Новость от 16.09.2015

Представления о Вселенной у древних сибиряков эпохи энеолита свидетельствует о высоком развитии их общества


На основе материалов раскопок святилищ эпохи энеолита (конец каменного века) и начала бронзового века в бассейнах рек Тобол и Иртыш выявлен высокий уровень астрономических знаний и космологических представлений древнего населения Сибири, где в на рубеже III–II тысячелетий до н.э цивилизационный уровень общества был одним из самых высоких в мире.

Сибирские Стоунхеджи

Археологические раскопки памятников каменного века служат источником наших знаний не только о быте древних людей, но и об их представлениях об устройстве окружающего мира и Вселенной. Об этом чаще всего судят по организации сакрального пространства (святилищ) в местах обитания людей в каменном веке, их привязке к ландшафту и ориентации по небесным телам. Самый известный пример – Стоунхедж в 130 км от Лондона.

К тому же времени, что и Стоунхедж, относятся святилища, раскопанные российскими археологами в лесостепной и южнотаежной зонах бассейнов рек Тобол и Иртыш. В сибирских святилищах отсутствуют только мегалитические постройки, которые здесь возводились не из камня, а из более удобного и доступного материала для здешних обитателей – дерева.

К числу наиболее исследованных святилищ эпохи энеолита на территории северолесостепного и южнотаежного Тоболо-Иртышья относятся Савин и Слободчики в Белозерском районе Курганской области и Велижаны в 40 км к северу от Тюмени. Особенностью планировки всех трех культовых комплексов является круглоплановая архитектура, оформленная кольцевыми рвами и столбовыми конструкциями. Они в плане удивительно напоминают Стоунхедж, что лишний раз свидетельствует об универсальности картины мироздания у людей той эпохи – трехчастного и трехмерного (как сказали бы сейчас 3D) мира (Верхний мир, Средний и Нижний).

Жертвоприношения медведей

Важно для археологов было то, что при датировке раскопок примерно III-II тысячелетия до н.э., на протяжении последних 6-7 тысяч лет природно-климатические условия в данном регионе Сибири оставались практически неизменными. А специфической особенностью данного региона являются ежегодные сезонные миграции копытных животных (лося, оленя, косули) с западных склонов Урала на восточные (осенью) и обратно (весной). Это обуславливало относительную надежность основного вида промысла, от которого зависело благополучие людей той эпохи в течение круглого года.

Ведущей формой отправления культов являлись коллективные жертвоприношения, тесно связанные с календарной обрядностью. Самые большие жертвоприношения совершались в дни осеннего равноденствия во время массовой охоты на копытных животных. К астрономически ориентированным столбам в святилищах приурочены наиболее мощные скопления находок – костей животных, керамики, орудий труда и ритуальные погребения людей.

Последних немного, пока найдены захоронения двух черепов (взрослого и ребенка) и трех взрослых людей (двух мужчин зрелого возраста и девушки), а также неполный скелет  женщины в возрасте 50-60 лет. Зато много костей медведя. Иными словами, судя по небольшому числу человеческих останков в святилищах, свирепостью и кровожадностью энеолитические сибиряки не отличались, что, в свою очередь, говорит о высоком для того времени уровне их общества.

Космология каменного века

Столбы, вкопанные на вершинах курганов (насыпных или естественных), были не только заметными ориентирами местонахождение святилища, но и конкретными солнечными и лунными ориентирами, связанными с определенной календарной системой. В круглоплановых святилищах Западной Сибири эти астрономические ориентиры приурочены к основным положениям Солнца и Луны.

Подавляющая часть зафиксированных в древности азимутов главных светил соответствует их наиболее значимым циклам – заходам и восходам Солнца в дни равноденствий и солнцестояний, крайним позициям и фазам Луны, фиксирующим таким образом смену определенных отрезков времени (сезонов года, лунных месяцев, дня и ночи и т.п.).

Особое значение на культовых объектах имели ориентиры, связанные с азимутами Высокой и Низкой Луны в крайних позициях, имеющих отношение к 18,6-летнему циклу (так называемому Метонову циклу). В это время, преимущественно в дни солнцестояний и равноденствий или близкие к ним, Луна, Земля и Солнце выстраиваются в один ряд, в результате чего одно из двух светил оказывается в тени и в зависимости от ситуации происходит солнечное или лунное затмение. Знания этих космических явлений уже имели место в жреческой среде населения эпохи энеолита Урало-Сибирского региона и широко использовались служителями культа в ритульно-обрядовой практике.

Таким образом, на основе раскопок святилищ эпохи энеолита и начала бронзового века в бассейнах рек Тобол и Иртыш можно сделать вывод  о том, что во IIIII тысячелетиях до н.э. здесь существовала весьма развитая для того времени цивилизация, возможно, одна из самых развитых в мире. Косвенным свидетельством этого служит и тот факт, что основные представления той эпохи о модели Вселенной сохранились у местного аборигенного населения (манси, ханты) до этнографической современности.

 

Потемкина Т.М. Святилища энеолита и бронзового века Западной Сибири как источник астрономических знаний и космологических представлений в древности Archaeoastronomy and Technologies, 2014, 1(3), с. 50–89.


Источник: http://минобрнауки.рф

Вернуться назад