Программа внеурочной деятельности для учащихся 2 классов "Калейдоскоп здоровья"
Автор: Полынский Виталий Георгиевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 Населённый пункт: г.о. Кинель Самарской области Наименование материала: программа Тема: Программа внеурочной деятельности для учащихся 2 классов "Калейдоскоп здоровья" Раздел: начальное образование
Со здоровьем мы друзья.
Направление: спортивно-оздоровительное
Вид деятельности: игровой
Возраст школьников: 2 класс
Авторы-составители : учителя физической культуры
ГБОУ СОШ №4 г.о. Кинель
п.г.т. Алексеевка Самарской области
Полынский В.Г., Полынский В.В.
2015 год
Пояснительная записка
Быть здоровым — это модно!
Здоровье – это великая человеческая ценность. Природа подарила человеку многое, наделила его огромными возможностями. Но
воспользоваться ими можно лишь при условии, если человек — хозяин самого себя, если он умеет управлять своим телом, умом, душой.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает
школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих.
Программа построена на основе программы курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина, которая рассчитана на учащихся
1 – 4 классов. Данная программа « Калейдоскоп здоровья» является продолжением авторской программы для учеников 1 классов « Будь
здоров , малыш!».
Занятия проводятся во 2 классах в рамках дополнительного образования 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Курс кружка «Калейдоскоп здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматри
-
ваемые в школьной программе по физической культуре, окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укре
-
пить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздорови
-
тельные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и со
-
циальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих забо
-
леваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизнен -
ным ресурсам своего организма.
Актуальность
Рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп здоровья» отвечает требованиям ФГОС, решает образовательные, развивающие
и воспитательные задачи.
Актуальным мы видим воспитать ребенка не только знающего, но и здорового, доброго, способного прийти на помощь в любую
минуту, адаптированного к жизни в обществе. Именно в начальных классах формируется будущее здоровье ребенка, его социальная зна -
чимость и активность, умение находить общий язык со сверстниками , закладывается отношение к себе и окружающим. Данная программа
2
научит ребят вести здоровый образ жизни.
Новизна
В прошлом учебном году мы написали программу для учеников 1 классов « Будь, здоров, малыш!», новая программа « Калейдоскоп здоро-
вья» для учеников 2 классов является продолжением и включает уже блоки для изучения тем в области здоровья на уровень сложнее.
Программа дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих.
И в этой программе всё
обучение построено в виде игровых заданий, они интересны и понятны. В каждый блок данной программы включены мульт-уроки, после
просмотра следует обсуждение, ребята размышляют, задают вопросы, выполняют задания. Это позволяет ребятам раскрывать свои творче-
ские способности, личностные качества. Все задания решаемы, так как сначала в игровой форме происходит объяснение темы, потом в той
же игровой форме дети выполняют задания.
Цель:
Формирование ценностного отношения к здоровью , сохранение и укрепление здоровья , воспитание полезных привычек и пропаганда фи -
зической культуры, спорта.
Задачи:
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
развитие двигательных качеств;
привлечение родителей к совместной спортивной деятельности;
воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;
уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций;
помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Применяемые технологии:
Личностно- ориентированный подход
Здоровьесберегающие технологии
3
Информационные технологии
Метод проектов
Игровые технологии
Ожидаемые конечные результаты :
Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Активизация интереса детей к занятиям физической культурой, спортом.
Сформированность ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих .
Умение выполнять последовательные действия при эвакуации из помещения возникновении пожара.
Представление о внешних проявлениях внутренней культуры, умеют создавать свой положительный образ, соблюдают правила по
-
ведения.
Выработка правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, изучить способы выхода из опасной ситуации и привлече -
ния помощи;
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения данной программы. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
4
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты -
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые
проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интере -
сы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физиче
ские, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных пози -
ций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение,
умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совмест -
ной деятельности.
Метапредметные связи программы
Предмет
Интеграция с другими науками
Содержание программы
Окружающий мир. ОБЖ.
Организм человека.
Красота телосложения.
Наше питание.
Безопасная жизнь.
Мои эмоции.
Я и люди вокруг меня
Осанка – это красиво.
Разговор о правильном питании.
Правила дорожного движения.
Твоя безопасность.
Музыка
Ритм. Такт
Разминки под музыкальное сопровождение
Труд
Трудовые операции.
Выставка аппликаций. Подготовка проектов .
Рисование
Мир художественных красок.
Выставка рисунков.
Физическая культура
Отличие физических упражнений от
трудовой деятельности. Игры.
