Урок математики в 4 классе по теме: "Время. Единицы времени"
Автор: Шаталова Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Бугульма Республика Татарстан Населённый пункт: г.Бугульма Республика Татарстан Наименование материала: конспект Тема: Урок математики в 4 классе по теме: "Время. Единицы времени" Раздел: начальное образование
Урок математики в 4 классе по теме: «Время. Единицы времени»
Цели :1) систематизировать знания учащихся об единицах времени,
2) развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот;
3) совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
4) воспитывать бережное отношение ко времени и ценить время других людей.
Оборудование урока : карточки с заданиями, планшеты, презентация к уроку, «карта
успеха» ученика в форме часов.
Тип урока : закрепление знаний
Межпредметные связи : окружающий мир, литературное чтение
Ход урока
Слайд№1
1. Актуализация знаний.
- Сегодня мы будем говорить о важном, о том, что надо ценить и беречь. Предлагаю вам
самим расшифровать тему урока. Ответьте на мои вопросы, соответствующую букву
запишите в тетрадь, используя ключ на листе с заданиями.
Устный счет.
1
10
от 3000= 300 В
Найдите частное чисел 1200 и 30= 40 Р
Сумму чисел 42 и 18 увеличили в 2 раза = 120 Е
5 сотен уменьшили на наименьшее трехзначное число = 400 М
Сколько цифр в частном, при делении 500 на 4 = 3 Я
120
3
12
400
300
30
4
40
е
я
к
м
в
ч
а
р
Слайд №2
2. Сообщение темы и целей урока.
Какое слово зашифровано? (ВРЕМЯ) Правильно.
Сегодня мы будем говорить о времени, единицах времени, преобразовывать крупные
единицы в мелкие и наоборот, решать задачи, так же на уроке будут контрольно-
измерительные задания. Результаты этих заданий вы будете заносить в карту успеха,
которая представлена в виде часов. Если вы задание выполните без ошибок на 5 баллов, то
заштрихуйте деление, равное 15 минутам, «4» балла- 10 мин, 3 балла- 5мин. В конце урока
мы посмотрим, у кого часы идут точно, а у кого отстают.
3. Беседа о времени.
- Для чего нужно знать единицы времени?
- Что такое время?
Время - это понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по
отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней,
месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
В начале урока я сказала, что мы поговорим о том, что надо беречь, ценить. Почему?
Время идет только вперед. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить свое
время и время других людей – взрослых и ваших сверстников. Важно уметь правильно
рассчитать, сколько уйдет времени на приготовление уроков, на занятия в кружках, на
помощь родителям, на прогулку и игры с друзьями, на чтение книг, на просмотр
телепередач, компьютер, спорт и т.д.
Вспомните пословицы , поговорки о бережном отношении к времени.
1.
Упустишь минуту – потеряешь час.
2.
Делу время – потехе час.
3.
Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
4.
Время ушло – счастье ушло.
5.
Минута час бережет.
6.
Порядок бережет время.
7.
Начиная дело, о конце помышляй.
В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?
1.Нет времени.
2.
Время летит.
3.
Тратить время.
4.
Убить время!
5.
Экономить время
4 . –Какие единицы времени вы знаете? ( на доске вразброс прикреплены величины).
- Расставьте их в порядке возрастания. Назовите большую величину, а какая наименьшая.
-
Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы
времени. Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны
и дружны. У вас на столах карточка.
Работа в парах . Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 сут 7 сут
1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 100 лет
1 неделя 12мес ,365 или 366 суток
1 месяц 24ч
(Данные листочки предложены детям, для проверки слайд №3 )
5. – Мы повторили единицы времени и связь между ними. Предлагаю выполнить более
сложное задание №2
Слайд№4
С/р . 1 вариант – расставить величины в порядке возрастания
2 вариант – расставить величины в порядке убывания
( самопроверка по листам контроля, заносится оценка1 в КАРТУ УСПЕХА )
1 вариант
1
3
суток, 60 мин, 7 лет,
2
6
года,
1
50
века.
Ответ 60 мин,
1
3
суток,
2
6
года ,
1
50
века, 7 лет.
2 вариант
1
4
суток, 120 мин, 4 года ,
1
2
года,
1
20
века.
Ответ
1
20
века,
4 года ,
1
2
года,
1
4
суток, 120 мин.
