"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения."
Автор: Шипилова Антонина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Александровская СОШ Населённый пункт: Александровский Карасукский район Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения." Раздел: начальное образование
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на
уроках литературного чтения.
Никто не может сказать, беден он или
богат, заглянув в свою книгу доходов и
расходов. Богатым человека делает его
сердце. Богатство определяется не тем, что
человек имеет, а тем, каков он есть.
Генри Уорд Бигер
Современное общество развивается с умопомрачительной скоростью, давая нам всё больше
и больше материальных благ, достижений прогресса, всё более облегчающих наши
повседневные заботы, делая нашу жизнь увлекательной и беззаботной. И вот в погоне за
этими благами и развлечениями мы как - то всё меньше задумываемся о доброте, сочувствии,
сопереживании. Многие родители, подходя к вопросу воспитания детей, главным считают,
чтоб их « чадо» было обуто, одето и накормлено. Но если спросить их о том, что они хотели
получить в ответ от своих детей в старости, то, скорее всего, мы услышим в ответ: заботу,
почаще навещали, не забывали, общались. Школа же, в последние два десятилетия, была
озабочена больше получением знаний и качеством образования, оставляя воспитание « на
потом». В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности
снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные
первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного
здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-
нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых
моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации
общества, вырождению человека.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении
общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через
который проходят все граждане России.
Школа должна стать школой жизни человека и
одновременно с этим работать на перспективу духовного развития
Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно
здесь закладывается фундамент будущей личности.
В чем же заключается сущность духовно-
нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного,
а не обращаемся к одному из этих понятий? Слово «духовность» употребляются в обиходе
наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят
его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь
определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым,
милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть
духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить
над нашими вчерашними достижениями.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические
ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека
действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и
приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания
человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков
литературного чтения. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с
нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-
вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих
ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и
чувства, и воля. Но если совсем недавно многие учителя говорили о том, что содержание
текстов становится всё более развлекательного характера, что из учебников чтения исчезают
исторические, нравоучительные, воспитывающие рассказы, то с введением ФГОС в книги
вернулись произведения детской литературы, на которых выросло не одно поколение
российских граждан.
В учебнике литературного чтения УМК « Перспектива» авторов Л.Ф. Климанова,
Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий материал разделён на темы: « Любите книгу», « Мир
народной сказки», « Мы - друзья», « Люби всё живое» и др.. В каждой из этих тем множество
материла для воспитания лучших качеств в ребёнке.
Но не просто так духовно-нравственное
содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного
произведения в душу ребенка. Главным условием этого процесса является личностное
восприятие и принятие ребёнком этого произведения. Чтобы добиться этого нужно, чтобы
дети на уроке:
думали над прочитанным;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Наиболее подходящими для этих задач считаю рассказы о детях. Например, при обсуждении
рассказа Н. Носова « Карасик» для личного восприятия ребёнка можно задать вопросы: « Что
вы можете сказать о поступке Серёжи, который предложил поменять рыбку на свисток?
Можно ли было Виталику поступить иначе? Как? Как вы думаете, изменится ли Виталик после
случая с карасиком или нет?»
В своей работе использую инсценирование, которая помогает заинтересовать ученика,
помогает ему « прочувствовать» героев, причины их поступков. Использую следующие этапы
работы:
-определяю, какие случаи из жизни детей могу отразить, изучая произведение.
-прослушиваем произведение ( желательно в исполнении артистов театра). Задаю
вопросы для понимания содержания и эмоциональной окраски.
- предлагаю разделиться на группы для проигрывания литературного произведения.
Предлагаю подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения,
как бы вели себя в аналогичной жизненной ситуации.
- обсуждение характера героев, продумывание поведения, которое можно
использовать при инсценировке.
- выбирают лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев
литературного произведения.
В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций активизируется воображение
ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря
появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их
соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что
учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества,
особенно к сказкам. А сказка это универсальный способ разговора с детьми на духовные
темы.
Сказки по своему сюжету и по своей идее дают обширный материал в понятной и доступной
детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность
сопереживать, готовности помогать другому. Например, опираясь на содержание сказки «
Зимовье» учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей,
как: трудолюбие, доброта, взаимопомощь и т. д. . В русской народной сказке «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка» главным является взаимодействие брата и сестры, испытание
их любви жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками, ребята видят, как едины у
всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла,
добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Можно ещё долго говорить о развитии духовно-нравственных ценностей на уроках
литературного чтения. Хочу сказать о некоторых результатах этой работы. На вопрос : Что бы
вы делали , если у вас появилась волшебная палочка? Получила ответы: -Чтобы все люди
были здоровыми( даже бомжи), Чтобы люди никогда не ссорились. Чтобы никто не голодал.
Конечно, не все ответы были социально значимы, кто-то загадал желания только для себя. И
это тоже хорошо. Значит мне, как педагогу, воспитателю и просто человеку, есть над чем
работать и к чему стремиться, опираясь на произведения, подобранные в учебниках для
литературного чтения, воспитывая в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку,
духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, к миру в целом.