Новость от 24.09.2015

При вузах и научных организациях появятся международные математические центры


23 сентября 2015 г. в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались вопросы реализации Концепции математического образования в России. 

В мероприятии приняли участие директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Салихов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

С помощью видеоконференцсвязи к дискуссии смогли подключиться представители регионов: заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильдар Мухаметов, директор Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич, директор Республиканской естественно-математической школы при Адыгейском государственном университете, декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета Дауд Мамий.

Сергей Салихов анонсировал запуск сразу двух масштабных проектов, связанных с реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

«На первом этапе реализации концепции может быть создано до четырех ведущих международных центров в области математики, как на базе высших учебных заведений, так и на базе научных институтов Федерального агентства научных организаций, – заявил выступающий. – Их основной задачей будут, прежде всего, фундаментальные поисковые исследования в области математики». По его словам, 22 сентября Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым был подписан приказ о создании наблюдательного совета, который будет заниматься этим проектом. В него вошли выдающиеся математики, в том числе три лауреата Филдсовской премии: Андрей Окуньков, Максим Концевич и Станислав Смирнов.

Кроме того, Минобрнауки России планирует объявить конкурс среди вузов на открытие позиций федеральных профессоров в области математики. В начале октября будет объявлено о программе среди вузов, подведомственных Минобрнауки России, о поддержке позиций федеральных профессоров в области математики. Эти позиции смогут занять ученые, которые достигли высоких научных результатов в области математики. У победителей конкурса будет возможность самостоятельно выбрать то место, где они хотели бы работать. Сроки контрактов будут достаточно длительными – до 5 лет с последующим продлением. 

«Таким образом, мы создаем абсолютно стабильную среду для работы великих математиков», – подчеркнул Сергей Салихов.

По его словам, большое внимание было уделено финансовому обеспечению этой программы.

«Согласован минимальный уровень оплаты труда федерального профессора в области математики – это четыре средние зарплаты специалиста по экономике, – сказал Сергей Салихов. – Первые итоги конкурса планируется подвести в декабре этого года».

В свою очередь Алексей Благинин рассказал о ряде инициатив, реализуемых на уровне школьного образования.

«22 сентября начались общественные консультации по осуждению проекта примерной программы для средней школы», – сообщил докладчик и пригласил к активному участию в обсуждении программы математического образования для 10-11 классов всех заинтересованных граждан. Он также напомнил о развитии системы оценки качества образования, в том числе – математического.

«В прошлом учебном году ЕГЭ по математике прошел на двух уровнях – базовом и профильном, впервые были проведены национальные исследования качества образования по математике в основной школе, – напомнил Алексей Благинин. – В этом году пройдут аналогичные исследования по информатике для учеников 8-9 классов, выстраивается система всероссийских проверочных работ».

Выступающий также сообщил, что уже в декабре 2015 г. в апробационном режиме в отдельных российских регионах по завершении уровня начального общего образования 4-классники напишут проверочные работы.

Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко выразил уверенность, что программы старшей школы, обсуждение которых запущено, позволят за три года устранить пробелы в математическом образовании, которые есть в ряде школ и регионов. «Программы старшей школы позволят перезапустить структуру математического образования на всех уровнях: ребенок будет переходить из класса в класс, обладая знаниями, необходимыми для продолжения математического образования», – заявил Иван Ященко.

Он обратил особое внимание на открытость этих процессов. «Открытые банки задач, открытые банки национального исследования качества образования, всероссийские проверочные работы – все это дает материал учителю, который может использоваться в ежедневной работе», – отметил руководитель Центра педагогического мастерства.

На особой роли математики в системе человеческих знаний сделал акцент в своем выступлении директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

«Мечта человечества об универсальности, которая проступала, например, в идеях о едином языке эсперанто, достигнута, – отметил он в своем выступлении. – Для формирования идентичности и разума математика является универсальным языком человечества». По мнению Александра Асмолова, приобщение к математике формирует «общечеловеческую идентичность». «Без этого мы не поймем ту уникальную роль в порождении личности, которую дает математика как универсальный язык коммуникации», – заключил он. 


Источник: http://минобрнауки.рф/новости/6306

Вернуться назад