Основы светской этики Курс "Основы религиозных культур и светской этики" Добро и зло (урок №5)
Автор: Воробьева Вера Витальевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" Населённый пункт: Канаш, Чувашская Республика Наименование материала: методическая разработка Тема: Основы светской этики Курс "Основы религиозных культур и светской этики" Добро и зло (урок №5) Раздел: начальное образование
Основы светской этики
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: Добро и зло (урок №5)
Цель урока : Воспитание у учащихся вежливости, доброжелательности, отзывчивости,
доброты, привычки совершать добрые дела, уважительного отношения к окружающим,
сопереживания, стремления жить в гармонии с природой.
Задачи урока:
1.
Познакомить с основными понятиями урока «добро» и «зло»
2.
Углубить знания учащихся по этим понятиям
3.
Воспитать моральные нормы поведения
Формы организации учебной деятельности:
Технология: синквейн, проблемно-диалогическое
Методы обучения: беседа, мозговой штурм
Методы познания: сравнение
Оборудование: пособие, мультимедиа
Ход урока:
1.
Орг. момент
Учитель: Уроки «Основы светской этики» дадут вам знания, которые помогут
самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь
других людей лучше
2.
Проверка домашнего задания
Учитель:
- Что такое мораль?
(ответы детей)
- Кто заботится в обществе о морали?
(ответы детей)
- Приведите примеры
(ответы детей)
3.
Актуализация
Учитель: - На предыдущих уроках мы говорили о том, на чем основывается мораль.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор и познакомимся с основными понятиями
морали. А для этого послушайте чувашскую легенду.
«По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей
чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных
Арамазейских гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец
Аслати, чтобы творить добро. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой.
Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Высокие сосны были ему только по
пояс.
Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада. Их пасли очень
маленькие, по его понятиям, люди. Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу и
одежду.
Улып забыл наказ отца Аслати, отобрал у людей скот и разорил их жилища. Выбрав
самую красивую девушку, женился на ней и стал жить хозяином всех богатств здешней
земли. Жена родила ему двух сыновей. Сыновья от отца-великана росли тоже
богатырями-великанами. Они пасли стада и ходили на охоту. Их стрелы поражали
любого зверя за семь верст. В весенний праздник Калама умерла их мать. Улып погоревал-
погоревал и пошел искать себе жену на родных горах Арамази.
День прошел, два прошло, три минуло, нет Улыпа. Сыновья забеспокоились и
отправились на поиски отца. Поднялись на самую высокую гору и нашли своего отца
прикованным к скале. Увидев сыновей, он сказал:
— За то, что я ослушался Аслати и вместо добра сеял зло, боги приковали меня здесь на
вечные времена. Так что вы, дети мои, не сейте злые семена, не делайте людям вреда, а
поселитесь среди них и живите в мире и согласии. Идите отсюда прямо на север. Через
три дня вы дойдете до большой реки, впадающей в море, и продолжите ваш путь вдоль
этой реки. Через семь лет вы придете в такое место, где река соединяется с другой
такой же большой рекой. Здесь вы жертвоприношением умилостивите богов и
попросите их, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни. А после этого —
поселитесь: младший — между реками, а старший — по правую сторону той реки,
которая впадает в море. Это будет родиной вашего племени. И если вы посеете на этой
земле семена добра, ваши потомки будут помнить и почитать вас во веки веков.
Сыновья обещали выполнить наказы отца, попрощались и ушли. Зная, что больше он
никогда уже не увидит своих сыновей, Улып заплакал горючими слезами. Его слезы
растопили горные льды, и с гор потекли в долины ручьи, заливая зеленые луга. Луга
покрылись красными и белыми цветами.
Сыновья Улыпа пошли со своими стадами на север. Вскоре им преградили путь горные
люди, но они отбились от них и через три дня пришли к большой реке, впадающей в море.
Они назвали эту реку Адыл — Волга и ее берегом пошли дальше. Здесь им пришлось
защищаться от нападений степных людей. Добрались они до горного кряжа, который
рассекала река и за которым начинались густые непроходимые леса. Лесные люди тоже
пытались остановить их, но они, при своей богатырской силе, легко справились с ними и
продолжили свой путь.
Ровно через семь лет они пришли в то место, о котором говорил отец: здесь в Адыл
вливалась другая столь же великая река. Братья остановились, в ближайшую среду
зарезали утку и принесли ее в жертву богу-громовержцу Аслати.
