"Использование игр с куклами в овладении речевым этикетом детьми младшего дошкольного возраста"
Автор: Ногина Валентина Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ АО "Архангельский педагогический колледж" Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: статья Тема: "Использование игр с куклами в овладении речевым этикетом детьми младшего дошкольного возраста" Раздел: высшее образование
Ногина Светлана Витальевна
ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» г. Строитель
Ногина Валентина Александровна
ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» г. Архангельск
Использование игр с куклами в овладении речевым этикетом детьми младшего
дошкольного возраста
Дошкольное детство - важнейший период встановлении личности.
Одним из направлений в развитии ребёнка является воспитание
культуры поведения, в том числе культуры речевого общения.
«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых
лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать
основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка
могут быть воспитаны довольно устойчивые формыповедения, отношение к
окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам».
[9,34]
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль
играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета,
использование их в зависимости от ситуации.
«Культурно - речевое воспитание детей - дело большой социальной
значимости. «Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не
оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг
друга», - говорил А.М. Пешковский. Чем раньше начинается речевое
обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения
разносторонними коммуникативными умениями». [4,109]
В современном российском обществе происходит переоценка многих
положений, в том числе обязательных требований к дошкольному
образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним
из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который
направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему
взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. п.) и
постепенно приобретает опыт общественного поведения. В процессе
повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в обществе.
Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя
все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и
добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям,
как в общении, так и любом совместном действии.
Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения
2
духовности, в котором образование - это пространство, «возделывающее» ум
и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры (И.И. Иванец,
И.Н. Курочкина, Л. Крысин, А.И. Савостьянов, Р.М. Чумичева и другие).
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения
обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению
у детей негативных форм поведения (В.И. Дзигель, Г.М. Лямина, С.В. Пете
-
рина, Р.М. Чумичева и др.). Изменение социально-экономических условий и
культурно-идеологических ориентиров обострили проблемы воспитания под -
растающего поколения и выявили актуальную задачу формирования комму
-
никативной культуры, содержательным компонентом которой является эти
-
кетное речевое поведение.
Период дошкольного детства - довольно короткий, но важный период в
становлении личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные зна -
ния об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное от -
ношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей до
-
школьного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и фи
-
зические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплиниро
-
ванность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный до
-
школьному возрасту способ усвоения общественного опыта, в том числе и ре-
чевого этикета.
В игре формируются все стороны личности, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой
стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Одной из первых игрушек, входящих в жизнь ребенка является кукла.
Именно поэтому представляется значимым возможность использования дан -
ной игрушки как средства воспитания речевого этикета.
Понятие речевого этикета в свете современных исследований, значение,
роль в развитии дошкольников
Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил
поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхожде
-
ние с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в обще
-
ственных местах, манеры и одежда). [30, 13]
Этикет- порядок поведения людей. Соблюдать этикет - значит, соблю
-
дать правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека в
неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с то -
бой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет. [42, 58]
Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют рече-
вым этикетом в узком смысле.
Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимо -
отношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом но
-
3
сителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от
возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.[42, 73]
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,
привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение,
жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знако -
мя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходи
-
мость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных”
слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать
языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем,
где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежли
-
вым человеком.
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с
собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения,
отражать разумный характер взаимоотношений общающихся. [42, 81]
Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к опреде
-
ленным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность чело -
века, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень
восприятия информации, воздействия на нее и управления ею.
Речевой этикет - это не только система вербальных единиц, это форму -
лы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они
способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет -
это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно
столетие.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выраже -
ния, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандар-
тизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения.
Приведем примеры стандартизированных речевых ситуаций общения:
- обращение и привлечение внимания;
- приветствие;
- знакомство;
- прощание;
- извинение;
- благодарность;
- поздравление;
- пожелание;
- соболезнование;
- сочувствие;
- приглашение;
- просьба;
- совет;
- одобрение;
- комплимент.
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и
4
содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников.
Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и
т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета мно
-
жество частных «приращений».
Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения»
к ним мотивировок: «Я очень благодарна вам за книгу,
она мне очень помо -
гла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся». Дополнение формул речевого
этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и
подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертыва
-
ние») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы ре
-
чевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождают -
ся.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошколь
-
ник должен усвоить:
- разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуа -
ции общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоя
-
тельствами общения и особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость
мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с
формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу,
каждая ситуация речевого общения предусматривает:
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого эти-
кета;
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации и мимики.