Развитие основных качеств человека: силы, ловкости,
быстроты, гибкости, выносливости
5
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры и т.д.).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3. Коммуникативные УУД :
Умение донести свою позицию до других
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности .
Методы работы:
лекции;
беседы;
6
диспуты;
ролевые и деловые игры;
практические работы;
праздники
Методические рекомендации
При организации работы должны :
учитывать санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся,
совершенствовать двигательную активность детей: физкультминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортив-
ном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Основные направления содержания программы :
Программа рассчитана на 1 учебный год, возраст детей -8 лет, составляет 34 часа и состоит из 7 блоков:
1 блок - Самопознание. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недо -
статкам. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Пускай, во всем, что совершаешь ты,
Проступит свет душевной чистоты.
Ведь, сила не во внешности твоей,
А в благородстве мыслей и затей.
2 блок – Я и другие. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в об -
щественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
7
На других ты не похож,
Тем для мамы ты хорош.
3 блок – Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена полости рта. Гигиена тела. Гигиена труда и отдыха.
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Профилактика инфекционных заболевании.Микромир: микробы, простейшие, гриб-
ки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях.
Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д. Представление об активной защите - им -
мунитете.
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
4 блок - Питание и здоровье. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники.
Как происходит пищеварение. Режим питания. Традиции приёма пищи в разных странах. Обработка пищевых продуктов перед употреблени -
ем. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
Чтоб мозг и мышцы укреплять,
Нам надо правильно питаться.
5 блок – Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Безопасное поведение на дорогах
.
Основные ситуации-«ловушки», в ко-
торые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с
детьми».Правила безопасного поведения у ж/д путей. Бытовой и уличный травматизм . Опасные факторы современного жилища, школы игро-
вой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
8
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с
крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде.
Блок делится на 2 раздела:
-Безопасность на дорогах.
Где кататься детворе?
На спортплощадке во дворе!
Нет машин, асфальт прекрасный,
Там и ездить безопасно.
- Безопасность в быту, профилактика травматизма
Если дом пожар охватит,
Ты спокойно не сиди
И не прячься под кроватью,
А из дома выходи.
6 блок – Предупреждение употребления психоактивных веществ.
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди упо
-
требляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми, упо
-
требляющими психоактивные вещества.
Порокам, что заводят в Ад,
Мы скажем дружно «Нет!».
Пусть расцветает счастья сад,
Жизнь длится сотни лет!
9
7 блок – Основные физические качества : ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Теория вопроса. Практические занятия. Выпол-
няем правильно упражнения. Развиваемся в игре.
Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура
Учебно-тематическое планирование - 2 класс.
10
№
п/п
Тема
УУД
Всего часов
1.
1 блок - Самопознание.
Проблемное поле: Пускай, во всем, что совершаешь ты,
Проступит свет душевной чистоты.
Ведь, сила не во внешности твоей,
А в благородстве мыслей и затей.
1.Урок-игра « Из чего же сделаны наши мальчишки, из чего же сделаны наши дев-
чонки»
2.Урок- презентация « Познай себя»
3. Урок-диспут « Такие обычные « необычные» люди.
4. Альбом – презентация « Моя семья»
5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Очень важен спорт для всех.
Он - здоровье и успех.
Р.: применять подбор информации
для составления портфолио.
П.: называть органы и части тела,
их функциональное предназначение
К.:
взаимодействовать со сверстни-
ками в процессе совместного освое-
ния занятий о здоровом образе жиз-
ни.
5
1
1
1
1
1
2.
2 блок - Я и другие.
Проблемное поле: На других ты не похож,
Тем для мамы ты хорош.
1 Игра « Правила дружбы».
2. Урок-игра, мультфильм. « Осторожно! Незнакомый человек»
3. Урок - путешествие
4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Р.: применять подбор информации
для составления портфолио.
П.: уметь корректно отказаться от
общения с незнакомыми людьми.
К.: взаимодействовать со сверстни-
ками в процессе совместного освое-
ния занятий о здоровом образе жиз-
ни.
4
1
1
1
1
3.
3 блок- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
Проблемное поле: Есть такие вирусы,
Р.: желание осознавать свои трудно-
сти и стремиться к их преодолению,
5
11
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
1. Учимся чистить зубы с мультипликационными героями
«Кругосветное путеше-
ствие за ослепительными улыбками»
2. Мульт-уроки.
1).«Федорино горе» по мотивам сказок Чуковского.
О том, как плохо быть грязнулей. 2).«Уроки тетушки Совы. Мудрые сказки».
