятельности. С приходом детей в школу эти новообразования создают более
благоприятные возможности для их гене
рализации в условиях учебной
деятельности. Перейдем к описанию соот
ветствующих стадий развития
личностной свободы у младших школьников.
В развитие личностной свободы у младших школьников В.В. Зайцев
выделяет три стадии.
На первой стадии у учащихся формируется достаточно
высокий уровень автономности в деятельности: они осваивают опыт
свободного выбора учебных заданий; затем свободный выбор заданий
дополняется предварительным целеполаганием, и, наконец, осуществляется
проекция ситуаций, включающая все основные элементы целостной
деятельности: анализ ситуации целеобразование, планирование,
целеосуществление, рефлексию и самооценку.
На второй стадии, у учащихся формируется способность к
межсубъектному взаимодействию в условиях учебной деятельности: они
осваивают опыт совместной предметной деятельности; затем наступает этап
автономной организации внутригрупповой совместной деятельности, и,
наконец, с увеличением степени самостоятельности учащихся в
осуществлении совместной деятельности используются технологии
развивающей кооперации.
На третьей стадии осуществляется преодоление стереотипов мышления
учащихся, у них развиваются креативные (творческие) свойства личности:
осваивается опыт, включающий понимание различного статуса отдельных
элементов знаний, умение предварительно осознанно строить абстрактную
модель логики дальнейшего развёртывания предметного знания с
последующим наполнением данной модели конкретным содержанием; затем
происходит формирование гибкости и прогностичности мышления, и,
наконец, развивается способность свободного выбора, стимулирующего у
учащихся продуцирование способов деятельности при их осуществлении.
Развитие креативного мышления младших школьников
Как отмечалось выше, полноценная личностная свобода не ограничи
-
вается только лишь свободой выбора одного из уже существующих аль
-
тернативных варианта. Она предполагает интегрирование учащимися но
вых
способов решения ситуации выбора. В связи с этим, на завершающем этапе
обучения в начальной школе на первый план выходит работа по преодолению
стереотипов мышления учащихся, развитию у них креативных свойств.
Учитывая, все выше изложенные, особенности развития личностной
свободы у младшего школьника,
мы рекомендуем следующие формы и
методы развития личностной свободы у младших школьников в условиях
реализации ФГОС:
- формирование на уроке ситуации свободного выбора и творческого
нахождения способов деятельности при их осуществлении;
- планирование собственной деятельности учащимися;
- работа по постановке младшими школьниками цели урока;
- самостоятельная оценка учащимися собственной деятельности, своего
товарища, работы коллектива в целом.