Итак, следует отметить, что этикет - это ядро, центр культуры общения,
он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.
Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а
культура общения - его реальность со всеми положительными и
отрицательными проявлениями.
Таким образом, неотъемлемой составляющей речевой культуры
является речевой этикет, потому что речевой этикет - важный элемент всякой
культуры, он представляет собой систему правил речевого поведения, нормы
использования средств языка в определённых условиях.
Педагогические условия использования игр с куклами в овладении
речевым этикетом младшими дошкольниками
Кукла - образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его
играх [12]. Поэтому ее можно назвать самой социализирующей игрушкой.
Игра в куклы (по Эльконину) - это отражение социального опыта. Она
5
направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в
жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта, развитие речевого
этикета.
Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества,
в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются
такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем дошкольном возрасте, дети в основном повторяют действия
за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как
взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения
в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и
является одной из главных социализирующих игрушек.
Работа по формированию речевого этикета у детей младшего
дошкольного возраста с использованием кукол может включать в себя
следующие направления, которые обозначены во ФГОС:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- активизация словаря с использованием норм речевого этикета.
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и
выражений речевого этикета с использованием кукол может проводится в
соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап - восприятие формул речевого этикета. Для реализации
поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр
инсценировок и постановок с участием кукол.
Работа на данном этапе должна быть направлена на обогащение и
активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета.
Она начиналась с организации восприятия формул и выражений речевого
этикета.
Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит,
прежде всего, в повседневной жизни. Должна быть использована любая
возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог
собирается обратиться к кому - либо и как именно это будет сделано. Ребёнку
нужно подсказывать, как ему предложить или пригласить старшего или
сверстника, куклу; нужно поощрять попытки использования формул речевого
этикета.
Работу по воспитанию речевого этикета посредством игр с куклами
необходимо сочетать и с другими формами. Например, восприятие формул
речевого этикета и выражений речевого этикета происходит в процессе
чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на
вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет
развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям,
желание запомнить её средства, которые затем могут быть закреплены в
процессе игр с куклами. Можно использовать такие произведения как:
6
«Азбука вежливости» Л. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В
гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До
свидания, приходите в гости» Н. Богуславская, «Вежливое слово»Э.
Мошковская
Второй этап - репродуктивное воспроизведение формул речевого
этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
На этом этапе для воспроизведения формул речевого этикета может
быть использована система игр и упражнений с куклами, побуждающих
детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
Вначале необходимо использовать игры, по правилам которых
требуется воспроизвести заданные речевые образцы.
После этого можно начать упражнять детей в самостоятельном выборе
и использовании речевых формул.
В работе по организации воспроизведения формул могут быть
использованы следующие игры:
1.
Словесная игра «Волшебник».
Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных
формул в ситуации приглашения, предложения.
2.
Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».
Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении
знакомых формул и выражений.
3.
Игровая ситуация «Подбери слова».
Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения,
предложения запомнили дети.
4.
Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В
гостях», «В магазине»
После предложенного примера приглашения дети должны
воспроизвести свои ситуации приглашения и предложения и формулы,
которыми они могут пользоваться в этих ситуациях. По аналогии
рассматриваются другие игровые ситуации.
Задания постепенно должны усложняться для воспроизведения
вариативных формул. Игры с куклами, предлагающие самостоятельное
воспроизведение формул детьми, показывают, что дети значительно чаще и к
месту могут использовать формулы в данной ситуации общения.
Третий этап - обучение способам «развёртывания» формул речевого
этикета.
На данном этапе должно идти обучение детей развёртыванию формул и
выражений формул речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает
восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации
приглашения, предложения.
Четвёртый этап - обучение детей проявлению доброжелательности
посредством интонации, мимики.
Этот этап
предусматривает обучение детей проявлению
доброжелательности посредством интонации, мимики, но оно может
7
проводиться уже и на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам
называют формулы речевого этикета и подсказывают, с какой интонацией её
лучше произнести.
Для обучения проявлению доброжелательности могут быть
использованы игры и этюды:
1.
Игра «Физиономисты» (цель: продолжать учить выражению
разных видов эмоционального состояния).
2.
Этюд «Эмоции» (цель: учить детей выражать эмоциональное
состояние мимикой по заданию ведущего).
3.
Игра «Пантомимы» (цель: развивать умение невербального
общения).
