Автор: Ковалёва Лидия Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ школа № 2026 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Нельзя быть счастливым не умея читать" Раздел: начальное образование
Детская литература является одним из действенных средств воспитания
подрастающего поколения.
Долг старших – с нетерпением и любовью лепить характер будущего человека так,
чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было
гармонично.
Детская литература – верное средство для этого. Показывая ребенку красоту и
многообразие человеческих чувств, она возбуждает в нем ответные чувства и среди
них – одно из самых ценных – чувство юмора. Вот почему нет настоящего детства без
веселых, но и по – настоящему мудрых произведений С. Я. Маршака, А.Л. Барто,
С.В .Михалкова, Н.Н. Носова, Б. Заходера, Г.Остера, Э Успенского и других детских
писателей, понимающих, что юмор – это порой кратчайшее расстояние между самой
серьезной проблемой и сознанием ребенка.
Но как же воспитать у детей интерес к чтению? Любовь к книге?
В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют незначительные, на
первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто
полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это
вызывает подлинный интерес детей к книге.
Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать
следующий прием. Кто – нибудь из взрослых начинает читать вслух. На самом
интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием
узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает
читать самостоятельно.
Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за
самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого –
нибудь рассказа. Ребенок обязательно спросит: « А что дальше? Расскажи, что было
потом». В ответ надо дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересного!»
Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание
иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное.
Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и
предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Важно научить
ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Надо
стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном.
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, прослушивание
аудиозаписей сказок, рассказов. Это сближает родителей и детей, помогает родителям
лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе? Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга,
чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по – очереди: сегодня
– отец, завтра – сын. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о
прочитанном.
И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного
обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу. Ведь: «Тот, кому не доступно
искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда». Так писал
В.А.Сухомлинский. «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но