Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал"
Автор: Холмогорова Юлия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ с. Засопка Населённый пункт: Забайкальский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал" Раздел: начальное образование
Методическая
разработка
1
Холмогоровой Юлии Владимировны
МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край.
Холмогоровой Юлии Владимировны
МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край.
На тему:
Методическая разработка по внеклассной
работе "Проект учебно-исследовательской
экспедиции на озеро Байкал
"
2
•
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни
человека, направленный на профилактику болезней и
укрепление здоровья.
•
В психолого-педагогическом направлении здоровый
образ жизни рассматривается с точки зрения
сознания, психологии человека, мотивации.
•
Актуальность здорового образа жизни вызвана
возрастанием и изменением характера нагрузок на
организм человека в связи с усложнением
общественной жизни, увеличением рисков
техногенного, экологического, психологического,
политического и военного характеров, провоцирующих
негативные сдвиги в состоянии здоровья.
3
В современном обществе все больше и больше возрастает
тенденция вести здоровый образ жизни.
В нашей школе (МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край)
разработана программа для формирования
здоровьесберегающей среды. В основных концептуальных
положениях программы отмечается необходимость
содействия всем участникам образовательного процесса в
приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для
формирования устойчивой мотивации на здоровье и
здоровый образ жизни.
Развить у учащихся интерес к проблемам здоровья,
актуальным для нашего города экологическим проблемам,
способствовать формированию экологической грамотности,
активизировать познавательную и творческую активность в
предметной области
4
"Естествознание" в целом, на наш взгляд, можно через
организацию экспедиции по изучению и охране
уникальных объектов природы. То есть особое внимание
следует уделять поисковой и исследовательской
деятельности, в которой формируется самостоятельная
познавательная активность, необходимая для развития
компетентности. Важно сделать ее интересной,
динамичной, разнообразной.
По нашему мнению, работа и отдых в реальных полевых
условиях, общение с природой способствуют
гармоничному развитию личности, способствуют
нормализации всех составляющих здоровья.
Цель проекта: возрождение субъектной позиции
самого ученика через обучение его навыкам
самообразования, самовоспитания, саморазвития,
самосозидания собственной личности в реальных
полевых условиях на озере Байкал совместно с
проведением оздоровительных мероприятий.
5
Задачи проекта:
•
Определить наиболее значимые способы деятельности и
ключевые компетенции
•
Сформировать необходимые условия и алгоритмы
освоения способов деятельности и ключевых компетенций
•
Создать и отладить учебно-методический комплекс по
овладению учащимися исследовательскими умениями.
•
Спланировать научно-исследовательскую деятельность
учащихся
•
Разработать план мероприятий и режим дня учащихся,
способствующих укреплению здоровья.
•
Провести исследование объектов природы на территории
озера Байкал
•
Обеспечить ежедневное проведение оздоровительных
мероприятий в соответствии с режимом дня
•
Провести досуговые мероприятия, способствующие
сплочению коллектива и положительно влияющие на
психологическое здоровье учащихся
•
Результаты исследовательской деятельности учащихся
представить на школьном НОУ.
6
Место проведения экспедиции:
Озеро
Байкал тектонического происхождения в южной
части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете,
крупнейший природный резервуар пресной воды.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным
разнообразием флоры и фауны, б
о́
льшая
часть видов животных эндемична. Местные жители и многие
в России традиционно называют Байкал морем.
Сроки: Первая декада июля.
В реализации проекта можно выделить
несколько этапов:
1. Подготовительный (январь - июнь)
На этом этапе целесообразно
•
подготовить темы для научно-исследовательской
деятельности учащихся
•
провести анализ литературных источников
•
провести занятия с учащимися, развивающие
исследовательские умения и навыки
•
спланировать режим труда и отдыха в экспедиции
•
разработать досуговые мероприятия для учащихся.
7
Учащимся были предложены следующие темы
исследовательской работы:
•
Географическое положение и размеры котловины
•
Фауна озера Байкал.
•
Свойства воды
•
Рельеф дна озера.
•
Родники, питающие озеро.
•
Гидропланктон озера Байкал.