Положительные эмоциональные проявления тона и мимики
закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе
обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и
этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка
поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в
повседневных делах и заботах ребёнка.
Таким образом, методические приемы, используемые для обучения
детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения с
использованием игр с куклами, оказываются приемлемыми и эффективными.
В дошкольном возрасте, обучение речевому этикету осуществляется
успешно. В процессе специально организованной работы формируются все
три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных
вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их
доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
Следовательно, для успешного овладения речевым этикетом детьми
младшего дошкольного возраста необходимо создание специально
организованных условий. Наиболее эффективным средством формирования
речевого этикета является игровая деятельность, как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте. Поэтому наиболее эффективным средством
формирования речевого этикета может быть использование куклы.
Примерную программу по формированию речевого этикета у детей
младшей группы можно представить в виде таблицы:
Период
Тема
Оборудование и
пособия
Тема занятия
Цель занятия
Словарный
запас
февраль
Приветствие
Куклы
Чебурашка и
крокодил Гена.
Песенка из
кинофильма
«Про Красную
шапочку»
«Как
Чебурашка
друзей искал»
Сформировать
навыки вежливого
приветствия.
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Знакомство
Кукла Таня,
игрушки зверей.
Песенка «Будем
знакомы» Е.
Тиличеевой
«Как Таня
знакомилась с
лесными
жителями»
Сформировать
навыки
знакомства.
Закрепить навыки
приветствия
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Как вас зовут!
8
Очень приятно!
Будем знакомы!
Прощание
Кукла Витя
Песенка
«Веселый
паровозик» из
мультфильма
«Чагингтон»
«Витя едет на
каникулы»
Сформировать
навыки вежливого
прощания.
Закрепить
сформированные
навыки речевого
этикета
До свидания!
До скорой
встречи!
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Просьба
Кукла Нина
Музыкальное
сопровождение
Материал для
игры в Магазин.
«Кукла Нина
идет за
покупками»
Сформировать
навыки вежливого
выражения
просьбы.
Закрепить
сформированные
навыки речевого
этикета
Пожалуйста!
Будьте добры!
Дайте,
пожалуйста!
Спасибо!
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
До свидания!
До скорой
встречи!
март
Закрепление
Куклы для
инсценировки
сказки «Колобок»
Песенка из
музыкальной
сказки «Про
колобка» В.
Шаинского
«Путешествие
Колобка»
Закрепить
полученные
навыки речевого
этикета.
Активизировать в
речи детей
устойчивые формы
речевого этикета
До свидания!
До скорой
встречи!
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Как вас зовут!
Очень приятно!
Будем знакомы!
Навыки
поведения в
конфликте
Куклы би-ба-бо
цыплята,
Курочка,
Петушок.
Стихи В.
Берестова
«Петушки
распетушились,
Но подраться не
решились. Если
очень
петушиться,
Можно пёрышек
лишиться»
«Наседка
нередко ругала
цыплят: -
Кончайте
клеваться, кому
говорят! Кто
много клюётся,
тот мало клюёт.
Кто мало клюёт,
тот плохо растёт.
Кто плохо растёт,
тот бессилен и
«Как Курочка
помирила
цыплят и
Петушка»
Формировать
навыки
использования
речевого этикета в
конфликтных
ситуациях.
Извините!
Простите!
Я больше не
буду!
9
худ. Кто худ и
бессилен, того
заклюют»
Закрепление
навыков
приветствия
Куклы для
пальчикового
театра
«Как мальчики
и девочки
здоровались»
Закрепить навыки
речевого этикета
при приветствия и
прощания
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
До свидания!
До скорой
встречи!
Заданная тема должна прорабатываться в течение всего периода, до
изучения следующей. Детей надо обучать так, чтобы им было интересно. Это
требует творчества и от детей, и от воспитателя. Обучение в своей основе
всегда творчество. Особое место на занятиях отводится дидактической игре с
использованием кукол, которая способствует активизации формул речевого
этикета в речевой деятельности дошкольников. Познакомив детей с теми или
иными правилами на занятиях, закрепляем их с помощью дидактических игр,
игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр с куклами в повседневной
жизни. В совместной деятельности проводятся игры-импровизации, игры-
упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» дети
закрепляли знания и навыки того, как нужно здороваться, вести беседу,
благодарить хозяина за проведённый вечер. В этой игре были использованы
различные куклы.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и
закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть,
какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры
воспитатель показывает, как нужно себя вести в той или иной ситуации. В
них также широко были использованы куклы. Использовались куклы и в ходе
организации игр в профессии. В процессе таких игр дети закрепляли формы
выражения речевого этикета, учились обращаться с просьбой, благодарить,
уточнять, что именно хочет собеседник и так далее.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе
представить без использования художественной литературы. Во время чтения
ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию,
образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания,
тем богаче его чувства и представления о действительности. После прочтения
произведения, предлагается пересказать тот или иной эпизод. Это помогает
обучить детей конструкциям извинения, просьбы, благодарности,
комплимента, а также попутно вводит их в словарь детей. Кроме того, такая
работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, обучению
пересказу.
