Новость от 24.11.2015

Результаты работы по сближению систем образования России и Республики Беларусь обсудили на объединенном заседании коллегий


24 ноября 2015 г. в Москве на объединенном заседании коллегий Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь руководители образовательных ведомств Союзного государства подвели итоги за 2015 год и наметили перспективы совместной работы в сфере образования, молодежной политики и научно-технического сотрудничества.

Заседание прошло под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова и Министра образования Республики Беларусь Михаила Журавкова.

В мероприятии участвовали Председатель государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства России и Беларуси Иван Бамбиза, члены коллегий Александр Климов, Вениамин Каганов, Сергей Салихов, Вадим Богуш, Аркадий Шкляр, Петр Балтрукович, Виктор Якжик и другие.

Открывая заседание, Дмитрий Ливанов сказал, что насыщенность календаря международных мероприятий 2015 года позволила вести постоянный обмен мнениями по вопросам российско-белорусского сотрудничества на таких площадках, как Форум «Открытые инновации», Форум «Российские инновационные технологии и международный рынок», Форум ученых стран СНГ-2015 и других.

Первый вопрос повестки заседания был посвящен итогам реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011 – 2015 годы в части, касающейся сфер образования и молодежной политики, и выполнению решений совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2014 года.

Основное внимание национальными образовательными ведомствами в 2015 году уделялось реализации государственных гарантий и равных возможностей для населения двух стран в получении качественного образования, обеспечению опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы; формированию системы непрерывного профессионального образования, охватывающей подготовку как работников рабочих специальностей, так и специалистов со средним и высшим образованием; обеспечению приоритета воспитания в системе образования; согласованию принципов и этапов модернизации национальных систем образования, направлений совершенствования программно-планирующей документации, обеспечивающей развитие систем образования в Республике Беларусь и Российской Федерации в соответствии с потребностями модернизируемой экономики.

Говоря о формировании общего образовательного пространства Союзного государства, Дмитрий Ливанов отметил, что проблематика обеспечения в государствах-участниках равных прав при получении образования была объектом постоянного внимания во взаимодействии министерств образования России и Беларуси. Мероприятия по обеспечению равных прав при поступлении в высшие учебные заведения Союзного государства позволили установить сроки проведения вступительных экзаменов в Беларуси и проведения ЕГЭ в России таким образом, чтобы была обеспечена возможность белорусским абитуриентам принимать участие в централизованном тестировании в Беларуси и сдавать ЕГЭ в России, а российским абитуриентам участвовать в централизованном тестировании в Беларуси.

«Сформированная к настоящему времени нормативная база и организация приемных кампаний обеспечивают гражданам Союзного государства равные права при поступлении в вузы двух стран», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.

На заседании объединенной коллегии было отмечено, что сегодня созданы и действуют специализированные информационные ресурсы (в Беларуси – сайт Республиканского института контроля знаний, республиканский сайт «Абитуриент», электронный справочник абитуриента «KudaPostupat.by», в России – официальный портал единого государственного экзамена), на которых размещена и постоянно актуализируется информация о нормативных актах, регламентирующих организацию, проведение, сдачу ЕГЭ и ЦТ, расписание проведения испытаний, демонстрационные варианты тестовых заданий. Ежегодно организуется работа «Горячих линий» по вопросам вступительных кампаний, информация о которых размещается на официальных сайтах министерств.

В соответствии с ежегодно выделяемой Правительством Российской Федерации квотой на 2015-2016 учебный год Республике Беларусь выделено 28 государственных стипендий для обучения в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

Всего в российских вузах в настоящее время за счет средств федерального бюджета и на платной основе обучается 18 427 граждан Республики Беларусь.

Также Дмитрий Ливанов затронул тему дополнительного образования.

«Было подтверждено наличие в России и Беларуси широких возможностей развития дополнительных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования, использования сетевых ресурсов и технологий для обеспечения информационно-образовательной интеграции», – сказал Министр.