3. Урок-презентация « Скажи микробам «НЕТ! »
4. Твоя безопасность «Способы защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски и
другое »
5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
способность к самооценке.
П: уметь соблюдать элементарные
правила режима питания, навык об-
работки фруктов и овощей перед их
употреблением
К.: слушать собеседника, взаимо-
действовать с учителем, однокласс-
никами для решения конкретных за-
дач, договариваться и приходить к
общему мнению в совместной дея-
тельности.
1
1
1
1
1
4.
4 блок -Питание и здоровье.
Проблемное поле: Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
Чтоб мозг и мышцы укреплять,
Нам надо правильно питаться.
1.Мульт-урок «
Приключения Тани и Вани в стране полезных продуктов»
2.Урок- зачет. Защита проектов « Полезные и вредные продукты»
3.« Овощи и фрукты – полезные продукты»
4
.
Урок-путешествие « Национальная кухня разных стран»
5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Поездка в г. Самара -« Данон»( поговорим о полезных свойствах молочных продук-
тов)
Р.: применять подбор информации
для составления портфолио
П.: развивать умение осознанно и
произвольно строить речевые вы-
сказывания в устной форме.
К.: осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудниче-
стве необходимую взаимопомощь
5
1
1
1
1
1
5
5 блок- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
1 раздел. Безопасность на дорогах.
Проблемное поле: Где кататься детворе?
На спортплощадке во дворе!
Р.: применять подбор информации
для составления буклета
П.: развивать умение осознанно и
произвольно строить речевые вы-
7
12
Нет машин, асфальт прекрасный,
Там и ездить безопасно.
1.У нас в классе гости. « Здравствуйте, инспектор ГИБДД!» ( Говорим о ПДД)
2. Урок- зачет. « Готовим буклеты «Это должен каждый знать»
3.Твоя безопасность « Осторожно, впереди поезд!»
2 раздел. Безопасность в быту, профилактика травматизма
Проблемное поле: Если дом пожар охватит,
Ты спокойно не сиди
И не прячься под кроватью,
А из дома выходи.
1.Мульт-урок « Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»
2.Урок-зачет. Составление буклета « ОБЖ в картинках»
3. В гостях врач. « Здравствуйте, доктор!» (Оказание первой медицинской помощь
при…)
4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
сказывания в устной форме, уметь
прогнозировать развитие ситуации
на дороге
К.: осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудниче-
стве необходимую взаимопомощь
Р.: применять подбор информации
для составления буклета
П.: уметь оказать помощь себе и
другим при простых травмах, уметь
распознавать опасные зоны в поме-
щении, на улице
К.: осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудниче-
стве необходимую взаимопомощь
1
1
1
1
1
1
1
6
6 блок - Предупреждение употребления психоактивных веществ
Проблемное поле: Порокам, что заводят в Ад,
Мы скажем дружно «Нет!».
Пусть расцветает счастья сад,
Жизнь длится сотни лет!
1.Мульт-урок. Наши враги.( Вредные привычки. Вред табачного дыма. Что такое ал-
коголь и чем опасное его употребление)
2.Защита проектов. «Вредные привычки в картинках»
3. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Р.: желание осознавать свои трудно-
сти и стремиться к их преодолению,
способность к самооценке.
П. : понимать, что алкоголизм и нар-
комании - трудноизлечимые заболе-
вания
К.: осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудниче-
стве необходимую взаимопомощь
3
1
1
1
7
7 блок - Основные физические качества : ловкость, выносливость, быстрота,
сила, гибкость.
Проблемное поле: Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура
Р.: желание осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению, способность к
самооценке.
П.: перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
5
13
1. Поговорим о физических качествах.
2. «Веселые старты»
3.Подвижные игры
4.Кокурсная программа « Самые ловкие»
5.Урок- путешествие «На пути Спортландия»
результате совместной работы всего
класса.
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения занятий и
умений о здоровом образе жизни.
1
1
1
1
1
Итого
34ч
14
Используемая литература :
1. Междисциплинарная программа «Здоровье», разработанная авторским коллективом,
под руководством В.Н. Касаткина
2. Физиология и гигиена младшего школьника, 1 - 4 классы.
Авторы: В. И. Кирпичев,
Владос,2002 г.
3.Барышников В.Я. Мы выбираем физическую культуру. - Екатеринбург, 2007г.
4. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.- М.:Медицина.
5. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина.
6.Программа для учеников 1 классов « Будь здоров, малыш!» Авторы: Полынский В.Г.,
Полынский В.В., Самара – 2014 год
7.Интернет-ресурсы:стихи,загадки,рисунки, мультфильмы
15