Немаловажную роль играет разучивание с детьми стихотворений. Эта
работа, которая нацелена на то, чтобы эмоционально воздействовать на
дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к
10
тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет
ее в речь бытовую.
Важную роль в формирование речевого поведения играет тематическая
беседа с детьми. Реализация речевого этикета вызывает воплощение речи в
диалоговой форме. Для организации такой формы общения нами также были
использованы куклы. От их лица в диалог с детьми вступал как взрослый, так
и другой ребенок.
К соблюдению этикетных норм диалога относится проявление таких
качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность,
выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые
действия, через речевые формулы извинения, просьбы, благодарности,
согласия или несогласия, приветствия, прощания и др. Это способствует
обучению правилам диалогического общения, в котором они учатся задавать
и отвечать на вопросы. Например, при обучении правилам разговора по
телефону детям предлагаются следующие задания: «Пригласи куклу Вику к
себе на день рождения», «Узнай, пойдет ли мишка Топ гулять», «Спроси у
куклы Ирины, когда она приедет в гости». Словесные игры по теме
«Словарик вежливых слов» используются с целью активизации основных
формул речевого этикета в зависимости от различных коммуникативных
установок:
Обучение формулам речевого этикета - это одно из важнейших средств
в воспитании целостной личности, главным стержнем которой является
нравственность. Для того чтобы обучение детей речевому этикету было
эффективным, воспитателю необходимо:
-создать условия для нравственного развития детей;
-следить за чистотой речи у детей;
-расширять представление о многообразии формул речевого этикета,
находящихся в синонимических отношениях;
-использовать в обучении сюжетно-ролевые игры в целях создания
реальной речевой ситуации, которая способствует выработке осознанного
речевого поведения и выбору наиболее уместной формулы речевого этикета,
соответствующей данной обстановке.
Также целесообразно обращать внимание на правила вступления в
речевой контакт, без которого общение невозможно и обучать детей ведению
этикетного диалога в его более узком понимании, чтобы они смогли
применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом,
любой диалог этикетным в широком смысле. Помогая детям усвоить и уметь
применить речевые навыки, воспитатель решает задачу нравственного
воспитания. И здесь также возможности использования игр с куклами
достаточно широки.
Таким образом, обучение формулам речевого этикета предполагает у
дошкольников приобретение правильного речевого поведения и поведения в
целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании на
11
долгие годы. Знание речевого этикета способствует оформлению у человека
высокой нравственной культуры.
Наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме
игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы
обеспечивали динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяли
потребность ребенка в самостоятельности - речевой или поведенческой
(движения, действия, мимика и т. п.).
В процессе работы с детьми необходимо предусмотреть хорошо
известные практике игры с куклами и другими игрушками («Знакомство с
новой куклой», «С нами знакомится Мишка Ушастик», «Купаем куклу»,
«Учим куклу говорить» и др.).
Также провести игры, цель которых - подсказать детям выходы из
конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших
дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы
речевого этикета. Например, в игре «Учимся не ссориться» дети должны
были вежливо уступать друг другу игрушки («Поиграешь, а потом отдай мне.
Пожалуйста, не забудь!»), в игре «Шаг назад - и оглянуться!» дети усваивали,
что, когда воспитатель что-то рассказывает или показывает, нельзя стоя рядом
с ним толкаться, сердиться друг на друга, что следует позаботиться о том, кто
меньше тебя ростом.
Следовательно, составленная программа включает в себя специально
организованные занятия с детьми с использованием кукол, совместную
деятельность с воспитателем по закреплению навыков речевого этикета.
Закрепление данных навыков также должно проводиться и в других видах
деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1987.-144 с.
2.
Артамонова Е.В. Куклы. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 216 с.
3.