В свою очередь Министр образования Республики Беларусь Михаил Журавков сказал: «В первом приближении мы видим, что практически по всем направлениям сотрудничества есть положительная динамика, что несомненно позитивно сказывается на результатах работы не только систем образования, но и на результатах социально-экономического развития Беларуси и России в целом». Михаил Журавков отметил, что совместно успешно решаются вопросы не только повышения качества образования, но и воспитания школьной молодежи.

Далее члены коллегий перешли к обсуждению перспектив развития общего образовательного пространства Союзного государства.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов сказал, что в текущем году проделана большая работа по формированию единого образовательного пространства, проведена значительная аналитическая работа в области нормативно-правового регулирования и результаты этой работы рассмотрены на заседании групп высокого уровня Союзного государства.

Также было отмечено, что в настоящее время  совместно с белорусской стороной прорабатывается вопрос о проведении совместной аккредитации учреждений профессионального образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Проект соответствующего межведомственного соглашения проходит стадию согласования.

Развивается сотрудничество в сфере среднего и дополнительного профессионального образования с участием Союза директоров ссузов России, Республиканского института профессионального образования (РИПО, г. Минск), российских и белорусских профессиональных образовательных организаций. Основными направлениями взаимодействия указанных организаций являются научные исследования в области разработки образовательных стандартов, современных педагогических технологий, комплексного учебно-методического и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности, повышения качества обучения и воспитания, совершенствования процессов информатизации учебной деятельности, организации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

Участники совещания отметили, что перспективными направлениями сотрудничества в данной сфере определена реализация обмена опытом по внедрению ФГОС нового поколения, разработка возможностей получения двух дипломов для студентов, сотрудничество в сфере патриотического воспитания молодежи, а также стимулирование обмена опытом как между обучающимися, так и между педагогическими работниками.

Особое внимание на заседании было уделено партнерским связям между профессиональными образовательными организациями Российской Федерации и Республики Беларусь по подготовке участия в движении WorldSkills. В ходе обсуждения вопросов дальнейшего развития этого движения было предложено проводить чемпионаты по методике WorldSkills среди стран СНГ, стремиться к гармонизации стандартов подготовки рабочих и инженерных кадров, механизмов независимой оценки квалификаций, обмениваться лучшими практиками.

Развивается сотрудничество в сфере образования взрослых. В частности реализуются совместные исследовательские и практико-ориентированные проекты, поддержанные грантами РГНФ и БФФИ, результаты которых публикуются в форме совместных монографий и статей в рецензируемых изданиях. Кроме того, проводятся совместные научно-практические семинары и мероприятия по повышению квалификации педагогов-практиков.

Александр Климов отметил, что в настоящее время Министерством образования и науки ведется сбор заявок для формирования региональных опорных пунктов в целях социально-экономического развития России.

«Мы считаем, что такие региональные опорные университеты могут стать основой формирования кадрового потенциала для инновационной экономики регионов Баларуси и России», – сказал Александр Климов.

Первый заместитель министра образования Республики Беларусь Вадим Богуш в своем выступлении обратил особое внимание на профильное обучение в старших классах и развитии инклюзивного образования, а также отметил необходимость совершенствования нормативного и научно-методического обеспечения, синхронизации образовательного процесса в новых типах учреждений.

Следующий вопрос повестки был посвящен формированию и перспективам развития единого научно-технологического пространства Союзного государства.Участники коллегий отметили, что работа строится в соответствиис перечнем приоритетных направлений научно-технического и инновационного сотрудничества. Вместе с тем, происходит трансформация системы широких тематических приоритетов в систему проектов с высокой инновационной составляющей, обеспечивающих инновационное развитие экономики.

Директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Салихов в своем докладе отразил основные направления формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, отметив необходимость расширения приоритетных направлений научно-технологического и инновационного сотрудничества на период 2014-2017 гг. Среди первоочередных задач было обозначено развитие непосредственного межотраслевого сотрудничества промышленных министерств обеих стран, обеспечение эффективной реализации результатов исследований и разработок в реальных отраслях экономики. Также Сергей Салихов подчеркнул, что необходимо расширять состав Российско-Белорусской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, налаживать координацию, представляющую взаимный интерес научно-технологических и инновационных разработок и организацию на этой основе трансфера передовых технологий, а также необходима актуализация приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства.

