"Формирования семейной культуры как средство развития духовно – нравственной личности"
Автор: Савицкая Светлана Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12 Населённый пункт: Тюменская область город Урай Наименование материала: статья Тема: "Формирования семейной культуры как средство развития духовно – нравственной личности" Раздел: начальное образование
- высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации
Семейная культура:
формирование отношения к семье как к основе
российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного
отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и
этническими традициями российской семьи.
СЕМЬЯ
любовь
верность
здоровье
уважение к родителям
забота о старших и младших
забота о продолжении рода
ответственность за другого человека;
СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА
это осознание безусловной ценности
семьи как первоосновы нашей
принадлежности к народу, Отечеству,
понимание и поддержание таких
нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, почитание
родителей, забота о младших и
старших,
ответственность за другого
человека.
Проблема:
Формирование семейной культуры учащихся
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ:
1. Проведение диагностики уровня воспитанности,
личностной и семейной культуры,
2. Реализация программ, направленных на
формирование семейной культуры:
- программа курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Светская этика»;
- программа клуба «Я – исследователь»
- авторская программа «Папа, мама, я – вместе
дружная семья».
3. Использование проектного метода обучения,
направленного на личностное развитие ученика;
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик
Проектная
деятельность на
уроках
Внеурочная
проектная
деятельность
Индивидуальная
проектная
деятельность
диагностика
Для изучения уровня определения особенностей
формирования личностной сферы младших
школьников использовалась методика Кулешова Н.В.
«Я – разный».
Для изучения семейных традиций, обычаев, -
рисуночные тесты («Выходной день семьи», «Моя
семья», «День рождения в семье»).
Для изучения уровня сформированности
семейных ценностей и значимости семьи в жизни
младшего школьника использовалась анкета «Я и моя
семья».
Для изучения нравственных ценностей семьи
использовались методики «Десять моих «Я»,
«Незаконченные предложения».
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
низкий
допустимый
оптимальный
критический
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Уроки:
урок - виртуальная экскурсия;
урок - практическая работа;
урок – практикум;
урок – защита проектов
урок мини – проект;
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Светская этика»
Проектная деятельность на уроках
Внеурочная проектная деятельность
Авторская программа «Папа, мама, я – вместе дружная семья»
Индивидуальная проектная деятельность
Клуб «Я - исследователь»
Золотое правило нравственности
Книжка – комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться»
Инсценировка – миниатюра «Страшная сказка: один день без золотого правила нравственности»
Рассказ «Случаи из моей жизни…»
Моя семья .
Составление древа «Моя родословная»
Фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»
Рисунок с подписью «Моя любимая семейная традиция»
Сочинение – размышление «Каким добрым правилам научила меня моя семья?»
Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй»
Культура моего народа
Сообщение – доклад «Добрые сказки моего народа»
Пластилиновый макет
«Добрый народный обряд»
Фестиваль одноклассников
«Добрые песни моего народа»
Книга рецептов домашней кухни нашего народа
Добро и зло
Инсценировка «Спор верующего и атеиста о добре и зле;
»Сообщение «Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило
нравственности»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
содействие становлению личности младших
школьников, через ознакомление с культурно
историческими и этническими традициями
российской семьи
Задачи:
формировать чувства уважения к традициям своей семьи;
развивать познавательный интерес к истории своей семьи,
страны
формировать умения использовать дополнительные
источники информации, находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
строить отношения по законам здоровой семьи;
воспитывать эстетическую культуру ребёнка;
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
1 год реализации
бережное отношение к реликвиям семьи;
потребность сохранить их для других поколений;
формирование и развитие личностного отношения к
историческим и культурным ценностям семьи;
2 год реализации
формирование чувства гордости и уважения к своим
предкам, внёсшим вклад в развитие родного края
осознание личной сопричастности к истории своего города
личный вклад в развитие своего города, края
3 год реализации
формирование и развитие личностного отношения к
культурно – историческим и этническим традициям;
проявление активной жизненной позиции