"Нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности"
Автор: Резникова Ольга Александровна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ школа № 2026 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности" Раздел: начальное образование
во внеурочной деятельности.
Учитель ГБОУ школа № 2026, Москва
Резникова Ольга Александровна
Аннотация: В статье рассматриваются роль учителя, в нравственном
воспитании младшего школьника во внеурочной деятельности.
В.А. Сухомлинский : «…оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в
решающей степени зависит, каким человеком он станет…».
Фридрих Адольф Дистиверг: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя».
Предъявляются ли сегодня требования к тому, кто стал учителем: что он за
человек, как стал учителем, чем дышит, о чём мыслит… Значит ли это, что воспитание
нравственных качеств в младшем школьнике напрямую зависит от нравственных
качеств самого учителя? Конечно, да.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008
г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным
принципам», которые лежат в основе современной государственной политики,
«выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем
представить себе нашу страну».
Великий русский ученый П.Ф. Каптерев считал, что основой совершенствования
человеческой природы является саморазвитие организма в процессе обучения и
воспитания. «От воспитания и образования все ждут,- пишет русский ученый, - чтобы
через них люди делались лучше, чем каковы они есть по своей природе, а не хуже или
не оставались бы в том же положении» [1]. Значит, сам педагог должен быть
высоконравственной личностью.
Встает вопрос: «Что же такое нравственность? И что такое нравственный идеал?
Нравственное воспитание?»
Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это
нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных
произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от
мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. И. Кант характеризовал
нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с
«совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек
развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним
на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал [2].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли,
совести человека» [2].Он считал: «Нравственный - противоположный телесному,
плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта
вещественного» [2].
1
С.И. Ожегов рассматривал понятие нравственность по-новому: правила,
определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в
обществе, а также выполнение этих правил, поведение [9].
П.И. Подласый раскрывает понятие «нравственное воспитание» как
целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих
требованиям общественной морали [2].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
педагогический процесс. К 6 годам начинается формирование психологической
готовности к школьному обучению, и становление её предпосылок связано с кризисом
6-7 лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С.
Выготский [4].
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает
манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка
проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С.
Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный
период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг
становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок
понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него
смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением
переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру [4].
По мнению Л.И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования
– так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не
задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для
него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального
«я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость. Появляется
потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию.
Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой
находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого
беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому
может осуществлять социально значимую деятельность [3].
Многочисленные исследования педагогов и психологов (И.С. Марьенко, Э.А.
Черниковой, Б.Г. Ананьева, Е.А. Щербаковой и др.) позволили установить, что именно в
младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление детьми
положительного нравственного опыта [4].
Теоретический анализ проблемы показал, что без целенаправленного
формирования нравственного опыта невозможно воспитание у детей стойких
убеждений, умения жить и работать по нормам морали. Каждый учитель, по мнению
Ш.А. Амонашвили, должен «обладать всеми качествами, которые он хочет взрастить в
своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком.
Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того,
чтобы воодушевить их мечтой о будущем…» [8].
Поскольку в начальной школе основной потребностью младших школьников
является потребность быть хорошим, учитель заранее должен продумать такие средства
воздействия на личность, с помощью которых данная потребность будет реализована,
эмоционально пережита и выражена впоследствии в деятельности. Именно знания,
чувства и поведение лежат в основе системы воспитания этической культуры, а
средства, которые заранее выбирает педагог, являются стимулами нравственного
развития личности.
2
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению
личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Нравственная
направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей
деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно
проявлять жизненную позицию.
Система этического воспитания на сегодняшний день располагает широким
набором действенных и эффективных стимулов для нравственного развития личности.
К таким можно отнести:
- нравственно-ориентированная игра (например, игра «Свеча» описана А.И.
Шемшуриной) [11];
- беседа, классный час (например, «Красивое – начало в человеке»);
- проектная деятельность (например, проект «Моя семья»)
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность имеет все возможности,
позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности, что помогает
вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в
жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята
заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои
мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их
творчество, индивидуальные способности.
Список литературы:
1.
П.М. Кузьмин К вопросу о педагогических идеях П.Ф. Каптерева // Советская
педагогика, 1940
2.
Ю.К. Бабанский Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
3.
Л.И. Божович О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы
психологии. - М.: Просвещение, 1975.
4.
И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология, 2003
5.
Психология развития и возрастная психология: конспект лекций.
О. А. Ларина , Т. В. Каратьян , А. В. Акрушенко
6.
Ю.К. Бабанский Педагогика. М.: Просвещение, 1998. 479 с.
7.
И.С. Марьенко. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика,
1985. 368 с.
8.
Ш.А. Амонашвили, журнал «Начальная школа», 2011 №6, 1 с.
9.
Словарь русского языка С. И. Ожегов
10. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе.
Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 200
11. З.И. Равкин. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей
теории)//Проблемы педагогического стимулирования и методологии
исследовательской советской школы. Йошкар-Ола, 1972.
3