Сергей Салихов отметил, что в настоящее время в стадии реализации находятся 8 научно-технических программ союзного государства. Среди них программа «Исследование и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства», которая начала реализовываться в 2015 году. Конечным результатом программы «СКИФ-НЕДРА» является появление технологий эффективного решения ресурсоемких вычислительных задач, возникающих при поиске, разведке и разработке месторождений углеводородного сырья и других целевых полезных ископаемых. Технологии включают в себя опытные образцы прикладных программных средств и высокопроизводительных специализированных предметно-ориентированных ЭВМ, взаимооптимизированных для максимального полезного использования ресурсов и наиболее эффективного решения поставленных задач. Реализация программы проходит при тесном взаимодействии российских и белорусских разработчиков, работы координирует созданный совместный научно-координационный совет. Концепции двух программ Союзного государства утверждены, сами программы находятся в стадии разработки. В стадии разработки находятся также еще 11 программ, концепции которых согласованы Минобрнауки России и ГКНТ Беларуси.

Председатель государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр Шумилин сказал: «В рамках Союзного государства нашими ведомствами наработан хороший уровень сотрудничества, а результаты совместных программ получили  международное признание. Однако даже при таком уровне взаимодействия назрел вопрос более активного сотрудничества регионов России и Беларуси в разработке новых программ Союзного государства».

Заключительным вопросом, рассмотренным на объединенном заседании коллегий двух стран, стал ход реализации Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Российской Федерации в области молодежной политики от 15 декабря 2014 года. В докладах, которые представили заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов и его белорусский коллега – заместитель министра образования республики Беларусь Виктор Якжик было отмечено, что в рамках сотрудничества министерства образования России и Белоруссии ежегодно организуют совместные мероприятия, направленные на развитие молодежной интеграции.

Так, например, в сентябре 2015 была проведена гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь отчизны» на базе образовательно-оздоровительного центра «Зубренок». В этом мероприятии, инициированном Комиссией по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и профинансированном за счет средств бюджета Союзного государства,  приняли участие 423 человека. Мероприятия смены были направлены на военно-патриотическое воспитание молодежи, укрепление международного и межнационального сотрудничества, развитие связей между учреждениями образования Беларуси и России, а также обмен опытом между образовательными организациями России и Беларуси, совершенствование системы кадетского образования двух стран.

На ежегодной основе проводится олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

В 2015 году 10-я юбилейная олимпиада прошла в Гомеле Республики Беларусь под знаком празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В программу олимпиады были включены творческие конкурсы (по истории, риторике, литературному чтению), а также лингвистическая викторина.

Вениамин Каганов отметил, что совместный план мероприятий Минобрнауки России и Минобразования Беларуси в сфере государственной молодежной политики и дополнительного образования детей насчитывает более ста мероприятий, среди которых 70 процентов занимают мероприятия молодежной политики, а 30 процентов – мероприятия в сфере дополнительного образования детей.

Виктор Якжик в своем выступлении подчеркнул, что в первую очередь расширились территориальные границы сотрудничества. Тесные связи установлены с 65 регионами Российской Федерации, в том числе с 38 регионами в рамках региональных программ сотрудничества.

Подводя итог, Дмитрий Ливанов поблагодарил всех участников за проделанную совместную работу и выразил уверенность, что ее результаты придадут импульс, необходимый для повышения эффективности совместной деятельности и углубления интеграции систем образования в духе Договора о создании Союзного государства.

«Прозвучавшие сегодня мнения об итогах реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы подтверждают прогнозные оценки в достижении наиболее тесной межгосударственной  интеграции в научно-образовательной сфере в результате реализации согласованных мер по укреплению Союзного государства», – сказал Министр.

В торжественной атмосфере министры подписали итоговые протоколы.


Источник: http://минобрнауки.рф/новости/6925

Вернуться назад