Проверка (слайд№5)
-Кто выполнил работу без ошибок? Вам предлагаю решить занимательную задачу №1*.
(с другими учениками разбор ошибок)
Слайд№6
Алгоритм выполнения данного задания:
1.
Преобразовать величину.
2.
Сравнить их между собой.
3.
Расставить величины в нужном порядке.
6. Мультипликационно- математическая минутка. (ответ на планшетах)
( самопроверка по слайду, заносится оценка 2 в КАРТУ УСПЕХА )
Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц, 2 недели и 3 дня. Через
сколько дней терпение кота лопнуло? ( Слайд № 9 )
Девочка Элли, храбрый Лев и пёсик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и
ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт? ( Слайд № 8 )
Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он
занимался этой трудной работой? ( Слайд №7 )
- Молодцы. Вы показали отличные умения решать простые задачи на движение.
Зафиксируйте результат на циферблате. (оценка2 в КАРТУ УСПЕХА)
Слайд№10
7. Физминутка.
Предлагаю выполнить физминутку, которая имитирует работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам
руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
8. Действия с именованными числами. (комментирование)
5 мин 14 сек + 46 сек =
3
4
года + 7 мес =
1945 год = … век Что за дата?
7 ч 12 мин – 3ч 56 мин = Рациональное решение.
- Ребята, мне очень понравилось, что вы умело применяли математические термины и
использовали рациональный способ решения. Посмотрим, как каждый сам выполнит
похожее задание.
9. Тест ( самопроверка по слайду №11 , заносится оценка3 в КАРТУ УСПЕХА )
1 вариант
1) 1820год=…век
а) 18 б) 19 в) 20 г) 10
2)
1
20
века +
1
10
века =…лет
а) 5 б) 10 в) 15 г) 20
3) 8сут 12ч + 4 сут=… сут …ч
а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч
4) 7нед-5 дн= … дней
а) 6 недель б) 44 дня в) 30 дней г) 2 дня
5) 12 ч05мин – 3ч 20мин= …ч…мин
а) 8ч 45 мин б) 8ч 25мин в) 12ч 15мин г) 15ч 15мин
2 вариант
1) 1920год=…век
а) 18 б) 19 в) 20 г) 10
2)
1
6
года +
3
4
года=…мес
а) 5 б) 10 в) 11 г) 20
3) 8сут 12ч - 4 сут=… сут …ч
а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч
4) 17лет - 5лет 1мес= … лет…мес
а) 12 лет б) 11лет 11 мес в) 22года 1 мес г) 11лет 1 мес
5) 15 ч25мин – 3ч 40мин= …ч…мин
а) 12ч 25 мин б) 11ч 45мин в) 12ч 15мин г) 18ч 15мин
Анализ выполненного теста, кто допустил ошибки – индивидуальная карточка на дом .
10. «Это интересно знать» (слайд №12 )
- Эту рубрику сегодня подготовила вам я.
Говорят, что наш организм должен работать как часы. Внимание! Интересная информация
об этом.
За 1 минуту сердце человека делает 75 ударов в минуту, при физических нагрузках до
200 ударов.
За 1 минуту сердце перекачивает 6 л крови.
Ежедневно человек моргает 11500 раз.
За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды.
Каждый, проживший на свете 75 лет, съедает 22 тонны еды и выпивает 33тыс литров
жидкости.
11. Решение задач.
( Слайд №13 ) За сутки в среднем кожа взрослого человека выделяет 800 г воды, почки
-1600 г, легкие – 400 г.
-Это задача? Чего не хватает?
Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения
А) 800+1600+400
Б) 1600-400
В) 1600:800
Один ученик отвечает, другие находят ответ на его вопрос и показывают соответствующую
букву и ответ на планшетах.
12. Я желаю и творю.
- Давайте посмотрим на ваши часы. Поднимите руку те, у которых на циферблате без
четверти 12. Ваши часы идут точно. А у кого часы отстают, тому индивидуальное задание
на дом.
- Предлагаю приступить к завершающему этапу нашего урока «Я желаю и творю»
Учитывая свои желания и возможности, выполните самостоятельную работу по выбору.
Слайд №14
1)Решите задачу. Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно
делает в среднем 75 ударов?
