Новость от 21.09.2015

Определены основные принципы работы сетевого университета БРИКС


15-16 сентября 2015 г. в Москве официальные полномочные представители соответствующих ведомств Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР провели рабочую встречу, на которой обсуждалось создание и развитие Сетевого университета БРИКС, который рассматривается как основной инструмент сотрудничества стран в сфере высшего образования. Результатом встречи стало парафирование «Меморандума взаимопонимания» (Memorandum of Understanding for Establishment of the BRICS Network University) Сетевого университета БРИКС, который планируется подписать в ноябре 2015 года на III встрече Министров образования.

В мероприятии приняли участие: заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов, директор магистерских программ министерства образования Бразилии Дилво Ристоф, министр посольства Индии в России Анджали Пандей, советник посла Китая в России Чжао Гученг, заместитель директора департамента высшего образования министерства образования ЮАР Диана Сесиль Паркер, представители вузов стран пятерки.

В ходе всестороннего обсуждения документа, подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации при участии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России, экспертов ассоциации «Глобальные университеты» и ведущих вузов России, были согласованы положения будущего развития Сетевого университета.

В основе Сетевого университета заложены принципы уважения национальных практик и законодательства, а также равноправия и открытости. Для этого будет создана система органов управления, где на паритетных началах страны-участницы сформируют Международный управляющий совет, осуществляющий общую организационную деятельность и координацию, а национальные министерства образования – собственные координационные комитеты и структуры. Они же на первоначальном этапе определят по десять вузов от страны, которые будут участвовать в Сетевом университете БРИКС.

Особый интерес вызвало обсуждение процесса обучения, каким он будет фактически, по каким стандартам. В итоге делегаты вышли на общее решение, что обучение должно строиться посредством различных форм образования, сочетая как традиционные академические программы, так и модульные курсы, предусматривающие совместное участие студентов в исследовательских проектах.

В рабочем порядке было отмечено, что системы образования стран БРИКС очень разные и требуют структурной инвентаризации. Это необходимо для выработки общих подходов в отношении качества магистерских и докторских программ. Таким образом, будет обеспечено основание для признания результатов обучения во всех странах БРИКС.

Также на встрече обсуждались приоритетные области знаний для сетевого университета БРИКС. Первые образовательные программы появятся в сфере энергетики и экономики, информатики и информационной безопасности, экологии и изменения климата, водных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды, исследований БРИКС.

Не остались без внимания положения, стимулирующие информационный обмен, краткосрочные сетевые образовательные программы летних студенческих школ, поощрения аспирантов и молодых ученых.

Комментируя итоги учредительной встречи, глава российской делегации, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов сказал, что сегодня сделан еще один большой шаг в реализации важнейшего межгосударственного образовательного проекта стран БРИКС. Профессиональная дискуссия с участием представителей академического сообщества дала хорошие результаты.

«В течение двух месяцев мы можем внести в Меморандум уточняющие коррективы и дополнения, после чего он будет подписан на III встрече Министров образования 17 ноября. Это станет хорошей рамочной основой для создания практических механизмов будущей работы сетевого университета БРИКС», – подчеркнул заместитель министра.

О Сетевом университете БРИКС

Сетевой университет БРИКС – совместный образовательный проект, ориентированный на формирование нового поколения целеустремленных профессионалов высокой квалификации, с навыками критического мышления и способностями принимать и реализовывать нестандартные решения, касающиеся экономических и социальных проблем, коммуникативных навыков взаимодействия в мультикультурной среде и способных сочетать традиционные знания с современными технологиями и наукой.

Проект направлен на решение следующих задач:

История

Ноябрь 2013 г. – в ходе встречи министров образования БРИКС в Париже впервые было озвучено предложениео создании Сетевого университета.

Июль 2014 г. – инициатива поддержана главами государств объединения в рамках саммита в Форталезе.

Июль 2015 г. – на саммите в Башкирии идея нашла отражение в Уфимской декларации.


Источник: http://минобрнауки.рф/новости/6291

Вернуться назад