"Содержание занятий первой недели ребенка в школе".
Автор: Равилова Альбина Идгардовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г.Бирск, Республика Башкортостан Наименование материала: Первая неделя ребенка в школе Тема: "Содержание занятий первой недели ребенка в школе". Раздел: начальное образование
Первая неделя ребенка в школе.
Равилова А.И. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8, г.Бирск
1 неделя (15 часов)
Основные задачи:Учитель знакомится с учениками, а ученики друг с другом и учителем. Ученики
осваивают школьное пространство (внутреннее пространство кабинета, столовой, коридоров,
раздевалок и др.) и время (режим дня, звонки-перемены), главные правила школьной жизни
(умение слушать, выполнять простые инструкции, здороваться и т.д.)
Работа со школьными принадлежностями: ручкой, карандашом, кистью, листом бумаги.
Основная направленность практик: выделение признаков геометрических фигур и искусственных
предметов, и их описание.
Продвижение в практиках:
Рисование и конструирование, инструменты и материалы.
Ученики знакомятся с карандашом, ручкой, кистью. Учатся ставить точки карандашом и ручкой,
проводить линии ручкой и карандашом, различать прямые, кривые и ломаные линии, делать
пятна на листе бумаги с помощью кисти.
Наблюдение предметов и предметные преобразования.
Ученики работают с предложенными им искусственными объектами (плоские геометрические
фигуры, вырезанные из бумаги или картона), выделяют их признаки, учатся называть их словами,
проводят сравнение по признакам (цвет, форма, размер).
Ориентирование в пространстве.
Дети знакомятся со школьным пространством (внутреннее пространство кабинета, туалет,
столовая, коридоры, раздевалки), запоминают дорогу в туалет из кабинета, этаж, дорогу в
раздевалку, дорогу в классный кабинет. Внутри кабинета учитель знакомит их с расположением
учительского стола и парт, объясняет, как и куда они могут передвигаться во время отдыха, во
время работы на уроке; что висит на стенах класса и т.д.
Для уяснения и проверки того, как дети запомнили устройство классной комнаты, можно поиграть
с ними в игру «Покажите с закрытыми глазами...».
Дети осваивают «плоское пространство»: лист бумаги, плоскость доски. Они должны уяснить
ограниченность этого пространствa, научиться распределять материал (картинки, фигурки) на
плоскости листа или доски. Для этого можно предложить задание «Столики и тарелочки».
Счётные практики.
Дети выполняют простейшие задания, связанные с пересчётом предметов. Например, в задании
«Столики и тарелочки» им предлагается посчитать все тарелочки, которых оказывается 10.
Ориентирование во времени.
Дети знакомятся со школьным временем (режим дня, звонки-перемены).
Слушание, анализ художественного текста, драматизация.
К началу школьной жизни дети имеют разный опыт слушания, чтения художественных текстов и
игры. Это ставит их в неравные начальные условия в работе с художественными произведениями.
Первые недели обучения в школе должны компенсировать для многих учеников отсутствие
(недостаток) ролевых игр, сюжетных игр, игр-драматизаций и игр с правилами в дошкольном
возрасте.
Первые тексты, которые ученики слушают и, отчасти, разыгрывают, направлены на получение
(компенсацию) опыта связывания слова и движения, жеста, а также выражения с помощью слов и
жестов определённых эмоциональных состояний. Кроме того, в первоначальном слушании и
разборе текстов происходит накопление материала для последующего различения речи
рассказчика и героев художественного произведения. Образцами заданий, позволяющих решить
эти задачи, могут служить задания «Коза рогатая», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Звуковые и речевые практики, словесные игры.
Ученики тренируются в произведении разнообразных звуков (звукоподражание животным,
голосовые игры).
Подвижные игры.
Учитель организует различные (в том числе подвижные) игры, направленные на запоминание
детьми имён учеников в классе.
Самообслуживание.
Ученики знакомятся с правилами сбора портфеля в школу, работе со школьными
принадлежностями, правилами посадки за партой. Пример такой работы — задание «Собери
портфель».
Этикет и коммуникация.
Учитель обучает детей этикетным формулам знакомства, учит вежливо, по имени, обращаться
друг к другу в процессе общения.