1 мин – 75 ударов
24 ч - ? ударов
75·60=4500(уд.) за 1 час
4500·24=108000(уд.) за сутки
2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин
480 сек * 6 мин
3нед 6 дн * 36 дн
182мин *2ч 6мин
100лет * 3 века
8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.
12. Итог урока (рефлексия)
- Подведем итог нашей работы. Давайте обратимся к схеме
Знаю (таблицу единиц времени…)
Я Запомнил (интересные сведения….)
Смог (решить, преобразовать, выполнить….)
Мы изучали произведение, в котором говорится, как однажды четыре злых волшебника
решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти
нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем.
Юные лентяи: Петя Зубов, Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася.
Как называется эта сказка, кто ее автор?
Евгений Львович Шварц.
Сказка о потерянном Времени. Это произведение заканчивается такими словами:
«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не
замечает, как стареет.»
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет,
Часы того не подведут,
Кто время бережет
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай!
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в
кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»
13. Д/З
Составить карточку для соседа, используя единицы времени; индивидуальное
задание.
Задания к уроку.
№1. «Шифровщик»
120
3
12
400
300
30
4
40
е
я
к
м
в
ч
с
р
№2. 1 вариант – запишите величины в порядке возрастания
1
3
суток, 60 мин, 7 лет,
2
6
года,
1
50
века.
№3 . Действия с именованными числами.
5 мин 14 сек + 46 сек =
3
4
года + 7 мес =
1945 год = … век
7 ч 12 мин – 3ч 56 мин =
№4. Тест 1 вариант
1) 1820год=…век
а) 18 б) 19 в) 20 г) 10
2)
1
20
века +
1
10
века =…лет
а) 5 б) 10 в) 15 г) 20
3) 8сут 12ч + 4 сут=… сут …ч
а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч
4) 7нед-5 дн= … дней
а) 6 недель б) 44 дня в) 30 дней г) 2 дня
5) 12 ч05мин – 3ч 20мин= …ч…мин
а) 8ч 45 мин б) 8ч 25мин в) 12ч 15мин г) 15ч 15мин
№5. Я желаю и творю
1) Решите задачу. Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно
делает в среднем 75 ударов?
2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин
480 сек * 6 мин
3нед 6 дн * 36 дн
182мин *2ч 6мин
100лет * 3 века
8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.
* Сыну 1 год. Отец старше сына на 30 лет. Во сколько раз отец будет старше сына через
4 года?
Задания к уроку.
№1. «Шифровщик»
120
3
12
400
300
30
4
40
е
я
к
м
в
ч
с
р
№2.
2 вариант – запишите величины в порядке убывания
1
4
суток, 120 мин, 4 года ,
1
2
года,
1
20
века.
№3 . Действия с именованными числами.
5 мин 14 сек + 46 сек =
3
4
года + 7 мес =
1945 год = … век
7 ч 12 мин – 3ч 56 мин =
№4. Тест 2 вариант
1) 1920год=…век
а) 18 б) 19 в) 20 г) 10
2)
1
6
года +
3
4
года=…мес
а) 5 б) 10 в) 11 г) 20
3) 8сут 12ч - 4 сут=… сут …ч
а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч
4) 17лет - 5лет 1мес= … лет…мес
а) 12 лет б) 11лет 11 мес в) 22года 1 мес г) 11лет 1 мес
5) 15 ч25мин – 3ч 40мин= …ч…мин
а) 12ч 25 мин б) 11ч 45мин в) 12ч 15мин г) 18ч 15мин
№5. Я желаю и творю
1) Решите задачу. Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно
делает в среднем 75 ударов?
2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин
480 сек * 6 мин
3нед 6 дн * 36 дн
182мин *2ч 6мин
100лет * 3 века
8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.
* Сыну 1 год. Отец старше сына на 30 лет. Во сколько раз отец будет старше сына через
4 года?
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 месяц 7 сут
1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 неделя 100 лет
1ч 12мес ,365 или 366 суток
1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 месяц 7 сут
1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 неделя 100 лет
1ч 12мес ,365 или 366 суток
1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 месяц 7 сут
1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 неделя 100 лет
1ч 12мес ,365 или 366 суток
1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 месяц 7 сут
1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 неделя 100 лет
1ч 12мес ,365 или 366 суток
1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1 месяц 7 сут
1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 неделя 100 лет
1ч 12мес ,365 или 366 суток
1 мин 24ч
Макет часов