Проектирование "От замысла к реализации" для 2 класса
Автор: Дьячковская Ольга Ильинична Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова" Населённый пункт: село Кюпцы, Усть Майского района, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: рабочая программа внеурочного курса Тема: Проектирование "От замысла к реализации" для 2 класса Раздел: начальное образование
«Проектирование «От замысла к реализации» для 2 класса.
Составитель: Дьячковская О.И. учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»
Пояснительная записка.
Программа внеурочной проектной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе «Примерной программы
«Проектирование в начальной школе». Шатилова М.Ю., Волгоград, изд. Учитель.2013. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном
процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для
этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Цель программы : трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, обучение специальным знаниям, формирование и
развитие навыков исследовательского поиска,
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
– в определённой степени неповторимость и уникальность.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения
регулятивных мета-предметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями,
исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его
выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом –
презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с
историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою
Родину.
Использование в образовательном процессе
жизненных задач , предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо
профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к
деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных,
метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая
избыточность способствуют формированию
познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач,
составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень
регулятивных учебных действий. Часто
жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для
освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами.
Ожидаемые результаты.
Знать: основные особенности проведения исследований разных видов, методы исследования, правила выбора темы и объекта исследования, правила успешной
презентации работы.
Уметь: самостоятельно выбирать тему и объект исследования, правильно определять круг вопросов, выделять основные понятия, предлагать примеры,
сравнения и сопоставления относительно определенной темы, делать выводы и умозаключения, указывать пути дальнейшего изучения объекта, презентовать
свою работу.
Календарно – тематическое планирование.
№
Дата
Тема
Планируемые результаты.
1-2
Что такое исследование?
Регулятивные: : составлять план и
последовательность действий.
вносить необходимые дополнения и
изменения в план и способ действия в
случае расхождения эталона,
реального действия и его результата.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, выбирать
наиболее эффективные способы
решения задач.
Коммуникативные: осуществлять
взаимный контроль; адекватно
оценивать собственную работу и
работу одноклассников, строить
монологическое/диалогическое вы-
сказывание
3-4
Кто такие исследователи?
5-6
Основные методы исследования. Как задавать вопросы.
7-8
Как выбрать тему.
9-10
Как ставить цель , задачи.
11-12
Коллективная игра исследование.
13-16
Творческая работа.
17-18
Учимся выделять главное и второстепенное
19-20
Схема исследования
21-23
Защита исследовательской работы.
24-27
Творческая работа.
28-29
Роль исследований в нашей жизни.
30-33
Учимся видеть проблемы.
34-36
Методы исследования. Как провести эксперимент?
37-41
Творческая работа.
42-45
Выполняем логические операции. Творческое воображение.
46-49
Учимся делать выводы и умозаключения.
50-56
Творческая работа.
57-59
Презентация исследовательской работы.
60-63
Работы других
64-67
Проекты на свободную тему. Защита.
68
Итоговое занятие.