Автор: Ковалёва Лидия Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ школа № 2026 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Школа, опыт работы" Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная
на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. В рамках
реализации федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС) второго поколения. Отличительной особенностью стандартов
второго поколения является требование организации внеурочной
деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного
процесса в школе.
3 слайд (3)
В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-
ориентированный процесс, который объединяет все виды деятельности
(кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их
развития, воспитания и социализации.
4 слайд (3)
В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь
следующих результатов:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни;
5 слайд (5)
формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества - (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура)
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
формирования коммуникативной, этической, социальной,
гражданской компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа
жизни.
6 слайд (3)
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет
решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
7 слайд (3)
·
улучшить условия для развития ребенка;
8 слайд (2)
·
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
9 слайд (3)
Психофизические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность
произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость) приводят
к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения
двигательного режима, быстрое переключение с одного вида
деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще
очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в
дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому,
использование таких форм образовательного процесса как целевые
прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое
значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать
формированию логического мышления на первых этапах обучения в
школе.
10 слайд (4 )
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности:
11 слайд ( )
1.
Нравственное направление реализуется через беседы на классных
часах, через встречи, организованные с людьми из различных
организаций .
Мы предлагаем изменить название направления работы с
нравственного на духовно-нравственное, с целью соответствия
требованиям ФГОС.
12 слайд ( 3)
2.
Познавательное направление реализуется через такие формы как
технического творчества, интеллектуальные клубы, детские
исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны и т.п.
13 слайд ( )
3.
Гражданско-патриотческое направление
реализуется
через такие формы как клуб, объединение, организация школьного
музея и т.п.
14 слайд ( 2)
4.
Коллективно-трудовое направление реализуется через такие формы
как субботники, дежурство па классу и по школе (с учетом
возрастных особенностей детей).
15 слайд (2 )
5.
Художественно-эстетическое направление реализуется через такие
формы как кружки художественного творчества, прикладного
искусства, посещение музеев, кино, театров и т.п.
1
6 слайд (4 )
6.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие
формы как секции, соревнования, спартакиады, игры, слеты.
Мы предлагаем разделить
спортивно-туристическое направление
работы на два направления:
спортивно-оздоровительное и
туристско-краеведческое. На наш взгляд это два различных вида
деятельности, которые имеют разные цели и разные формы работы.
17 слайд (4 )
Ожидаемые результаты
1)
знания, умения и навыки, сформированные у школьников в
процессе занятий в объединениях дополнительного
образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных
воспитательных дел
18 слайд ( 2)
2) достижения учащихся в различных видах внеурочной деятельности.
Как классные руководители мы не учитываем в плане воспитательной работы
кружки дополнительного образования, но ведем карты посещения детьми этих
объединений, как в школе, так и за ее пределами. Вместе с тем во внеурочной
образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая
деятельность, факультативы и др. Многие учителя начальных классов ведут занятия в
объединениях дополнительного образования. Сергеева Г.Ю. - «Кукольный театр»,
Давыдова О.А. – лепка из соленого теста «Соленушка», Авагян Л.А. – конструирование
«Легоконструирование», Ковалева Л.И. – роспись «Декоративная роспись и
аппликация», Лазарева А.Ф. – конструирование «Математическое конструирование»
19 слайд (2 )
При организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов
образовательным учреждением могут использоваться возможности всех субъектов
внеурочной образовательной деятельности – тех, кто может вести данную
деятельность: помимо учителей начальных классов, воспитатели ГПД;
преподаватели-предметники; родители обучающихся; учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта; социума. В период каникул для
продолжения внеурочной деятельности проводятся различные мероприятия –
поездки на экскурсии, в кинотеатры, театры и пр.
20 слайд ( 1)
Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно
стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное
приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной
образовательной деятельности.
Можно выделить следующие уровни внеурочной образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом:
приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами:
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной
программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных
результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться
действовать, чувствовать, принимать решения.