— Грозный Аслати! — обратились братья с молитвой к богу. — От всего сердца
приносим тебе эту жертву и просим сделать так, чтобы наше племя росло и крепло.
Сохрани нас, о великий Аслати, от всех зол и бед, от врагов и недругов, от злых духов, от
мора, от огня, от голода. Пусть наш скот плодится и наши стада увеличиваются.
Пусть наши желания сбываются. Помыслы наши чисты, и мы надеемся, верим, ждём,
что все так и будет!
После этого младший сын Улыпа поселился между реками, а старший занял правый
берег Адыла вплоть до того места, где впадает в нее тихоструйная Сура.
Однажды старший сын охотился и забрел на другой берег Суры. Там он увидел поле,
сплошь покрытое желтыми стеблями с колосьями. Он спросил у людей, которые
работали на этом поле, кто они и что делают.
— Мы — русские, убираем созревший хлеб, — ответили ему.
С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенные места засевать рожью.
Когда во время пашни в лапти набивалось много земли, великан снимал их и
вытряхивал. На этих местах образовались большие ли, малые ли холмы, которые и по сей
день зовутся Землей Улыпа.
И весь наш народ ведет свое происхождение от племени Улыпа.»
На доске:
Улып — исполин, богатырь.
Аслати – гром.
Калам – весенний праздник язычников-чувашей, совпадающий с пасхой.
Учитель:
- Кто является героями этой легенды?
(ответы детей)
-Какова главная мысль легенды?
(Добро и зло)
- Какая тема сегодняшнего урока?
(Добро и зло)
- Вы правы «Добро и зло»
4. Усвоение новых знаний
Учитель:
- Как вы думаете, что нужно узнать сразу? О чем хочется спросить?
(Что такое добро и что такое зло?)
- Иначе говоря, мы сначала должны дать….
( Определение добра и зла)
- Для этого я попрошу подобрать слова-ассоциации, когда вы слышите добро и зло.
На доске:
Добро Зло
( дети подбирают синонимический ряд к каждому слову)
-взаимопомощь
- ненависть
- милосердие - жестокость
- толерантность - предательство
- человечность
- тщеславие
- сердечность и т.д. - эгоизм и т.д.
Учитель :
- Сколько прекрасных слов – синонимов вы подобрали к слову «добро». Значит ли
это, что добро – это нравственная ценность, поступки, которые помогают развиваться
человеку, добро помогает людям жить, творить, делать жизнь прекрасной?
(ответы детей)
- Но всегда ли добро во благо?
(ответы детей)
- Послушайте рассказ В.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»
«Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на
колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя».
Учитель:
- Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?
(ответы детей)
- Какое отношение у вас вызывают злые люди? Почему?
(ответы детей)
- Так, что же такое «добро», «зло»?
(ответы детей)
- Сравним свои выводы с текстом? (стр. 12 «Основы светской этики»)
(чтение текста про себя)
- Почему важно бороться со злом?
(ответы детей)
Учитель:
- Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка.
Поэтому важно осознавать свои действия и результаты. Уметь быть благодарным людям,
делающим вам добро. Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей,
распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят беды и страдания людям.
- Перед вами весы с двумя чашами. На одну чашу поместите положительные качества, на
другую - отрицательные
(на доске таблички со словами, дети берут табличку, объясняют значение слова и кладут
на чашу)
«Тактичность, вежливость, обман, унижение, пунктуальность, скромность, толерантность,
тщеславие, жестокость, ненависть»
- Какой вывод из этого вы сделали?
(Ответы детей)
Учитель:
«- Добрых и злых слов в мире очень много. И каждый человек выбирает то, что ему ближе.
У каждого человека свой путь к доброте. Люди с каждым годом становятся лучше и
находят в себе силы бороться со злом. А помогает им в этом знание о добре и зле.
Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу,
толерантность в нашем обществе живут и по сей день. Часто по радио и телевидению
звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на
благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится
больше. Кто-то купит пушистую ёлочку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то
от души принесет баночки варенья жителям дома- престарелых. Знаменитые музыканты
проводят благотворительные концерты.
В нашей республике, в городе таких людей очень много. Я хочу о некоторых вам
рассказать».
( фото-фильм)
Учитель: - Я думаю, что если каждый из нас сделает хоть одно доброе дело, то ряды
добрых людей пополняться.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Составим синквейн к словам «добро», и «зло»
Например
Добро
Зло
Справедливое, приятное Ужасное, жестокое
Помогать, любить, давать Убивает, унижает, страдает
Добро приносит людям радость Нужно всем бороться со злом
Жизнь
Беда