Бардиер Г., Ромазан И. Я хочу! /Психологическое сопровождение
естественного развития маленьких детей,- Кишинев Санкт-Петербург: ВИРТ
ДОРВАЛЬ, 1993. - 91с.
4.
Борисова Н.А. О нравственном воспитании дошкольников//
Дошкольное воспитание. - 2009.-№5.- С. 9-12.
5.
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости, 3-е изд.-М.:
педагогика, 1989.-144с..
6.
Горбачева В.А. Формирование поведения в детском саду. -М.: Из-
во Акад. пед. наук РСФСР -1957-160с.
7.
Грибова Л.А. О культуре поведения, - Киев Рад. шк. 1983- 240с.
8.
Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения, - М., 1987- 208с.
9.
Дорохов А.А. Культура поведения, - М.: Профиздат, 1968- 94с.
12
10.
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./
под. ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А, Гурович М.Л. - С. -Пб. «Акундент»,
2007.
11.
Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 2001г.-175с.
12.
Игры, обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского, -
М., 2006г. -136с.
13.
«История возникновения игрушки» Режим доступа:
rukuklaarticle/kuhi/toystory/ictoria_vozniknovenia_igru6ki.htm
14.
«Кукла» Режим доступа: ru. wikipedia. org / wiki /Кукла/
15.
КарповаС.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие
дошкольников. - Изд-во МГУ 1986. - 142с.
16.
Каплан Л. И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М.:
Просвещение, 1980. – 98с.
17.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, - Ярославль:
Академияразвития, 1996. - 237с.
18.
Ковтун О.А., Щербакова Е.И. Игрушка как средство развития
ребенка. Режим доступа: rebyonokarticle.php?id=82
19.
Кряжева Н.В. Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль,
Академия развития,1996 - 208 с.
20.
Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике
развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
21.
Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. - М.:
Просвещение, 2004- 195с.
22.
Лихачёва Л.С. Школа этикета./Поучения на всякий случай, -
Екатеринбург, Сред - Урал, кн. Изд-во, 1998. - 446с.
23.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. //Учен.
Зап. ЛГГШ им. А.И. Герцена, 1941г, т. 35.
24.
Ломтева Т. О чем может рассказать игра в «дочки-матери»?
adalin.mospsyl_03_00/l0301184.shtml
25.
Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи. В 3-
х т.т. Т. I. – Таллинн, 1992 - 380с.
26.
Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М.:
Просвещение,1988- 160с.
27.
Мир детства. Дошкольник. / 2 - е изд. Под ред. А.Г. Хрипковой.
Отв. ред. А.В. Запорожец. Сер.: Библиотека для родителей М. Педагогика.
1987. - 256с.
28.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития
ребёнка. - Вопросы психологии, 1988, №2, - 128с.
29.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками
и младшими школьниками, - М., Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2001. - 77с.
30.
Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы, - М.: Советский
спорт, 1993. - 154с.
31.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, 2005-. 346с.
13
32.
Общение между детьми в детском саду и семье. / под ред.
Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. - М.: Просвещение, 2000 - 456с.
33.
Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в
коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» №1, 1988г.
34.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном
воспитании дошкольника. – М., Просвещение, 2007- 282с.
35.
Островская Л.Ф. Воспитывать тактичного собеседника. // ж.
«Дошкольное воспитание», №8, 1985г.
36.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском
саду, - М.: Просвещение, 1986- 345с.
37.
Пикулева В. Слово на ладошке, - М.: Просвещение, 1994- 279с.
38.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под ред.
Васильевой. – М., Просвещение,2001-308с.
39.
План-программа образовательно-воспитательной работы в
детском саду. / под ред. Михайловой З.А. -С.Пб., «Детство - Пресс», 2003-
391с.
40.
Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного
поведения. //ж. «Дошкольное воспитание», №3, 1989
41.
Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков
общения у дошкольников. - Минск, 2005 -189с.
42.
Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. - М.,
Высшая школа, 2009- 285с.
43.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Просвещение, 2010- 349с.
44.
Чуканова З. Дайте пожалуйста… /ж. «Детский сад и семья», №4,
2004г.
45.
Чуканова З. Дайте пожалуйста. // ж. «Дошкольное воспитание»,
№2, 2000г.
46.
Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории игры. //Психология и
педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 2006- 403с.
47.
Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома, -
М.: Просвещение ,1996- 274с.
48.
Юдина Н. Уроки вежливости. //ж. «Дошкольное воспитание»,
№4, 1998г.
14