2 этап - Полевой - Научно - исследовательская
работа на территории Республики Бурятия (июль)
Реализация проекта.
•
Обучение учащихся методикам работы с объектами
живой природы.
•
Исследование объектов природы, сбор данных для
работы над проектами.
•
Обеспечение комфортного и безопасного отдыха и
работы учащихся.
8
В экспедиции соблюдался режим дня, способствующий
сохранению и укреплению здоровья, соответствующий
особенностям физиологического и психоэмоционального
состояния подростков.
В этом возрасте у детей вместе с высокой активностью
наблюдается и повышенная утомляемость. Учитывая это,
был составлен режим труда и отдыха, в котором
чередуются периоды физической, умственной и
эмоциональной активности, а также регулярное и
калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено,
что организм ребенка обладает наивысшей
трудоспособностью в утренние часы, поэтому именно в
это время мы запланировали научно-исследовательскую
деятельность учащихся.
Огромное влияние на укрепление здоровья оказывают
физические нагрузки, соответствующие развитию детей:
утренняя зарядка, подвижные игры (волейбол, эстафета),
плавание, а также заготовка дров, помощь по кухне,
доставка воды с родника.
9
Целебным является, в первую очередь, круглосуточное
пребывание на свежем воздухе вдали от города.
Досуговые мероприятия, должны продолжаться 2-3 часа.
Это оказывает положительное влияние на психологическое
здоровье ребенка, обогащает эмоционально.
Ребенок постоянно должен быть чем-то занят. Поэтому мы
разработали план досуговых мероприятий.
В течение дня идет подготовка, а вечером у костра -
конкурсы, игры, сценки.
План досуговой деятельности
День 1 (заезд): "Давайте познакомимся".
День 2 : Психологическое погружение;
вечером - "Посвящение в экологи".
День 3: "День театра".
День 4: "День Нептуна".
День 5: "Новый год на экваторе".
День 6: "День детектива".
День 7: "Ночной десант".
День 8: Закрытие (концерт, награждение грамотами).
День 9: Экологический рейд по сбору мусора, отъезд.
10
Подъем
Дежурные по кухне
7
30
8
00
-8
10
Гигиенические процедуры, зарядка
8
10
-8
40
Завтрак
8
40
-9
10
Планирование работы на день
9
10
-9
30
Научно-исследовательская работа, кроме1,2,9 дня
9
30
-12
00
Обед
12
30
-13
00
Тихий час (свободное время)
13
00-
14
00
Солнечные, воздушные, водные ванны
14
00
-16
00
Полдник
16
00
-16
30
Подготовка вечернего мероприятия(свободное
время)
16
30
-18
30
Ужин
18
30
-19
00
Досуговые мероприятия
19
00
-21
00
Свободное время
21
00
-22
00
Подготовка ко сну
22
00
-22
30
Отбой, сон
22
30
11
3 этап - Реализация проектов и подведение
итогов (сентябрь - февраль)
•
Отчет о проделанной работе на заседании школьного
НОУ.
•
Проведение рекламных экологических акций в школе с
целью привлечения новых участников к данному
экологическому направлению работы.
•
Обработка результатов и оформление работ в виде
научно - исследовательских проектов. Показ на
школьной НПК, выход на город, на область.
•
Создание презентации, видеофильма: "Озеро Байкал -
жемчужина России".
12
Таким образом, организация экспедиционной работы
способствует укреплению здоровья, всестороннему
развитию учащихся, расширяет их кругозор, обогащает
новыми знаниями в области географии, биологии,
экологии Забайкальского края, способствует развитию
чувства патриотизма, товарищества, воли и стойкости,
любви к природе. Полевые условия закаляют и
укрепляют организм, способствуют выработке полезных
навыков. Таким образом, формируется не только
эколого-валеологическая компетентность, но и
социально-коммуникативная (как сотрудничество с
учителями и сверстниками, постановка вопросов,
разрешение конфликтов и т.д.), что необходимо
каждому человеку для полноценной личной жизни и
работы, активной гражданской позиции и эффективного
включения в жизнь общества.